Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и цепами.
Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.
Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно подразделяются на три сектора:
· сектор деловой информации;
· сектор научно-технической и специальной информации;
· сектор массовой потребительской информации.
· биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими
компаниями;
· статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;
· коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, цепах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
· деловые новости в области экономики и бизнеса.
Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.
Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.
Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:
· выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
· выход на рынок с новым товаром;
· поиск покупателей;
· слияние и приобретение компаний;
· маркетинговые исследования по анализу рынка.
Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т. д.
Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).
Понятие информационной индустрии
Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств связи, обработки и копирования информации, объединяют в понятие информационной индустрии. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Товаром в сфере информационной индустрии является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, используемые в информационных технологиях.
Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.
Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:
· непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;
· пакетный доступ к базам данных — режим off-line;
· базы данных на дискетах и компакт-дисках;
· консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;
· обучение доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.
В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.
Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.
Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на следующие группы:
· специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
· специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
· работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
· работники государственных учреждений;
· работники общественных организаций; индивидуальные пользователи.
Интернет - объединение транснациональных компьютерных сетей, работающих по самым разнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам и оптоволокну, через спутники и радиомодемы. Подавляющее большинство компьютеров в Интернет связано по протоколам tcp/ip, и именно это, вкупе с требованием наличия подключения к глобальной сети, является критерием присутствия в Интернет. Однако частями и носителями культуры Интернет являются также люди, работающие в сетях другого типа, в том случае, если они имеют возможность пользоваться какими-либо сервисами Интернет.
Интернет - сеть сетей, всемирная компьютерная сеть. Интернет можно рассматривать со многих позиций, вот две крайние из них. Наиболее узкое рассмотрение - объединение сетей, связанных между собой по протоколам tcp/ip так, что в любой момент каждый компьютер в Интернет "видит" каждый другой (то есть может передать ему пакет данных ip и получить ответ за доли секунды). Наиболее широкое - киберпространство, рождающее киберкультуру со своим образом мысли, своим языком, своей этикой.
Сервисы Интернет
Электронная почта (e-mail) - первый из сервисов Интернет, наиболее распространенный и эффективный из них.
Сетевые новости Usenet, или, как их принято называть в российских сетях, телеконференции тоже сервис Интернет. Если электронная почта передает сообщения по принципу "от одного - одному", то сетевые новости передают сообщения "от одного - многим". Механизм передачи каждого сообщения похож на передачу слухов: каждый узел сети, узнавший что-то новое (т.е. получивший новое сообщение), передает новость всем знакомым узлам, т.е. всем тем узлам, с кем он обменивается новостями.
Система поиска файлов Archie - это не самостоятельный сервис, но сервис, облегчающий работу с серверами anonymous ftp, обеспечивающий поиск файлов на таких серверах.
WWW (World Wide Web - всемирная паутина) - самый популярный и интересный сервис Интернет сегодня, самое популярное и удобное средство работы с информацией. Самое распространенное имя для компьютера в Интернет сегодня - www, больше половины потока данных Интернет приходится на долю WWW.
3. 1. Библиографические ресурсы глобальной сети Интернет обширны и многообразны.
Их главными компонентами являются многочисленные и, порой, весьма обширные списки литературы на страницах научные учреждений и отдельных ученых, электронные каталоги библиотек, Интернет-библиотеки, библиографические базы данных, а также справочные ресурсы Интернета. В нашей лекции основное внимание уделяется библиотечным ресурсам.
Библиографические базы данных – полнотекстовые базы периодических изданий.
Справочные ресурсы – электронные энциклопедии и словари
Библиотечные каталоги
Библиотечные каталог – это структурированная информация обо всех присутствующих в библиотеке книгах, т.е. полные библиографические данные книг, необходимые для их получения.
Библиотечные каталог – это структурированная информация обо всех присутствующих в библиотеке книгах, т.е. полные библиографические данные книг, необходимые для их получения
Электронные каталоги библиотек составляют наиболее внушительный потенциал библиографических ресурсов Интернета. Каталоги - это наиболее ценный продукт, который библиотеки предложить сетевому сообществу. На сегодня в интернете представлено много таких каталогов: от крупнейших книгохранилищ мира до городских публичных библиотек. Опыт показывает, что самыми информативными, вслед за сводными каталогами национальных библиотек, являются каталоги библиотек крупных университетов и научных учреждений.
Справочные ресурсы глобальной сети Интернет обширны и многообразны. Их главными компонентами являются многочисленные и, порой, весьма обширные списки литературы на страницах научные учреждений и отдельных ученых, электронные каталоги библиотек, Интернет-библиотеки, библиографические базы данных, а также справочные ресурсы Интернета. В нашей лекции основное внимание уделяется библиотечным ресурсам.
К справочным ресурсам Интернета относятся многочисленные энциклопедические и справочные электронные издания и словари, расположенные на серверах по всему миру.
В World Wide Web широко представлены самые авторитетные источники, включая знаменитую энциклопедию Britanica (http://www.britannica.com). однако пользование ими, как правило, платное. Наряду с этим, в Интернете существует немалое число совершенно бесплатных изданий справочного характера, о которых и пойдет речь.
В ряду самых известных виртуальных энциклопедий находится Encarta (http://encarta.msn.com). Это бесплатный вариант известной энциклопедии универсального характера, ежегодно выпускаемой компанией Microsoft на CD/DVD-ROM. В процессе работы система предлагает простую и углубленную формы (интерфейс) запроса. С помощью последней можно не только вести поиск, по ключевым словам, в тексте, но и уточнять область знания. Тексты статей, так же, как и в платном варианте, снабжены гипертекстовыми ссылками на другие разделы энциклопедии, что позволяет многоаспектно освещать все тонкости конкретной проблематики.