Файл: Руководитель образовательной организации: менеджер или педагог?.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 2
Вопрос, выбранный мной для рассмотрения в эссе, конечно не новый. Его исследовали во времена нашей юности и сейчас, уверена и в будущем он останется актуальным, так как успех общеобразовательного процесса в огромной своей доле зависит от руководителя.
Меня этот вопрос коснулся уже достаточно давно. Много лет назад я пришла в родную школу, закончив институт. Проработав девять лет учителем начальных классов, стала педагогом –организатором, а позже заместителем директора по воспитательной работе. И тут я впервые задумалась о том, каким должен быть руководитель школы? Именно каким, а не кем должен быть руководитель образовательного учреждения. На том этапе ответ был однозначным - Педагогом.
За годы работы заместителем директора я накопила бесценный опыт руководства. Да, трудно управлять людьми разных взглядов, мнений, характеров. Но вдвойне приятней на душе, когда видишь сияющие от первых побед лица молодых учителей, счастливые лица учеников при получении наград и поощрений при удачном выступлении, когда «трудный подросток» заканчивая школу говорит тебе: «Спасибо!», когда вместе с детьми радуются успехам коллектива не только учителя, но и родители. Главными в школе во все времена были и будут дети и учителя. И надо делать так, чтобы им было комфортно вместе, чтобы они доверяли друг другу, верили в достижение одной цели. Отсюда главная забота руководителя сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла всех участников образовательного процесса на решение общих задач, чтобы школьные годы были неповторимыми для учащихся, их родителей и учителей. Поэтому директор и его заместители должны быть одной сплочённой командой, решая вместе все поставленные задачи и предусматривая все возможные перспективы развития учреждения.
С момента перехода Севастополя в российское образовательное пространство у нас начался сложный, но долгожданный переходный период. Важным вопросом для педагогов, обучающихся и их родителей, конечно же, явилась интеграция образовательной системы России и Севастополя (Крыма). До вхождения Севастополя в правовое поле РФ финансовая и образовательная жизнь школы практически были прописаны до деталей. Мне как заместителю директора по воспитательной работе тогда не требовалось особо «ломать голову» над решением многих вопросов, входящих в мою компетенцию. Сегодня же за сравнительно короткий переходный период предстояло перейти школам на новые образовательные стандарты, на новые учебники. Кроме того необходимо было переоформить уставы, получить новые лицензии, научиться составлять образовательные программы, пройти госрегистрацию образовательных программ, провести переподготовку педагогических кадров, решить вопросы по субсидиям и попасть в списки на финансовую поддержку из федерального центра. К этому можно добавить оформление документов на землю и здания. И тут в напряженной рабочей обстановке очень четко передо мной встал другой вопрос, о котором я мало задумывалась: « Кем должен быть современный руководитель? Возможно, как говорят в народе, он «и швец, и жнец, и на дуде игрец»?
В «Словаре-справочнике руководителя образовательного учреждения» дано определение: «Директор школы - должностное лицо, осуществляющее руководство школой как образовательным учреждением в соответствии с её уставом и законом Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации». Именно директор обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу учреждения, определяя вместе с коллективом его стратегию, цели и задачи функционирования и развития. Директор - это ключевая фигура внутри школьного управления, именно он принимает решение о работе школьной организации и создает для этого необходимые морально-психологические, материально-технические и другие условия. Директор распоряжается бюджетом, осуществляет взаимодействие с общественностью, с Департаментом образования и т.д. Анализируя объём работы, который выполняет руководитель школы (24часа в сутки), невозможно не согласиться с мнением многих специалистов в области педагогического менеджмента, что директор современной российской школы как эффективный руководитель, должен обладать следующими качествами:
- компетентность;
- коммуникабельность;
- внимательное отношение к подчиненным;
- смелость в принятии решений;
- способность творчески решать проблемы.
Эффективный директор школы – это:
- творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;
- личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;
- стратег, имеющий перспективный план развития своей школы на несколько лет вперед;
- личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.
Руководителям школ (директорам и заместителям директора) города Севастополя в переходный период за короткое время пришлось усиленно заниматься самообразованием, пройти курсы повышения квалификации по разным направлениям: правовые основы деятельности образовательного учреждения, финансирование образования, педагогический менеджмент, реализация ФГОС и т.д. На ум приходят слова Б. Гейтса, которые были актуальны всегда: «Знание - главный инструмент управления». Чтобы быть современным руководителем необходимо не только обладать соответствующими качествами, но и иметь необходимые знания. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Вопрос самообразования всегда являлся основным, руководитель всегда должен учиться сам. Учится, работая над собой, учится дистанционно, учится, когда передает свои знания другим. И мы, администрация школы в полном составе во главе с директором, отразили необходимость в получении знаний в области менеджмента. Это правильно. Мы выбрали путь получения дополнительного образования в области менеджмента в образовании. Лично, я хочу быть достойным помощником своему директору, а мои коллеги-это будущие директора современных инновационных школ нашего города, обладающие всеми необходимыми знаниями, личностными качествами, педагогическим опытом.
Да, сегодня руководитель современной российской школы в условиях рыночной экономики в большей степени все-таки должен быть менеджером! Управление – это особый вид профессиональной деятельности руководителя, результат которого напрямую связан с личной эффективностью самого человека. Эффективный руководитель, прежде всего, должен уметь управлять самим собой, ибо способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями. Эффективный руководитель-это лидер, принимающий эффективные решения. Директор – лидер – успешная школа! Все правильно, но в образовании есть свои особенности. В связи с этим возникает вопрос, может ли быть лидером в коллективе руководитель, не имеющий педагогического опыта, даже если он успешный менеджер? Для того чтобы быть лидером, повести за собой педагогический коллектив директор школы, помимо теории управления, обязательно должен разбираться в современных образовательных парадигмах и в перспективных образовательных технологиях, а также иметь педагогический опыт работы.
Так кем же все-таки должен быть руководитель образовательной организации? Вспомним, что является сутью любой успешной школы? Живое практическое общение. Этим школа должна заниматься в первую очередь. Хороший менеджер, но плохой педагог, в поисках дополнительных финансовых средств, может нарушить ту необходимую трогательную связь всех членов образовательного процесса, и результат деятельности учреждения будет нулевой. Следовательно, только опытный, грамотный, чуткий, обладающий тонким чувством юмора руководитель школы в первую очередь должен быть Педагогом, человеком, знающим все тайные и запасные выходы из непредсказуемых ситуаций, а затем уже управленцем. Психологический климат один из решающих факторов успешности школы. Необходим тонкий психологический подход к каждому, а этому надо учиться. Искусство общения - обязательная составляющая руководителя. Руководитель - психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Помочь растерянному учителю, нерадивому ученику, возмущенному родителю - в этом задача директора - педагога, психолога. А если с ним рядом команда единомышленников: менеджерское звено, опытные, грамотные и любящие школу завучи, уделяющие внимание молодым учителям и их наставникам, творчески работающие неравнодушные педагоги, успех в развитии школы гарантирован. В моем понимании сегодня руководитель школы должен быть обязательно и педагогом и менеджером в одном лице.
Образование в Севастополе сегодня переживает нелегкие времена. Наши образовательные учреждения развиваются, модернизируются, реформируются. Это требование времени. Молодым будущим администраторам хочу пожелать терпения, удачи и напомнить слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь, прежде всего, стать хорошим педагогом, хорошим воспитателем детей». И тогда школы Севастополя справятся с любыми задачами и будут самыми лучшими.