ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2020
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
Социология права. Девиантное поведение
© 2006 г.
СВ. КЛИМОВА
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
В ЗЕРКАЛЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Климова Светлана Владимировна - доктор социологических наук, профессор Поволжского кооперативного института Центросоюза РФ.
Значение эмпирических социологических исследований для правовой поддержки социального развития страны имеет предметное обоснование. Социологию и юридические науки объединяет общий ракурс изучения социальных связей - анализ нормативного поведения. Нормы права и социальные нормы существенно различаются, что является одной из причин нарушения гарантированных законом прав личности.
Нормы права создаются волевым решением, записаны в законодательстве и регулируют общественные отношения при помощи государственного принуждения. Ситуативные политические факторы оказывают непосредственное влияние на нововведения в законодательстве в гораздо большей степени, чем культурные традиции и образцы. При общем уважении или неуважении к закону в обществе нормы права не являются обязательным для индивида регулятором его повседневного поведения и ценностных ориентации.
Социальные нормы имеют иную природу. Они складываются под влиянием ценностных ориентиров культуры и регулируют повседневное поведение человека. Социальные образцы нормируют поведение индивида даже в тех случаях, когда он этого не осознает, поскольку в структуре социальных действий большую часть составляют традиционные акты - поступки по правилу "так поступают все". Человек конструирует свое поведение и отношения с социальными институтами в соответствии с избранными образцами. В свою очередь, социальные институты аккумулируют социальные образцы, которые могут оставаться неизменными на протяжении веков. Мощным нормативом для формирования социальных образцов являются традиции. Традиции заложены в основе социального механизма поддержания социального порядка и влияют на общество в большей степени, чем правовая система. Права нарушаются, когда следование нормам права противоречит социальным образцам.
Индивиды всегда следуют избранным социальным образцам. В противном случае они окажутся аутсайдерами в социальной структуре. В полной мере это правило распространяется и на образцы властных отношений, в структуре которых функционирует правовая система. Особенности этих образцов определяют социальные нормы, по которым в действительности реализуются права граждан, установленные законодательством.
К сожалению, у законодательной власти в России, как и в целом у отечественной правовой системы, не развита связь с общественностью. Дистанцирование власти от народа является руководством для деятельности правоохранительных органов. В России сложился стереотип использовать право как инструмент правящего класса в осуществлении политических задач без учета мнения народа о принимаемых законах. По-
Таблица 1
Взаимосвязь типа преступления н экономического статуса подростка {%)
|
Экономический статус подростка |
|
||
Тип преступления |
Не обеспечены необходимые потребности |
Обеспечены только необходимые потребности |
|
Достаток в семье |
Хищения Другие преступления Всего |
83,9 16,1 100,0 |
75,4 26,4 100,0 |
|
46,7 53,3 100,0 |
этому нередко важнейшие для социальной ситуации в стране законы ей неадекватны, о чем, к примеру, свидетельствует монетизация льгот.
Правовое нормотворчество, ориентируясь на принцип равенства всех перед законом, не конкретизирует, как будет действовать закон в условиях социального неравенства. В любом демократическом государстве реализация права (практика правоприменения) осуществляется не по принципу социальной справедливости, а регулируется нормативными документами по законам формальной логики. Формальное решение социальных вопросов не имеет защиты от влияния коррупции, масштабы которой в ■.' правовых организациях также значительны, как и во всей государственной власти. 1 Нередко применение права происходит не по нормам законодательства, а по пословице "прав тот, у кого больше прав". Защитить граждан от бесправия под силу только Закону, но такому, в котором предусмотрены нормы социального порядка. Именно ■ поэтому законопроектам необходима социологическая экспертиза, чтобы нормы права были реальными правами граждан.
В условиях осуществляемых в Российской Федерации социальных реформ наступила опасность превращения бесплатного общего образования, гарантированного законом (ст. 43 Конституции РФ), в платную среднюю школу. Результаты регионального социологического исследования подростковой преступности, проведенного автором в 2004 г. в Саратовской области, свидетельствуют о ее зависимости от уровня потребления в семье и обучения в школе, позволяя прогнозировать последствия принятия законов.
На первом этапе исследования посредством формализованного анализа документов - карт социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя анализировались данные опросов правонарушителей, дела которых были переданы в суд, их родителей, родственников, педагогов. Отбор правонарушителей и их семей в судах в качестве клиентов социальных работников не носил целеориенти-рованного характера. В 2003 г. в Саратове было осуждено 264 несовершеннолетних правонарушителя, из них 106 составили выборку.
Средний
возраст несовершеннолетнего преступника
- неполных 16 лет; 94,3% пра
вонарушителей
- мужского пола. Если в семейном положении
приблизительное ра
венство
подростков, проживающих с одним родителем
(46,2%) и с обоими (42,5%), то в
характеристиках
экономического и образовательного
уровня преступников преобла
дают
существенные различия: 30,2% подростков
жили в условиях, когда семья не мо
жет
обеспечить удовлетворение потребностей
в питании, одежде, жилье; 55,7% подрост
ков
были обеспечены только необходимыми
материальными благами. На момент
пре
ступления
57,7% обучалось в образовательных
учреждениях; 44,3% — отказались от
получения
полного среднего образования; 94,3%
подростков не работали. 80,2% подрост
ков
педагоги оценивали как плохих
учеников.
I Хищения
материальных ценностей составляют
73,8% всех преступлений. Больше
всего хищений совершают подростки, у которых наиболее низкое материальное положение (см. табл. 1). Взаимозависимость экономического положения и познавательных запросов подростков не обнаружена: в целом у большинства из них не сформированы познавательные потребности. У 70,2% подростков они не устойчивы. Что касается культурных потребностей, то у 78,8% - основной досуг носит развлекательный характер (общение с друзьями на улице, компьютерные игры, просмотр телевизора). В тоже время исследование установило, что чем выше материальный уровень семьи, тем выше оценивают педагоги исполнение подростком роли ученика. В этой ситуации у
110
111