Файл: Формы взаимодействия с ресурсами глобальной информационной среды.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
По существу, контент - то, что мы видим и слышим. Соответственно, контент подразделяется на визуальный и звуковой ряды. Текст, строго говоря, нужно относить к визуальному ряду, но возможности описания абстракций и некоторые особенности хранения и воспроизведения символьной информации выделяют ее в отдельный компонент.
Контент, как правило, дополняется элементами управления, которые позволяют перемещаться по содержательному массиву, т.е. переходить от одного его фрагмента к другому. Организацию перемещения (в общем случае – нелинейного) с помощью этих элементов принято называть навигацией.
Навигация может быть организована по элементам контента (ключевое слово в гипертексте, смысловой элемент в визуальной композиции), а также по контентно-независимым элементам навигации, чаще всего располагаемым на периферии экрана (кнопки «вперед/назад», «в начало» и др.). Кроме того, к контентно-независимым элементам графического пользовательского интерфейса ЭОР относятся элементы кастомизации, позволяющие осуществить персональные настройки (громкость звука, размер шрифта и т.п.).
Под интерактивным понимается электронный контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процессы. Как правило, все операции производятся в активном поле контента, которое может занимать как весь экран монитора, так и его часть.
Условно-пассивные формы
Характеризируются отсутствием взаимодействия пользователя с контентом, при этом контент имеет неизменный вид в процессе использования. «Условно» - пассивными данные формы названы, поскольку от пользователя все же требуются управляющие воздействия для вызова того или иного содержательного фрагмента.
К условно-пассивным формам взаимодействия относятся:
1. Чтение текста, в том числе с управлением его движения в окне представления
2. Просмотр деловой графики:
3. Прослушивание звука:
4. Просмотр изображений:
5. Восприятие аудиовизуальной композиции:
При этом аудиовизуальная композиция может иметь варианты, различающиеся по эффективности:
- созерцательный (наблюдение рисунка в целом, видеоролика в исходном виде);
- акцентированный (с выделением деталей визуального ряда или фрагментов звукоряда при цифровой обработке исходных материалов).
Активные формы
Характеризуются простым взаимодействием пользователя с контентом на уровне элементарных операций с его составляющими (элементами).
К активным формам относятся:
- Навигация по элементам контента (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам);
- Копирование элементов контента в буфер (чаще всего – для создания собственных оригинальных композиций);
- Множественный выбор из элементов контента (символьных строк или изображений);
- Масштабирование изображения для детального изучения;
- Изменение пространственной ориентации объектов (чаще всего – поворот объемных тел вокруг осей);
- Изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
- Управление интерактивной композицией.
Деятельностные формы
Характеризуются конструктивным взаимодействием пользователя с элементами контента.
К деятельностным формам относятся:
- Удаление/ведение объекта в активное поле контента;
- Перемещение объектов для установления их соотношений, иерархий;
- Совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;
- Составление определенных композиций объектов;
- Объединение объектов связями с целью организации определенной системы;
- Изменение параметров/характеристик объектов и процессов;
- Декомпозиция и/или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему.
Деятельностные формы, как и активные, относятся к детерминированным формам взаимодействия с интерактивным контентом. Отличаются от активных большим числом степеней свободы, выбором последовательности действий, ведущих к учебной цели, необходимостью анализа на каждом шаге и принятия решений в заданном пространстве параметров и определенном множестве вариантов.
Исследовательские формы
Исследования ориентируются не на изучение предложенных событий, а на производство собственных событий. Пользователю не предлагается заданное множество действий, его манипуляции с представленными или сгенерированными в процессе взаимодействия с объектами и процессами могут быть произвольными.