Файл: Понятие защиты трудовых прав работников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Человек и гражданин в Российской Федерации наделен большим объемом прав и свобод, среди которых важное место занимают его трудовые права. В статье 21 Трудового кодекса закреплен широкий круг прав работника, к числу которых законодатель относит право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами, а также право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку. Помимо того, одним из основных принципов правового регулирования трудовых правоотношений является принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке.

Понятие защиты трудовых прав работников принято различать в широком и узком смыслах. Защита трудовых прав работников в узком смысле слова – это обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, восстановление незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством ответственности работодателей за нарушение трудовых прав работников.

В широком смысле под защитой трудовых прав следует понимать реализацию защитной функции трудового права. Поэтому защита трудовых прав работников в широком смысле включает следующие важнейшие способы защиты этих прав:

1) установление на федеральном уровне трудовым законодательством условий труда, гарантий основных трудовых прав, которые дополняются региональным трудовым законодательством и в локальном порядке коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами;

2) развитие непосредственного и представительного участия работников в управлении организацией, определении правил внутреннего трудового распорядка, в разработке и принятии коллективных договоров;

3) обучение основам трудового законодательства работодателей и их представителей с использованием практики демонстрации эффективных способов защиты от трудовых правонарушений, а также обучение работников отстаивать свои трудовые права.

Исходя из общей теории права можно выделить три обстоятельства, характеризующих правовое понятие защиты прав человека:

  • осуществление защиты полномочным субъектом;
  • осуществление этим субъектом деятельности с соблюдением норм законодательства;
  • обеспечение восстановления нарушенного права.

К числу полномочных субъектов по защите трудовых прав традиционно относили юрисдикционные органы. Деятельность юрисдикционных органов осуществляется с применением процессуальных норм, что позволяет рассматривать защиту трудовых прав как процессуальную деятельность уполномоченных на ее осуществление субъектов.


Защита трудовых прав имеет свои особенности. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось как совокупность норм, призванных в первую очередь, обеспечить защиту работников от действий работодателя. По этой причине к числу полномочных субъектов по защите трудовых прав относятся не только юрисдикционные органы, но и представители работников, а также непосредственно работники, которые могут осуществлять самозащиту своих прав. Поэтому защита трудовых прав работников имеет дополнительные, по сравнению с другими правами и свободами, способы восстановления нарушенного права и законного интереса

Защита трудовых прав и свобод может быть определена как совокупность способов, направленных на защиту трудовых прав и свобод работника, использование которых полномочными субъектами происходит с применением процессуальных правил.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

Перечисленные способы защиты трудовых прав и законных интересов могут быть реализованы через действия субъектов трудового права, которые приводят к возникновению соответствующих отношений. В свою очередь, в рамках этих отношений могут быть выявлены нарушения трудовых прав и свобод. Данные нарушения и должны быть устранены в перечисленных отношениях, содержанием которых является осуществление процессуальной деятельности с целью устранения нарушений трудовых прав. Данная деятельность подлежит надлежащему процессуальному оформлению. Без процессуального оформления использование любого способа защиты не может привести к восстановлению нарушенных прав работников.

Следовательно, защита трудовых прав работников включает в себя особые способы и соответствующие им процессуальные формы восстановления нарушенных прав и законных интересов работников.

§ 2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль – это деятельность органов надзора и контроля, направленная на обеспечение соблюдения трудового законодательства, поддержание законности в сфере трудовых отношений. Надзор и контроль занимает относительно самостоятельное место в системе управления трудом, он является функцией органов исполнительной власти.


Важнейшими задачами осуществления государственного надзора и контроля являются: оперативное реагирование на различные отклонения в сфере социально-трудовых отношений, в первую очередь, на нарушения законодательства, устранение, сбор, систематизация информации, планирование деятельности по контролю, возможность предотвращения социальных конфликтов. Защита трудовых прав может иметь место в том случае, если деятельность по надзору и контролю приводит к устранению нарушений прав и законных интересов работников. В связи с этим надзор и контроль должен обеспечивать реальное восстановление трудовых прав и законных интересов работников

Особенностью государственного надзора и контроля является то, что он выступает в качестве способа защиты трудовых прав, реализуемого в определенных формах, и, следовательно, имеет властный, государственно-обязывающий характер. Осуществление государственного надзора и контроля в сфере трудовых отношений происходит на основании Трудового кодекса РФ.

Государственный надзор и контроль как форма защиты трудовых прав предполагает осуществление деятельности, в результате которой будет издан обязательный для работодателя правоприменительный акт об устранении допущенных им нарушений трудовых прав работников

Система органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеет сложную структуру. В ее составе можно выделить несколько видов контрольных органов.

В статье 353 Трудового кодекса РФ выделяются следующие виды государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

  1. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, который осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
  3. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях, осуществляемый федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Безусловно, ключевое место в структуре органов государственного надзора и контроля за соблюдение трудового законодательства отводится федеральной инспекции труда.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

Это, по существу, универсальная система органов, которая действует на всей территории РФ и которой поднадзорны практически все субъекты производственной или иной трудовой деятельности, за исключением тех организаций, в отношении которых государственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ осуществляется федеральными надзорами. Федеральная инспекция труда действует на основании Положения о ней, утверждаемого Правительством РФ.

Руководство деятельностью Федеральной инспекцией труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководители государственной инспекции труда – главные государственные инспекторы труда – назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда РФ.

Деятельности органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека, гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Действующее законодательство закрепляет основные задачи органов федеральной инспекции труда. К их числу относятся:

- обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с вышеуказанными задачами органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия, закрепленные в статье 356 Трудового кодекса РФ:


  1. осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  2. анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
  3. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  4. направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
  5. проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  6. обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
  7. анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
  8. принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
  9. запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
  10. ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
  11. осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  12. информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
  13. готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
  14. проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
  15. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.