Файл: Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что главное направление и стратегия развития правовой системы сегодня должна соответствовать основным ценностям социального государства.
Высокая степень актуальности исследования обусловлена тем, что уровень жизни населения это одна из самых важных социальных задач. Под ними понимают обеспеченность населения необходимыми услугами, благами, и степенью удовлетворения разумных потребностей.
На сегодняшний день в нашей стране социальное и экономическое развитие находится не на самом высоком уровне, экономика сильно влияет на все сферы деятельности человека. Условия жизни каждого человека зависят от его доходов, им же определяется его уровень жизни.
Теоретической основой исследования в качестве опоры были использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области права граждан на достойный уровень жизни. Труды исследователей: Азарова Е.Г., Миронова Т.К., Аронова А.В., Оленникова В.Н., Андреева Е.М.
Методологическую основу исследования составили современные учения о методологии познания. В процессе работы автором были использованы общенаучные и специальные методы познания. Их применение позволило проанализировать практическое и теоретическое значение темы и выявить особенности и проблемы, как в законодательстве, так и в применение его на практике.
Основная часть
Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ 1993 г. М: Ось - 89 Впервые в Основном Законе страны были провозглашено, что общечеловеческие интересы стоят выше над всеми другими ценностями государства и общества.
Уровень жизни граждан - один из важнейших социальных показателей, который даёт представление о благосостоянии общества и основных социальных групп населения или отдельных граждан и их семей.
Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом образа жизни.
Действующее российское законодательство выделяет несколько видов достойного уровня жизни: социальное обслуживание, медицинская помощь, льготы и компенсации.
Структура конституционного права на достойный уровень жизни как комплексного правомочия включает в себя несколько элементов:
- право на пенсионное обеспечение;
- право на социальные пособия и компенсации;
- право на социальное обслуживание;
- право на медицинскую помощь;
- право на предоставление льгот.
В связи с этим обоснованным представляется утверждение Т.К. Мироновой о том, что корректнее было бы говорить о праве на различные виды достойного уровня жизни. Оно не может быть единым как статутное право человека и гражданина. Говорить о таком праве можно только условно, в теоретическом плане. Миронова Т.К. Социальная защита в России (правовые вопросы). Монография. М., 2004. С. 138.
Выделяют следующие задачи и направления изучения уровня жизни:
- выделение и обеспечение малообеспеченных слоёв населения, нуждающихся в социальной и экономической поддержке;
- анализ характера и степени влияния социальных и экономических факторов на уровень жизни и изучение их состава;
- оценка степени социально - экономического разделения общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными группами населения;
- общая и всесторонняя характеристика благосостояния населения.
Уровень жизни является сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня связаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из - за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в единый показатель, признана невозможность использования одного показателя характеризующего уровень жизни.
Показатель характеристики уровня жизни подразделяются на три вида:
- стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, общие доходы населения и т.д.);
- натуральные показатели
- натуральные показатели определяющие объём потребления материальных благ (продуктов питания, число перевезённых пассажиров и т.д.);
- показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния;
На современном этапе в социальной сфере России происходят значительные изменения. Но похожие изменения происходят во всём мире. Совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение властными структурами права на достойный уровень жизни для каждого гражданина страны, а мера свободы которую позволяет гражданам получать пособия по безработицы, пенсии, дотации и т.п. является основным критерием «социальности» государства. Сегодня происходит смена основного критерия: меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, - скорость и степень "включения" гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах). Именно этот критерий определяет степень "социальности" современного неопатерналистского социального государства. Значимы изменения и в субъектном составе социальной функции, так как происходит активная ее приватизация. Принцип активизации включения трудоспособных реципиентов в трудовую сферу является основополагающим принципом модифицированной социальной функции и определяет изменение вектора развития социальной функции современного государства, что позволяет позиционировать ее новую концепцию.
Сегодня четко вырисовывается контур нового социального государства. Социальное государство - это вовсе не этап развития правового государства, а именно этап развития государственно-организованного общества в целом. И мы не можем согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство как атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления, и толкуют о фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия. Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство обязано осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным актором осуществления социальной функции в современном государстве могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант - оба эти соактора реализуют социальную функцию субсидиарно. Таким образом, идея модификации социальной функции не является исключительной прерогативой современной России, это общемировая тенденция, обусловленная объективно. В последнее время практически во всех современных государствах весьма существенно проявляется тенденция сокращения бюджетных расходов на социальные нужды. Все без исключения социальные государства приступили к подобного рода модификации еще в. Сегодня и Россия вынуждена пойти по новому пути развития социальной функции. И Президент РФ, и Правительство РФ уделяют особое внимание развитию социальной функции государства. Но она по необходимости осуществляется в рамках современных условий, данных объективно. С одной стороны, Федеральная программа по увеличению рождаемости и попытка стабилизации демографической ситуации, Федеральная программа "Семью для каждого ребенка", а с другой - "монетизация льгот", которую можно считать модифицированным способом оказания социальной помощи определенным группам населения. "Монетизация льгот" - уступка необходимости, это тот самый вынужденный рациональный подход к реализации социальной функции государства. Некоторые политики оценивают данную ситуацию весьма пессимистично: "Реформа льгот - лишь "первый звоночек" в реализации нашим правительством гораздо более впечатляющего и ужасающего проекта "монетизации прав человека". Речь идет о запланированных и отчасти уже начатых реформах образования, здравоохранения, науки, культуры. Доведение до логического конца политики коммерциализации этих сфер ставит под вопрос конституционные права граждан России и установленные Основным Законом принципы социального государства". Конечно, можно публично сожалеть о том, что социальная функция государства изменяет методы своего осуществления, используя создавшуюся ситуацию для приобретения определенных преференций в предстоящей предвыборной борьбе, но более продуктивный путь - беспристрастно проанализировать мировой опыт, выявить критерии современной социальной функции, основные направления ее развития, новые методы ее осуществления.
В современной России социальная функция реализуется в основном через государственно-организованную деятельность, которая осуществляется путем оказания социальной услуги и административной услуги. Социальную услугу могут оказывать органы, учреждения и предприятия публично-властные (например, образовательную услугу может оказать государственное образовательное учреждение) и структуры гражданского общества (ту же образовательную услугу может оказать и негосударственный вуз).
А вот административную услугу (например, перераспределение доходов путем финансирования льгот и компенсационных выплат из государственного бюджета) оказывают публично-властные структуры, этот аспект решения социальных проблем находится исключительно в их компетенции. Таким образом, выявляются различия между социальной услугой и административной услугой, хотя и то и другое является государственно-организованной деятельностью. Социальные услуги оказывают и институты гражданского общества, и органы публичной власти одновременно, по сути, являясь соакторами осуществления социальной деятельности. Социальная функция, осуществляется в той или иной форме на любом этапе его развития.
Необходимо остановиться на структуре социальной функции государства. Это образование, здравоохранение, художественная культура, пенсионное обеспечение. В структуре социальной функции государства по акторам можно выделить следующие элементы: граждан (налогоплательщиков); местные органы публичной власти; региональные органы публичной власти; центральные органы публичной власти и государство в целом.
В сфере образования авторами реализации социальной функции в виде образовательной услуги могут быть граждане, местные органы публичной власти, региональные органы публичной власти, центральные органы публичной власти. Так, имеют место частные дошкольные учреждения, частные школы, частные колледжи, организованные гражданами (налогоплательщиками). В этом случае граждане могут быть одновременно и учредителями вышеуказанных учреждений, и получателями образовательной услуги одновременно. Местные органы публичной власти также могут стать (и становятся) учредителями образовательных учреждений. Муниципальные дошкольные учреждения, муниципальные школы - это традиционная норма российской жизни. Региональные органы публичной власти также могут стать учредителями образовательных учреждений и оказывать образовательные услуги населению. Центральные органы публичной власти также становятся либо учредителями от лица государства либо от собственного лица. Учреждать и финансировать профессиональные отраслевые колледжи могут совместно и органы государственной власти, и заинтересованные корпорации.
Качество образовательной услуги различается в государственных и негосударственных учреждениях. Для современной российской действительности характерны: на уровне дошкольного воспитания и школьного образования частная услуга в подавляющем большинстве случаев преобладает по качеству над муниципальной и государственной услугой. А вот на уровне начального профессионально-технического обучения и колледжей она сегодня только начинает претерпевать изменения в сторону смещения ролевой активности в пользу частных и корпоративных структур. На уровне высшего профессионального образования частная услуга иногда уступает государственной, но, видимо, это всего лишь вопрос времени. И в ближайшее десятилетие ситуация изменится и в сфере высшего образования.
Таким образом, образовательная услуга не является сферой исключительно публично-властных структур. Она может оказываться, и ее оказывают и частные лица, и корпорации.
В сфере здравоохранения можно проследить аналогичную ситуацию. Здесь также в роли актёров осуществления социальной услуги выступают и граждане, и местные органы публичной власти, и региональные и центральные органы публичной власти. Муниципальные лечебные и поликлинические учреждения, аналогичные учреждения публичной власти на региональном и центральном уровнях - это традиционные, привычные с советских времен учреждения. Но сегодня в России медицинская услуга даже более активно, чем образовательная, осваивается частными лицами, как отдельными гражданами, так и частными корпорациями: медицинская услуга также не является исключительной прерогативой публичной власти. Все они выступают в роли соакторов реализации социальной функции в аспекте художественной культуры. На практике сосуществуют государственные, муниципальные и частные музеи, государственные, муниципальные и частные галереи, государственные, муниципальные и частные филармонии и т.д. и т.п. Но, наиболее волнующим и актуальным аспектом проявления социальной функции государства практически для всех социальных групп современного российского государственно-организованного общества является пенсионное обеспечение. Трудно определить наиболее важный аспект данной проблемы - они все равновелико важны. Но, по нашему мнению, наиболее существенным моментом является институциональное изменение пенсионной системы. Отметим следующее: пенсионную услугу может оказывать не только государство в целом или органы местной, региональной и (или) центральной власти. Пенсионная услуга не является исключительной прерогативой государственных структур, она может оказываться и корпорациями, и частными структурами, что и имеет место в ряде государств. Соакторство в сфере пенсионной услуги особенно свойственно корпоративному типу социального государства (Германия), где уже достаточно длительный срок сосуществуют, дополняя друг друга, государственные и корпоративные пенсии.