ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2020
Просмотров: 1464
Скачиваний: 11
Потребности,
чувства, переполняющие подростка,
выплескиваются в воображаемой ситуации.
Неудовлетворенные в реальной жизни
желания легко исполняются в мире
фантазий: замкнутый подросток, которому
трудно общаться со сверстниками,
становится героем и ему рукоплещет
толпа; невзрачная девочка превращается
в первую красавицу на балу и в нее сразу
же влюбляется то ли принц, то ли мальчик
из соседнего класса. Вообще фантазирует
не счастливый, а неудовлетворенный
человек, а поскольку в подростковом
возрасте много острых личных проблем,
воображение в это время становится на
службу бурной эмоциональной жизни. В
свой мир фантазий подрос-
ток никого
не допускает, он может поделиться этой
интимной информацией только с близким
другом. Но игра воображения не только
доставляет удовольствие и приносит
успокоение. В своих фантазиях подросток
лучше осознает собственные влечения и
эмоции, впервые начинает представлять
свой будущий жизненный путь. Смутные
побуждения предстают перед ним в яркой
образной форме. Подростковый
возраст
—
трудный период полового созревания и
психологического взросления ребенка.
В самосознании происходят значительные
изменения: появляется чувство взрослости
—
ощущение себя взрослым человеком,
центральное новообразование младшего
подросткового возраста. Возникает
страстное желание если не быть, то хотя
бы казаться и считаться взрослым.
Отстаивая свои новые права, подросток
ограждает многие сферы своей жизни от
контроля родителей и часто идет на
конфликты с ними. Кроме стремления к
эмансипации, подростку присуща
сильная
потребность в общении со сверстниками.
Ведущей деятельностью в этот период
становится интимно-личностное общение.
Появляются подростковая дружба и
объединение в неформальные группы.
Возникают и яркие, но обычно сменяющие
друг друга увлечения.
По
выражению Л.С. Выготского, «в структуре
личности подростка нет ничего устойчивого,
окончательного, неподвижного». Личностная
нестабильность порождает противоречивые
желания и
поступки: подростки стремятся
во всем походить на сверстников и
пытаются выделиться в группе, хотят
заслужить уважение и бравируют
недостатками, требуют верности и меняют
друзей. Благо-
даря интенсивному
интеллектуальному развитию появляется
склонность к самоанализу; впервые
становится возможным самовоспитание.
У подростка складываются разнообразные
образы «Я», первоначально изменчивые,
подверженные внешним влияниям. К концу
периода они интегрируются в единое
целое, образуя на границе ранней юности
«Я-конпепцию», которую можно считать
центральным новообразованием всего
периода.
Глава 7
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ РАННЯЯ ЮНОСТЬ (ОТ 15 ДО 17 ЛЕТ).
Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст — затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап — раннюю юность — считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
§ 1. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.
15
(или
14-16)
лет
—
переходный период между подростковым
и юношеским возрастом. Это время
приходится на
9
класс, если иметь в виду 11-летнюю
общеобразовательную школу. В
9
классе решается вопрос о дальнейшей
жизни: что делать
—
продолжить обучение в школе, пойти в
училище или работать? По существу, от
старшего подростка общество требует
профессионального самоопределения,
хотя и первоначального. При этом он
должен разобраться в собственных
способностях и склонностях, иметь
представление о будущей профессии и о
конкретных способах достижения
профессионального мастерства в избранной
области. Это сама по себе крайне сложная
задача. Еще более она усложняется в наше
время
—
переломный исторический период, когда
рушатся
выработанные предыдущими
поколениями стереотипы, ценности, в
частности, представления о значимости
образования и престижности той или иной
профессии.
Исследований,
отражающих современный уровень
личностного развития 15-летних детей и
специфику решения ими жизненно важных
задач, пока еще нет. Воспользуемся
данными 80-х годов.
И.В. Дубровина
показала, что далеко не все старшие
подростки к концу
IX
класса (в то время
VIII
класса) могут выбрать профессию и
связанный с нею дальнейший путь обучения.
Многие из них
тревожны, эмоционально
напряжены и боятся любого выбора. Поэтому
они склонны продолжить обучение в школе.
На это решение влияет и усиливающаяся
привязанность к своей школе, сложившиеся
дружеские отношения с одноклассниками,
привычные отношения с учителями. Часть
девятиклассников, неудовлетворенных
своей невысокой успеваемостью и
положением в классе, напротив, стремится
скорее окончить школу. Но им тоже не
вполне ясно, что их ждет впереди, и это
неопределенное будущее вызывает у них,
опасения. В это время усиливается
значимость собственных ценностей, хотя
дети еще во многом подвержены внешним
влияниям. В связи с развитием самосознания
усложняется отношение к себе. Если
раньше подростки судили о себе категорично,
достаточно прямолинейно, то теперь
—
более тонко. Появляются неопределенные,
амбивалентные оценочные суждения такого
типа: «Я не хуже, но и не лучше других».
«У меня плохой характер, но он меня
устраивает».
В 9 классе возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода тревожности по сравнению с 8 классом вызвано, главным образом, особым положением выпускного класса, предстоящими впереди экзаменами, отбором в 10 класс и, возможно, началом нового жизненного пути. Тревожность поэтому одинаково высока и у девочек, и у мальчиков, тогда как раньше мальчики были менее тревожными.
В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Больший интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Будущая жизнь интересует девятиклассников, в первую очередь, с точки зрения профессиональной. Они достаточно четко излагают свои представления о системе общественных отношений, о том, как вписывается в нее человек. Например: «У нас в стране свободный выбор специальностей. Любой человек может после школы пойти в любой вуз или техникум, выбрать занятие по душе. А если выбрал, будь добр — работай с полной отдачей, используя все свои знания».
Что
касается межличностных отношений,
отношений в семье, то они становятся
менее значимыми. Именно этот план больше
всего волновал подростков раньше. Их
суждения были пристрастными, эмоционально
насыщенными. Приведем в качестве примера
отрывки из сочинений восьмиклассниц:
«Мужчина должен быть главой семьи во
всем
—
приятно видеть мужчину, стоящего в
очереди за фруктами и овощами, относящего
вещи в прачечную». «Мужчины очень
изменились. Сейчас для них существуют
только телевизор, тахта, тапочки. Ничего
их не интересует. Они очень
обленились,
мужчину нельзя сравнить с женщиной. Он
не готовит обедов, редко когда убирается,
но зато часто ест». Девятиклассники,
поглощенные вопросами профессионального
самоопределения, нейтрально, без особого
интереса упоминают семейные роли:
«хороший семьянин», «любящая жена и
мать». Эта сторона жизни отступает у
них на второй план.
§ 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
Как протекает процесс развития в ранней юности? Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда — внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
Но
не у всех детей этот период оказывается
напряженным. Наоборот, некоторые
старшеклассники плавно и постепенно
продвигаются к переломному моменту в
своей жизни, а затем относи-
тельно
легко включаются в новую систему
отношений. Им не свойственны романтические
порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью,
их радует спокойный, упорядоченный
уклад жизни. Они
больше интересуются
общепринятыми ценностями, в большей
степени ориентируются на оценку
окружающих, опираются на авторитет. У
них, как правило, хорошие отношения с
родителями, а учителям они практически
не доставляют хлопот. Тем не менее, при
таком благополучном протекании ранней
юности существуют и некоторые минусы
в личностном развитии. Дети менее
самостоятельны, более пассивны, иногда
более поверхностны в своих привязанностях
и увлечениях. Вообще считается, что к
полноценному становлению личности
приводят поиски и сомнения, характерные
для юношеского возраста. Те, кто прошел
через них, обычно в большей мере
независимы, творчески относятся к делу,
обладают более гибким мышлением,
позволяющим принимать самостоятельные
решения в сложных ситуациях,
—
по сравнению с теми, у кого процесс
формирования личности проходил в это
время легко.
Встречаются
еще два варианта развития. Это, во-первых,
быстрые, скачкообразные изменения,
которые, благодаря высокому уровню
саморегуляции, хорошо контролируются,
не вызывая резких эмоциональных срывов.
Дети рано определяют свои жизненные
цели и настойчиво стремятся к их
достижению. Однако при высокой
произвольности, самодисциплине у них
слабее развиты рефлексия и эмоциональная
сфера. Еще один вариант связан с особенно
мучительными поисками своего пути.
Такие дети не уверены в себе и себя плохо
понимают. Недостаточное развитие
рефлексии, отсутствие глубокого
самопознания здесь не компенсируется
высокой произвольностью. Дети импульсивны,
непоследовательны в поступках и
отношениях, недостаточно ответственны.
Часто
они отвергают ценности родителей, но
вместо этого не в состоянии предложить
ничего своего. Влившись во взрослую
жизнь, они продолжают метаться и долго
остаются неприкаянны-
ми. Динамика
развития в ранней юности зависит от
ряда условий. Прежде всего, это особенности
общения со значимыми людьми, существенно
влияющие на процесс самоопределения.
Уже в пере-
ходный от подросткового
к юношескому возрасту период у детей
возникает особый интерес к общению со
взрослыми. В старших классах эта тенденция
усиливается.
При
благоприятном стиле отношений в семье
после подросткового возраста
—
этапа эмансипации от взрослых
—
обычно восстанавливаются эмоциональные
контакты с родителями, причем на
более
высоком, сознательном уровне. По данным
многочисленных опросов, проводившихся
в России, старшеклассники больше всего
хотели бы видеть в родителях друзей и
советчиков. Отвечая на вопрос: «Чье
понимание для вас важнее всего, независимо
от того, как фактически понимает вас
этот человек?»
—
большинство мальчиков на первое место
поставили родителей. Ответы девочек
более
противоречивы, но и для них родительское
понимание крайне важно. При ответе на
вопрос: «С кем бы ты стал советоваться
в сложной житейской ситуации?»
—
и мальчики, и девочки поставили на первое
место мать, на втором месте у мальчиков
оказался отец, а у девочек
—
друг (подруга). При всем своем стремлении
к самостоятельности дети нуждаются в
жизненном опыте и помощи старших; семья
остается тем местом, где они чувствуют
себя наиболее спокойно и уверенно. С
родителями обсуждаются в это время
жизненные перспективы, главным образом,
профессиональные. С отцом уточняются
важнейшие планы на будущее, намечаются
способы достижения
поставленных
целей и, кроме того, анализируются
трудности, связанные с учебой. Диапазон
вопросов, обсуждаемых с матерью, шире:
он включает, помимо планов на будущее,
удовлетворенность ситуацией в школе и
особенности жизни в семье. Жизненные
планы дети могут обсуждать и с учителями,
и со своими взрослыми знакомыми, чье
мнение для них важно.
Старшеклассник относится к близкому взрослому как к идеалу. В разных людях он ценит разные их качества, они выступают для него как эталоны в разных сферах — в области человеческих отношений, моральных норм, в разных видах деятельности. К ним он как бы примеривает свое идеальное «Я» — каким он хочет стать и будет во взрослой жизни. Как показал один из опросов, 70% старшеклассников «хотели бы быть такими людьми, как родители», 10% хотели бы походить на родителей «кое в чем».
Отношения
со взрослыми, хотя и становятся
доверительными, сохраняют определенную
дистанцию. Содержание такого общения
личностно значимо для детей, но это не
интимная информация.
Кроме тою, в
общении со взрослыми им не обязательно
достигать глубокого самораскрытия,
чувствовать реальную психологическую
близость. Те мнения и ценности, которые
они получают от взрослых, затем
фильтруются, могут отбираться и
проверяться в общении со сверстниками
—
общении «на равных».
Общение
со сверстниками тоже необходимо для
становления самоопределения в ранней
юности, но оно имеет другие функции.
Если к доверительному общению со взрослым
старшеклассник
прибегает, в основном,
в проблемных ситуациях, когда он сам
затрудняется принять решение, связанное
с его планами на будущее, то общение с
друзьями остается интимно-личностным,
исповедальным. Он так же, как и в
подростковом возрасте, приобщает другого
к своему внутреннему миру
—
к своим чувствам, мыслям, интересам,
увлечениям. С лучшим другом или подругой
обсуждаются случаи наибольших
разочарований, переживаемых в настоящее
время, отношения со сверстниками
—
представителями противоположного пола
(помимо вопросов проведения свободного
времени, о чем говорят и с менее близкими
друзьями). Содержание такого общения
—
реальная жизнь, а не жизненные перспективы;
передаваемая другу информация достаточно
секретна. Общение требует взаимопонимания,
внутренней близости, откровенности.
Оно основано на отношении к другому как
к самому себе, в нем раскрывается
собственное реальное «Я». Оно поддерживает
самопринятие, самоуважение. Юношеская
дружба уникальна, она занимает
исключительное положение в ряду других
привязанностей. Однако потребность в
интимности в это время практически
ненасыщаема, удовлетворить ее крайне
трудно. Повышаются требования к дружбе,
усложняются ее критерии. Юность считается
привилегированным возрастом дружбы,
но сами старшеклассники считают настоящую
дружбу редкой. Как выяснилось при опросе,
только
33%
мальчиков из выпускных классов находят,
что «настоящая дружба среди сверстников
встречается часто».
Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения), может появиться первая настоящая влюбленность.