Файл: Биография и научно-практическая деятельность Анри Файоля.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 3
Образовательная отрасль-сложная педагогическая система. Успешность ее деятельности определяется влиянием многих факторов. Одним из основных,, является управление.Его результативность, как показывает мировой опыт, обеспечивается не административно-функциональной моделью, а менеджментом.
Менеджмент как наука является относительно новой. Ее возникновение связывают с началом ХХ века. Большой вклад в развитие сделал А. Файоль. Можно заметить противоречие между актуальностью идей ученого и недостаточным овладением ими руководителями образовательных учреждений.
В статьях акцентируется внимание на вкладе Анри Файоля в развитие менеджмента как науки.Авторами таких исследований являются О.С. Виханский, А.И. Наумов, и др.
1. Биография Анри Файоля
Биографических данных о жизни Анри Файоля известно немного, только то, что родился Анри Файоль в 1841 году, недалеко от Стамбула. О родителях известно, что отец занимался строительством, по профессии был инженер, руководил строительно-монтажными работами. Семья Файоля вернулась во Францию в 1847 году.
Анри Файоль обучался в Горной школе в Сент-Этьен, которую успешно окончил в 1860 году. В девятнадцати летнем возрасте Анри Файоль поступает на службу в горнодобывающую кампанию, которая именуется Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville. В этой кампании на руководящей должности Анри Файоль работал с 1888 по 1918 г.
Большинство ученых считают, что на возникновение и развитие науки о менеджменте в целом и образовательного менеджмента, оказали влияние четыре подхода: выделения школ управления, процессный, системный и ситуационный.
Основателем одной из научных школ был А. Файоль. В ее основу положен его собственный опыт успешного управления большой горно-металлургической компанией во Франции.
Американцы не случайно называют Файоля отцом менеджмента. Ведь он впервые дает определение управления и рассматривает его как целостный процесс. Заслугой Файоля является обоснование принципов управления.
2. Научно-практическая деятельность Анри Файоля
Анализ творческого наследия ученого позволяет утверждать, что важным для управления является предвидение. Оно, по Файолю, позволяет спроектировать будущее и определить действия для его реализации. Состовляющей этого процесса является формирование программы действий.
Для разработки программы, по мнению Файоля, руководящий персонал должен обладать: искусством управления людьми; большой активностью; определенным моральным мужеством; устойчивым служебным положением; признанной компетентностью в профессиональной деятельности предприятия; общими деловыми качествами.
Реализация программы действий невозможна без организации деятельности предприятия.Обладая необходимыми материальными ресурсами, персоналом, социальный организм выполняет группу операций: технические (производство и обработку), коммерческие (покупку, обмен и продажа), финансовые (привлечение и использование средств), страховые (страхование, охрану имущества и людей), учетные (бухгалтерию, калькуляцию, учет, статистику), административные (организацию, распорядительство, координирование и контроль), обеспечивающих функционирование организации.
Сформировав структуру и персонал организации, управленец должен побудить их работать. Переход от построения социального организма к конкретной деятельности связано с выполнением распорядительной функции менеджмента.Для более эффективного внедрения управления менеджер, по мнению Файоля:
- глубоко должен знать свой персонал;
- освобождать неспособных работников;
- хорошо знать договора между предприятием и подчиненными;
- подавать хороший пример для персонала;
- осуществлять периодические обзоры предприятия, во время этих осмотров использовать синоптические таблицы;
- проводить совещания со своими главными сотрудниками для достижения единства управления и согласования усилий;
- не загружать свое внимание мелочами;
- добиваться, чтобы среди персонала господствовала действенность, инициатива, чувство долга
Результатами успешной координации работы является согласованность деятельности всех структурных подразделений; каждый из них точно осознает свое участие в общем деле; ход дел постоянно согласуется с обстоятельствами
Зато на предприятиях с плохой координацией наблюдается противоположная картина, и как результат никто не проявляет интереса к общему делу.
Для того, чтобы избежать неточностей, Файоль рекомендует действенное средство – проведение совещаний руководителей служб и подразделений. Также он придавал важное значения функции контроля. Ученый считал, что контроль позволяет установить, что все происходит в соответствии с программы действий, приказов и установленных принципов.
Целью контроля является выявление ошибок и отклонений, чтобы можно было их обнаружить и избежать в будущем. Поэтому он должен применяться по отношению ко всему.
Вывод
В сегодняшних условиях важная роль отводится управлению. Современный руководитель должен быть именно менеджером.
Овладеть это сложное ремесло можно в сочетании практической деятельности с внедрением достижений педагогической науки. Основы современного менеджмента берут начало из научных школ управления.
Значима деятельность основателя классической школы Анри Файоля. Значение заключается в том, что он впервые вводит в научный оборот термин «управление», разрабатывает его универсальные принципы, рассматривает этот процесс на уровне организации. Также заслуживают внимания предложенные ученым функции управления. Многие из идей, связанных с учением о функциях менеджмента, актуальны и сегодня.
Список использованной литературы
1. Файоль А. Общее и промышленное управление. Ч. І. Необходимость и возможность административного образования. Гл. І. Определение управления [Электронный ресурс] // Анри Файоль. – Режим доступа : http://gtmarket.ru /laboratory / basis / 5783
2. Файоль А. Общее и промышленное управление. Ч. ІІ. Принципы и элементы управления. Гл. 2. Элементы управления [Электронный ресурс] // Анри Файоль. – Режим доступа : http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5783/5788
3. Вергилес Э. В. Анализ принципов управления Анри Файоля [Текст] / Э. В. Вергилес. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та экономики, статистики и информатики, 2001. – 28 с.4. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник. / / О.С. Виханский, А.И. Наумов, - М.: Гардарики, 2017. - 528 с.
5. Герчикова, И.Н. Управление персоналом // И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2016. - 501 с.
6 Кравченко, А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов // А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2018. - 352 с.
7. Менеджмент организации: Учебное пособие // Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2016. - 304 с.
8. Менеджмент: учебник // под ред. проф. В.И. Корлёва. - М.: Экономист, 2015 - 432 с.
9. Попов, А.В. Теория и организация американского менеджмента // А.В. Попов. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - 152 с.
10. Семенова, И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов // И.И. Семенова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 222 с.
11. Чередниченко, И.П. Психология управления // И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 608 с.