ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2020
Просмотров: 1460
Скачиваний: 11
Старшеклассники, представляя себе, какими они будут в близкой уже взрослой жизни, ожидают прихода глубокого, яркого чувства. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением. Как пишет И.С. Кон, мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит.
Противопоставление
любви как высокого чувства и биологической
сексуальной потребности особенно резко
выражено у мальчиков. Влюбляясь, они в
общем-то верно называют дружбой
зарождающуюся привязанность, и в то же
время испытывают сильный, лишенный
тонкого психологического содержания,
эротизм. Мальчики часто преувеличивают
физические аспекты сексуальности, но
некоторые пытаются от этого отгородиться.
Обычно в таких случаях психологической
защитой служат аскетизм или интеллектуализм.
Вместо того, чтобы научиться контролировать
про-
явления своей чувственности,
они стремятся их полностью подавить:
аскеты
—
потому, что чувственность «грязна», а
интеллектуалы
—
потому, что она «неинтересна».
Старшеклассники так же, как и подростки,
бывают склонны подражать друг другу и
самоутверждаться в глазах сверстников
с помощью действительных или мнимых
«побед». Не только в средних, но и в
старших классах легкие влюбленности
напоминают эпидемии: как только появляется
одна пара, тут же влюбляются все остальные.
Причем многие увлекаются одновременно
одной и той же наиболее популярной в
классе девочкой (или мальчиком).
Способность к интимной юношеской дружбе
и романтической любви, возникающая в
этот период, скажется в будущей взрослой
жизни. Эти наиболее глубокие отношения
определят важные стороны развития
личности, моральное самоопределение и
то, кого и как будет любить уже взрослый
человек.
§ 3. ЛИЧНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА
Для
ранней юности характерна устремленность
в будущее. Если в
15
лет жизнь кардинально не изменилась и
старший подросток остался в школе, он
тем самым отсрочил на два года выход во
взрослую жизнь и, как правило, сам выбор
дальнейшего нуги. В этот относительно
короткий срок необходимо создать
жизненный план
—
решить вопросы, кем быть (профессиональное
самоопределение) и каким быть (личностное
или моральное самоопределение). Жизненный
план
—не
тоже самое, что подростковые туманные
мечты о будущем. Когда планы сводятся
к намерению учиться, заниматься в будущем
интересной работой, иметь верных друзей
и много путешествовать, это еще нельзя
назвать жизненной перспективой.
Старшеклассник должен не просто
представлять себе
свое будущее в
общих чертах, а осознавать способы
достижения поставленных жизненных
целей. В выпускном классе дети
сосредоточиваются на профессиональном
самоопределении. Оно предполагает
самоограничение, отказ от подростковых
фантазий, в которых ребенок мог стать
представителем любой, самой привлекательной
профессии. Старшекласснику приходится
ориентироваться в различных профессиях,
что совсем не просто, поскольку в основе
отношения к профессиям лежит не свой
собственный, а чужой опыт
—
сведения, полученные от родителей,
друзей, знакомых, из телепередач и
т.д.
Этот опыт обычно абстрактен, не пережит,
не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно
верно оценить свои объективные возможности
—
уровень учебной подготовки, здоровье,
материальные условия семьи и, главное,
свои способности и склонности. На что
ориентируются старшеклассники при
выборе профессии? В 80-е годы для них
наиболее значимыми были три фактора;
престижность профессии (ее социальная
ценность), качества личности, присущие
представителям этой профессии, и
принципы, нормы отношений, характерные
для данного профессионального круга.
Сейчас, видимо, одним из наиболее важных
факторов становится материальный
—
возможность много зарабатывать в
будущем. То, насколько престижной
окажется вы бранная профессия или вуз,
в который ребенок собирается поступать,
зависит от его уровня притязаний.
Существует четкая тенденция, проявляющаяся
на протяжении старших классов: чем ближе
школьный выпуск, тем чаще пересмотры
своих жизненных планов, ниже уровень
притязаний. Это может быть следствием
разумного отказа от беспочвенных надежд,
но может быть и проявлением малодушия,
страха перед решительным шагом.
Самоопределение, как профессиональное,
так и личностное, становится центральным
новообразованием ранней юности. Это
новая внутренняя позиция, включающая
осознание себя как члена общества,
принятие своего места в нем
.
Самоопределение связано с новым
восприятием времени
—
соотнесением прошлого и будущего,
восприятием настоящего с точки зрения
будущего. В детстве время осознанно не
воспринималось и не переживалось, теперь
осознается временная перспектива: «Я»
охватывает принадлежащее ему прошлое
и устремляется в будущее. Но восприятие
времени противоречиво. Чувство
необратимости времени часто сочетается
с представлениями о том, что время
остановилось. Старшеклассник чувствует
себя то очень молодым, даже совсем
маленьким, то, наоборот, совсем старым
и все испытавшим. Лишь постепенно
устанавливается связь между «мной как
ребенком» и «тем взрослым, которым я
стану», преемственность настоящего и
будущего, что важно для личностного
развития.
Устремленность
в будущее только тогда благотворно
влияет на формирование личности, когда
есть удовлетворенность настоящим. При
благоприятных условиях развития
старшеклассник стремится в будущее не
потому, что ему плохо в настоящем, а
потому, что впереди будет еще лучше.
Осознание временной перспективы и
построение жизненных планов требуют
уверенности в себе, в своих силах и
возможностях. По американским данным,
подростки
12-13
лет значительно чаще, чем младшие дети,
думают, что взрослые и сверстники
оценивают их отрицательно, их самоуважение
несколько снижается. После
15
лет самоуважение снова возрастает, не
только компенсируя «потери» подросткового
периода, но и превосходя уровень
самоуважения младших школьников. В
российских школах была выявлена
интересная динамика развития самооценки.
Типично юношеские особенности характерны
для самооценки десятиклассников
—
она относительно устойчива,
высока,
сравнительно бесконфликтна, адекватна.
Дети именно в это время отличаются
оптимистичным взглядом на себя, свои
возможности и не слишком тревожны. Все
это, безусловно, связано с формированием
«Я-концепции» и необходимостью
самоопределения.
В
11,
выпускном классе ситуация становится
более напряженной. Жизненный выбор,
который в прошлом году был достаточно
абстрактным, становится реальностью.
Часть старшеклассников и сейчас сохраняет
«оптимистичную» самооценку. Она не
слишком высока, в ней гармонично
соотносятся желания, притязания и оценка
собственных возможностей. У других
десятиклассников самооценка высока и
глобальна
—
охватывает все стороны жизни; смешивается
желаемое и реально достижимое. Еще одна
группа детей отличается, напротив,
неуверенностью в себе, переживанием
того разрыва между притязаниями и
возможностями, который ими ясно
осознается. Их самооценка низка,
конфликтна. В этой группе много девочек.
В связи с изменениями в самооценке в
11
классе повышается тревожность.
Рассматривая тенденции в развитии
самооценки в старших
классах, отметим,
что самооценка конкретного ученика
зависит не только от общей ситуации, но
и от индивидуальных ценностных ориентаций,
определяющих оценочный компонент
«Я-концепции». Допустим, мальчик считает
себя талантливым физиком и планы на
будущее для него ясны. Но, несмотря на
профессиональное самоопределение, его
самоуважение невысоко, поскольку
основывается не только на интеллектуальных
качествах
—
для него важны и общительность, умение
поддерживать дружеские отношения,
которыми он не обладает.
Несмотря
на некоторые колебания в уровнях
самооценки и тревожности и разнообразие
вариантов личностного развития, можно
говорить об общей стабилизации личности
в этот период, начавшейся с формирования
«Я-концепции» на границе подросткового
и старшего школьного возрастов.
Старшеклассники в большей степени
принимают себя, чем подростки, их
самоуважение в
целом выше. Интенсивно
развивается саморегуляция, повышается
контроль за своим поведением, проявлением
эмоций. Настроение в ранней юности
становится более устойчивым и осознанным.
Дети в
16-17
лет, независимо от темперамента, выглядят
более сдержанными, уравновешенными,
чем в
11-15.
В это время начинает развиваться и
нравственная устойчивость личности. В
своем поведении старшеклассник все
больше ориентируется на собственные
взгляды, убеждения, которые формируются
на основе приобретенных знаний и своего,
пусть не очень большого, жизненного
опыта. Знания об окружающем мире и нормах
морали объединяются в его сознании в
единую картину.
Благодаря этому
нравственная саморегуляция становится
более полной и осмысленной. Самоопределение,
стабилизация личности в ранней юности
связаны с выработкой мировоззрения.
Старшеклассники пишут: «Трудный возраст
(т.е. подростковый) обозначает, скорее,
период физических перемен, тогда как
кризис юности означает ряд моальных
или философских проблем». «В трудном
возрасте ты еще ребенок, который
капризничает и хочет показать свою
самостоятельность».
Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. В это же время он достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накопление и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идет к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. Старшеклассник, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?» «Какое место я занимаю в нем?» «Каковы мои возможности?» «Какой я?» Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне. Безусловно, не у всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение — система ясных, устойчивых убеждений. Учителя дают такие характеристики отдельным школьникам: «Беспринципный, никогда не знаешь, как он поступит, всегда смотрит, откуда ветер дует». «Всегда идет на поводу у других, не имеет своего мнения». Опрос, проводившийся в 10 классах московских школ совсем не- давно (в 90-е годы), показал, что 50% учеников считают себя склонными изменять свое решение под воздействием товарищей и взрослых, 69% наблюдают у себя колебания при выборе собствен- ной позиции, не уверены в правоте своей точки зрения. В связи с этим полезно вспомнить положение Э. Эриксона о необходимости мировоззренческого выбора в юности. Отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствует ее психическому здоровью.
Еще один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность — период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
1 Забегая вперед, отметим, что страх расставания обостряется на втором году жизни, между 15 и 18 месяцами, а затем постепенно ослабевает.
2 Термин В. Элиасберга «автономная речь» в последнее время мало используется в отечественной психологии, поскольку он имеет оттенок спонтанности, независимости от общения и усвоения взрослой речи (что, конечно, неверно). Чаще детская речь, характерная для 1 года, называется ситуативной. Нам представляется удобным говорить об автономной речи, так как ситуативность — одна из ее характеристик.
3 Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространенная в отечественной психологии. Она легла в основу и той характеристики возрастных периодов, которая будет дана во втором разделе этого учебного пособия.
4 Фрустрация — состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели.
5
Традиционно выделялась волевая
готовность к школьному обучению, не
имевшая в то же время четкой системы
диагностики. Мы рассматриваем здесь
этот аспект в русле личностной готовности
вслед за Н.И. Гуткиной, понимающей
произвольность как функцию мотивации.
Упоминаемые в этой главе методики даны
только для общего ознакомления с
диагностикой психологической готовности
к школе. Болев подробно они изложены в
литературе (см. список в конце главы).
В тех случаях, когда студентам хотелось
бы опробовать отдельные методики в
работе с детьми,
они должны найти
соответствующий пакет методик или
полное описание, данное в книге, включая
инструкцию, экспериментальный материал,
последовательность действий
экспериментатора, обработку и
интерпретацию получаемых данных.