Файл: Формы взаимодействия с ресурсами глобальной информационной среды.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей информации образования. Уровень интерактивности, другими словами – уровень активности пользователя при работе с электронным образовательным ресурсом служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.
С технической точки зрения ЭОР – это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя – это контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения.
Контент это - то, что мы видим и слышим. Он подразделяется на визуальный и звуковой ряды. Текст относится к визуальному ряду, но возможности описания абстракций и некоторые особенности хранения и воспроизведения символьной информации выделяют ее в отдельный компонент.
Контент, как правило, дополняется элементами управления, которые позволяют перемещаться по содержательному массиву, т.е. переходить от одного его фрагмента к другому. Организацию перемещения (в общем случае – нелинейного) с помощью этих элементов принято называть навигацией.
Навигация может быть организована по элементам контента (ключевое слово в гипертексте, смысловой элемент в визуальной композиции), а также по контентно-независимым элементам навигации, чаще всего располагаемым на периферии экрана (кнопки «вперед/назад», «в начало» и др.).
Основным ресурсом для поиска контента является «Википедия». Википедия – это общедоступная, свободно распространяемая многоязычная сетевая энциклопедия. Она постоянно дополняется с 2001 года.
Под интерактивным понимается электронный контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процессы. Как правило, все операции производятся в активном поле контента, которое может занимать как весь экран монитора, так и его часть.
- Условно-пассивные формы
Характеризируются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом, при этом контент имеет неизменный вид в процессе использования. «Условно» - пассивными данные формы названы, поскольку от пользователя все же требуются управляющие воздействия для вызова того или иного содержательного фрагмента.
К условно-пассивным формам взаимодействия относятся:
- Чтение текста, в том числе с управлением его движения в окне представления («листание» страниц или скроллинг).
- Просмотр деловой графики;
- Графиков и диаграмм;
- Схем и графов;
- Символьных последовательностей и таблиц.
- Прослушивание звука;
- Речи;
- Музыки;
- Комбинированного (песня или речь на фоне музыки).
- Просмотр изображений;
- Статистических (реалистических и синтезированных);
- Динамических (реалистических и синтезированных).
- Восприятие аудиовизуальной композиции:
- Звук + текст;
- Звук + статическое изображение (фотографии, рисунки);
- Звук + последовательность статистических изображений;
- Звук + динамическое изображение (видео).
При этом аудиовизуальная композиция может иметь варианты, различающиеся по эффективности:
- созерцательный (наблюдение рисунка в целом, видеоролика в исходном виде);
- акцентированный (с выделением деталей визуального ряда или фрагментов звукоряда при цифровой обработке исходных материалов).
- Активные формы
Характеризуются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных операций с его составляющими (элементами).
К активным формам относятся:
- Навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам);
- Копирование элементов контента в буфер (чаще всего – для создания собственных оригинальных композиций);
- Множественный выбор из элементов контента (символьных строк или изображений);
- Масштабирование изображения для детального изучения;
- Изменение пространственной ориентации объектов (чаще всего – поворот объемных тел вокруг осей);
- Изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
- Управление интерактивной композицией.
- Деятельностные формы
Характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента.
К деятельностным формам относятся:
- Удаление/ведение объекта в активное поле контента;
- Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий;
- Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;
- Составление определенных композиций объектов;
- Объединение объектов связями с целью организации определенной системы;
- Изменение параметров/характеристик объектов и процессов;
- Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему.
Деятельностные формы, как и активные, относятся к детерминированным формам взаимодействия с интерактивным контентом. Отличаются от активного большего числа степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов.
- Исследовательские формы
Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных событий. Пользователю не предлагается заданное множество действий, его манипуляции с представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с объектами и процессами могут быть произвольными. Учебные цели не внедрены в контент, т.е. не предлагается методическая последовательность, которая приведет к заданному результату.
Заключение
Все рассмотренные формы взаимодействия с ресурсами имеют определенное направление и применение; чтение текста, прослушивание музыки, копирование в буфер обмена и т.д. С каждым днем они развиваются все больше, делая взаимодействие пользователя с контентом более удобным. Также нельзя забывать, что сейчас сильно развивается «виртуальная реальность» и в будущем мы научимся взаимодействовать с контентом с её помощью.
Список источников:
- Формы взаимодействия: https://www.sites.google.com/site/elobrasres/formy-vzaiodejstvia;
- Новые формы управления в глобальной сети: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-formy-upravlenia-v-globalnoy-informatsionnoy-srede-i-problemy-natsionalnoy-bezopasnosti-rf/viewer;
- Понятие об информационных ресурсах: https://studopedia.ru/2_6140_lektsiya--elektronnie-obrazovatelnie-resursi-evolyutsiya-ponyatiyniyl;
- Функции контента: https://revolution.allbest.ru/programming;
- Виды электронных ресурсов: https://www.intuit.ru/studies/courses/12103/1165/lecture/.