Файл: Современные избирательные системы и их «видовые» характеристики.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
В современном мире понятие выборов является чем-то более глобальным, чем техническая процедура формирования различных органов государственной власти. Выборы – сложный политический процесс, в котором участвуют множество людей, различные социальные группы и совершенно разные слои общества.
Демократия, к которой стремятся множество государств, позволяет их гражданам самим выбирать государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и лидеров. Всё это даёт понять, что выборы являются важнейшей частью политического процесса, а избирательная кампания не обходится без острых столкновений противоборствующих сил.
Таким образом в процессе выборов всегда присутствует борьба за власть. Для этой борьбы очень важно, чтобы как можно больше людей понимали данную часть политического процесса, то есть чётко осознавали, какое место именно они занимают в данной борьбе. Поэтому избирательная система строится на множестве принципов: всеобщность, свободные участие в выборах, состязательность избирательного процесса, равные возможности претендентов, гласность при подготовке и др.
Таким образом, можно сказать, что избирательная система – совокупность правил и процедур, обеспечивающих эффективное преобразование голосов, поданных избирателями, в депутатские мандаты или выборные должности, на которые претендуют соперничающие между собой кандидаты или партии, выдвинувшие собственные списки кандидатов. Система учитывает порядок образования избирательных округов, способы формирования партийных списков, наличие у избирателя возможности выразить свои предпочтения в отношении кандидатов, включённых в список, характер информирования о проведении выборов и регламентации предвыборной агитации, формы государственного контроля над финансированием избирательной кампании. [1]
На сегодняшний день существует несколько разновидностей избирательной системы: мажоритарная система, пропорциональная система и смешанная система.
Мажоритарная система представляет собой вид избирательной системы, в соответствии с которой избранными считаются лица, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу. То есть кандидат, который набрал большинство голосов, получает один мандат, если замещалось одно место, все – если их было несколько.[1]
Данная избирательная система используется в разных странах при выборах депутатов не только для представительных органов, но и для любых других.
У данной системы есть три основных разновидности: квалифицированного, абсолютного и относительного большинства.
При системе квалифицированного большинства существует закон, который устанавливает определённый процент голосов, получаемых кандидатами. Обычно, должно быть значительно больше половины голосов в его пользу, что позволит быть избранным в первом туре выборов.
Система абсолютного большинства предполагает набор голосов более 50% поданных и признанных действительными голосов избирателей. Обязательно должно быть 50% + 1 голос. В случаях, когда не набирается данное условие между соревнующимися кандидатами в первой круге, проводят второй тур.
Система относительного большинства предполагает победу кандидата, получившего больше голосов по сравнению с любым другим соперником. Здесь не происходит много туров, поскольку при первом же круге кто-то из кандидатов получит относительное большинство. Данная система может быть эффективной и результативной при условии, когда в стране существует устойчивая двухпартийная система и между собой в основном соперничают кандидаты из этих партий. В данной системе могут быть избраны кандидаты, получившие незначительное число голосов и не поддерживаемые большинством избирателей. Для того чтобы исправить такую ситуацию, используют закон о проходном балле, ниже которого избрание не засчитывается.
Также в этой системе есть редко используемые формы: кумулятивная система, система единственного передаваемого голоса, система единственного непередаваемого голоса и система фиксированного процента голосов.
Пропорциональная система – вид избирательной системы, в соответствии с которой места в представительном органе делятся в пропорциях к числу признанных действительными голосов избирателей, поданных за разные партийные списки кандидатов. Данная система используется при многомандатных и общегосударственных избирательных округах. [1]
У данного вида избирательной системы есть два главных признака: в бюллетене содержатся названия партий, и избиратель голосует не за кандидата, а за партию, блок партий. В свою очередь места между партиями распределяются в соответствии с избирательной квотой.
Также избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партийную программу, но юридически он в равной мере голосует за весь список партии, за всех её кандидатов. А количество человек от данной партии зависит от количества мест, которое хватит у партии собранных голосов.
Под смешанной избирательной системой понимается такой вид избирательной системы, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной системе. Она применяется в странах с большим количество м населения или в странах, в которых присутствует неоднородное население, живущих в разных экономических, социально-культурных и географических условиях. [2]
Данная система предполагает выдвижение кандидатов по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам, а голосование – по мажоритарной, то есть голосуют персонально за каждого кандидата.
Партии формируют свой список для конкретного избирательно округа. Здесь допускается самовыдвижение члена партии. После всего этого списки утверждаются решением высшего органа партии. Сами выборы проходят по одномандатным округам.
Смешанная система имеет две разновидности в зависимости от того, в каких вариантах используются электоральные формулы: смешанная «несвязанная» система и смешная «связанная» система. В первой варианте существует две составляющие её электоральные формулы: пропорциональная и мажоритарная системы применяются независимо друг от друга. При второй их использование взаимосвязано, то есть получение мест по одной из формул происходит с учётом результатов по другой. [4, стр. 35]
Каждая из рассмотренных выше систем имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство мажоритарной системы заключается в непосредственном знакомстве всех депутатов с установленными избирательными округами. Поскольку депутаты в ходе агитационного периода активно направляют свое внимание к будущим голосующим, то можно выявить ещё одно достоинство – длительное знакомство общества с личностью кандидата.
У пропорциональной избирательной системы также существует ряд преимуществ: партийные фракции могут определять большое количество общественных интересов, партийные списки позволяют избирателям представить кандидатов заранее, то есть непосредственно перед началом всего выборного и подготовительно процесса.
Достоинство смешанной системы заключается в том, что данная электоральная формула одновременно способна обеспечить пропорциональное партийное представительство и представительно территорий, что даёт возможность избирателю проголосовать как за партийный список, так и за конкретного кандидата. Это обеспечивает не только представление политических интересов, предпочтений в обществе, но и сохраняет связь избирателя с избранными депутатами. Также одно из достоинств является о сохранении и реализации пассивного избирательно права беспартийными гражданами, которые имеют возможность самостоятельно выдвигать свою кандидатуру.
У данных систем есть и недостатки. Мажоритарная система характеризует все органы местного самоуправления при помощи установленных мнений и общественных позиций. Также приоритетами депутатов становится решение проблем конкретного круга, а сам круг определяется для каждого конкретного депутата.
Пропорциональная система включает в себя такие недостатки, как: сильно ослабленные личные связи избирателей и кандидатов; сильно снижена позиция ответственности депутатов на их персональном уровне; необходимо длительно развивать определённые политические структуры на каждом муниципальном уровне и в общественных отношениях.
Недостатком смешанной избирательной системы является то, что не удаётся устранить недостаток мажоритарной составляющей – потеря голосов и искажение воли избирателей, а также победы меньшинства над большинством. Данная система обладает и множеством других недостатков, которые зависят от тех избирательских систем, используемые в государстве.
В России при выборах президента, губернатора, мэра применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительно большинства. [2]
Таким образом, делая вывод, хотелось бы сказать о том, что выбор вида избирательной системы очень сложен, поскольку государству надо учитывать все характеристики имеющихся способов избрания кандидатов. Для государства очень важно, чтобы люди голосовали, а их голоса не были потеряны от каких-то специфических черт той или иной избирательной системы.
Источники
- Энциклопедия «Всемирная история»
- https://w.histrf.ru/articles/article/show/izbiratielnaia_sistiema
- https://w.histrf.ru/articles/article/show/mazhoritarnaia_izbiratielnaia_sistiema
- https://w.histrf.ru/articles/article/show/proportsionalnaia_izbiratielnaia_sistiema 06.05.2020г
- YOPOLIS http://yopolis.ru/wiki/vybory/izbiratelnyj-protsess/izbiratelnaya-sistema/gibridnaya 06.05.2020г
- Автор24 https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/osobennosti_izbiratelnoy_sistemy/dostoinstva_i_nedostatki_izbiratelnyh_sistem/ 06.05.2020
- Иванченко, А.В. Избирательная система Российской Федерации: новый этап развития / А.В.Иванченко // Журнал российского права. – 1998. – № 9
- Китновская, О. В. Смешанная избирательная система: понятие, достоинства и недостатки/ О. В. Китновская. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск. Два комсомольца, 2012. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/43/2967/ (дата обращения: 06.05.2020).