ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2020

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социология права. Девиантное поведение

© 2006 г.

СВ. КЛИМОВА

ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Климова Светлана Владимировна - доктор социологических наук, профессор Поволж­ского кооперативного института Центросоюза РФ.

Значение эмпирических социологических исследований для правовой поддержки социального развития страны имеет предметное обоснование. Социологию и юриди­ческие науки объединяет общий ракурс изучения социальных связей - анализ норма­тивного поведения. Нормы права и социальные нормы существенно различаются, что является одной из причин нарушения гарантированных законом прав личности.

Нормы права создаются волевым решением, записаны в законодательстве и регулиру­ют общественные отношения при помощи государственного принуждения. Ситуативные политические факторы оказывают непосредственное влияние на нововведения в за­конодательстве в гораздо большей степени, чем культурные традиции и образцы. При общем уважении или неуважении к закону в обществе нормы права не являются обя­зательным для индивида регулятором его повседневного поведения и ценностных ори­ентации.

Социальные нормы имеют иную природу. Они складываются под влиянием цен­ностных ориентиров культуры и регулируют повседневное поведение человека. Соци­альные образцы нормируют поведение индивида даже в тех случаях, когда он этого не осознает, поскольку в структуре социальных действий большую часть составляют традиционные акты - поступки по правилу "так поступают все". Человек конструиру­ет свое поведение и отношения с социальными институтами в соответствии с избран­ными образцами. В свою очередь, социальные институты аккумулируют социальные образцы, которые могут оставаться неизменными на протяжении веков. Мощным нормативом для формирования социальных образцов являются традиции. Традиции заложены в основе социального механизма поддержания социального порядка и влия­ют на общество в большей степени, чем правовая система. Права нарушаются, когда следование нормам права противоречит социальным образцам.

Индивиды всегда следуют избранным социальным образцам. В противном случае они окажутся аутсайдерами в социальной структуре. В полной мере это правило рас­пространяется и на образцы властных отношений, в структуре которых функциониру­ет правовая система. Особенности этих образцов определяют социальные нормы, по которым в действительности реализуются права граждан, установленные законода­тельством.

К сожалению, у законодательной власти в России, как и в целом у отечественной правовой системы, не развита связь с общественностью. Дистанцирование власти от народа является руководством для деятельности правоохранительных органов. В Рос­сии сложился стереотип использовать право как инструмент правящего класса в осу­ществлении политических задач без учета мнения народа о принимаемых законах. По-

Таблица 1

Взаимосвязь типа преступления н экономического статуса подростка {%)




Экономический статус подростка


Тип преступления

Не обеспечены необхо­димые потребности

Обеспечены только не­обходимые потребности


Достаток в семье

Хищения

Другие преступления

Всего

83,9

16,1

100,0

75,4

26,4

100,0


46,7

53,3

100,0

этому нередко важнейшие для социальной ситуации в стране законы ей неадекватны, о чем, к примеру, свидетельствует монетизация льгот.

Правовое нормотворчество, ориентируясь на принцип равенства всех перед зако­ном, не конкретизирует, как будет действовать закон в условиях социального неравен­ства. В любом демократическом государстве реализация права (практика правопри­менения) осуществляется не по принципу социальной справедливости, а регулируется нормативными документами по законам формальной логики. Формальное решение социальных вопросов не имеет защиты от влияния коррупции, масштабы которой в ■.' правовых организациях также значительны, как и во всей государственной власти. 1 Нередко применение права происходит не по нормам законодательства, а по послови­це "прав тот, у кого больше прав". Защитить граждан от бесправия под силу только Закону, но такому, в котором предусмотрены нормы социального порядка. Именно ■ поэтому законопроектам необходима социологическая экспертиза, чтобы нормы пра­ва были реальными правами граждан.

В условиях осуществляемых в Российской Федерации социальных реформ насту­пила опасность превращения бесплатного общего образования, гарантированного за­коном (ст. 43 Конституции РФ), в платную среднюю школу. Результаты регионально­го социологического исследования подростковой преступности, проведенного авто­ром в 2004 г. в Саратовской области, свидетельствуют о ее зависимости от уровня потребления в семье и обучения в школе, позволяя прогнозировать последствия при­нятия законов.

На первом этапе исследования посредством формализованного анализа докумен­тов - карт социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего право­нарушителя анализировались данные опросов правонарушителей, дела которых были переданы в суд, их родителей, родственников, педагогов. Отбор правонарушителей и их семей в судах в качестве клиентов социальных работников не носил целеориенти-рованного характера. В 2003 г. в Саратове было осуждено 264 несовершеннолетних правонарушителя, из них 106 составили выборку.

Средний возраст несовершеннолетнего преступника - неполных 16 лет; 94,3% пра­
вонарушителей - мужского пола. Если в семейном положении приблизительное ра­
венство подростков, проживающих с одним родителем (46,2%) и с обоими (42,5%), то в
характеристиках экономического и образовательного уровня преступников преобла­
дают существенные различия: 30,2% подростков жили в условиях, когда семья не мо­
жет обеспечить удовлетворение потребностей в питании, одежде, жилье; 55,7% подрост­
ков были обеспечены только необходимыми материальными благами. На момент пре­
ступления 57,7% обучалось в образовательных учреждениях; 44,3% — отказались от
получения полного среднего образования; 94,3% подростков не работали. 80,2% подрост­
ков педагоги оценивали как плохих учеников.
I Хищения материальных ценностей составляют 73,8% всех преступлений. Больше

всего хищений совершают подростки, у которых наиболее низкое материальное поло­жение (см. табл. 1). Взаимозависимость экономического положения и познавательных запросов подростков не обнаружена: в целом у большинства из них не сформированы познавательные потребности. У 70,2% подростков они не устойчивы. Что касается культурных потребностей, то у 78,8% - основной досуг носит развлекательный харак­тер (общение с друзьями на улице, компьютерные игры, просмотр телевизора). В то­же время исследование установило, что чем выше материальный уровень семьи, тем выше оценивают педагоги исполнение подростком роли ученика. В этой ситуации у



110

111