ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.12.2020
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
О. В. КУЧМАЕВА, Е. А. МАРЫГАНОВА, О. Л. ПЕТРЯКОВА, А. Б. СИНЕЛЬНИКОВ:
«О СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ»
СОЦИС - 2010
Структура семьи
Одним из важнейших факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи, является ее демографическая структура, ее принадлежность к тому или иному типу. Современное состояние семьи как в России, так и в развитых странах Запада многими специалистами расценивается как кризисное с точки зрения неэффективного выполнения семьей как социальным институтом своей репродуктивной функции.
Формирование новых моделей демографического поведения связано с изменениями ценностных ориентаций. Традиционные взаимоотношения в обществе, предусматривающие жесткую регулирующую роль обычаев, традиций и внешнего авторитета, заменяются ориентированной на автономию личности при выборе стратегии поведения. В результате увеличивается численность специфических семей: внебрачная, кровнородственная, неполная (материнская), внебрачная неформально полная (конкубинат - параллельное сожительство мужчины с женщиной при законной жене, либо женщины с мужчиной при наличии брачного партнера).
Вместе с тем по данным социологического опроса "Семья и общество в России: эволюция оценок и ценностей в общественном мнении населения" (СиО-2006), проведенного в 2006 г. Институтом семьи и воспитания РАО, положительно к "гражданскому браку" относится около 35% опрошенных, категорически против 15% и в целом не одобряют такой практики 47,5% респондентов. Интересно, что к альтернативным формам брака (гостевому, выходного дня и пр.) отношение почти однозначно негативное: около 63% респондентов категорически против такой формы брака, еще 28% в целом ее не одобряют2. Однако в этом случае мы имеем срез мнения лиц, уже состоящих в браке.
В демографическом поведении наблюдается ориентация к снижению нормы брачности (это подтверждают и данные переписи 2002 г.). В обществе складывается лояльное отношение к незарегистрированным бракам и девальвируется статус традиционной семьи как зарегистрированного союза. При этом все большее одобрениеполучает мнение, что для развития ребенка не обязательно наличие обоих родителей, а женщина,если она этого желает, вполне может вырастить ребенка одна.
Наряду с мнением о необязательности заключения брака для создания семьи все шире распространяется оправдание разводов. Часто они воспринимаются как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. Большинство участников исследования "МС-2006" [2] как из полных, так и неполных семей признали их допустимость. С положением, что сохранять брак с нелюбимым человеком не стоит даже из-за детей, согласились 27,2% жен и 22,1% мужей.
Среди респондентов из неполных семей этот вариант ответа выбрали 38,9%. Процент разводов по отношению к бракам постоянно растет. Так, в 2008 г. в органах ЗАГС на 1000 человек населения официально зарегистрировано 8,3 брака (в 2007 г. - 8.9‰, в 2006г. - 7.5‰), коэффициент разводимости в 2008 г. составил - 5‰, в 2007 г. - 4.8‰. В некоторых регионах уровень разводимости, по данным Росстата, достигает пика. Так, в 2008 г. в Чукотском АО на 100 браков приходилось 84 развода, в Магаданской области - 81.
Либерализация брачной морали способствует дальнейшему росту внебрачной рождаемости. В 2007 г. внезарегистрированного брака родилось 28% детей от общего числа родившихся. Начиная с 1994 г. почти постоянно (исключение составил только 1999 г.) увеличивается абсолютное число таких рождений.
В период между переписями 1989 и 2002 годов доля детей, воспитываемых в семьях без одного или обоих родителей, возросла в 1,7 раза. Развод родителей, а также воспитание ребенка в неполной семье, преимущественно матерью, значительно снижает воспитательный потенциал семьи, искажает образцы семейных ролей в сознании ребенка. Тот факт, что более трех четвертей детей воспитываются в полных семьях, не должен создавать иллюзию, что все эти дети получают нормальное воспитание. Немалую часть составляют сводные семьи. Государственная статистика не выделяет их в особую группу. Ориентировочно можно считать, что сводных семей не менее 10%. Далеко не всегда повторное замужество матери повышает воспитательный потенциал семьи.
Т. А. Гурко на основании проведенных ею исследований среди старшеклассников установила, что и родные отцы нередко самоустраняются от воспитания детей, но отчимы поступают так еще чаще.
Влияние брачного статуса матерей (полная, неполная семья) на воспитательный процесс отчетливо выявило исследование "СиО-2006". Негативные моменты, например, недостаток времени, уделяемого семье и детям, нехватка педагогических способностей при воспитании, невозможность контролировать детей, матери из неполных семей в отличие от полных отмечали почти в два раза чаще. Социальные девиации в поведении детей более характерны для неполных семей. Судя по ответам матерей, дети в них чаще плохо учатся. Их матерей значительно чаще вызывают в школу из-за поведения детей (43% матерей из неполных семей и 25,7% замужних.
Среди последних каждая третья (33,4%) сталкивается с крайне неприятной ситуацией: дети пьют, курят, употребляют наркотики. Однако в семьях незамужних матерей эта проблема встречается еще чаще (43%). О влиянии "плохой компании" упомянули 5,2% замужних и 14,7% незамужних матерей. Соответственно, риск попасть в плохую компанию и совершения различных правонарушений и даже преступлений у детей из неполных семей в 2,8 раза (т.е. почти втрое) выше, чем в семьях, где есть оба родителя. Это подтверждается и данными официальной статистики: в 2007 г. среди состоящих на учете в органах внутренних дел несовершеннолетних 47,3% не имели одного или обоих родителей (по данным переписи 2002 г., в семьях, где дети воспитываются без участия одного или обоих родителей, проживало 23,3% детей). Современная ситуация такова, что многие семьи, имеющие детей, живут вместе с бабушками и дедушками. По данным переписи 2002 г., доля таких семей составляла 23,6%. Нередко расширенный состав связан с материальными проблемами и жилищными трудностями.
В ходе исследования "МС-2006" подтвердился тезис, что отношения со старшим поколением в основном базируются на взаимопомощи, причем чаще ее оказывают именно бабушки и дедушки. Так, регулярную материальную помощь со стороны старшего поколения отметили более 20% опрошенных, помощь по дому - от 20 до 30% (в неполных семьях). Наиболее часто респонденты отмечали помощь в уходе за детьми - более 44%. На отсутствие помощи и проблемы от контактов с родителями указали 12 - 14%, причем чаще других (как и в случае с взаимопомощью) - респондентки из неполных семей.
Число детей в семье
В кризисных социально-экономических условиях усиливается ориентация родителей на одного ребенка - однодетная семья становится все более типичной для России. По мнению исследователей, ребенок в ней становится центром притяжения "всех и вся", исчезают особые свойства многодетной семьи, позволяющие успешно выполнять функцию социализации [4]. Отвечая на вопрос "Сколько бы Вам хотелось иметь детей, если бы Вы имели для этого все условия?" ("МС-2006"), более половины респондентов называют двоих. Тем не менее в числе домохозяйств, имевших детей до 18 лет, повысилась доля однодетных, значительно сократилось число семей с двумя, тремя и более детьми3. Если принять за 100% все семьи с несовершеннолетними детьми (всего их 20,7 млн), то среди них более чем две трети (67,7%) - однодетные. Двухдетные составляют лишь немногим более четверти (26,9%), а семей с тремя и более детьми лишь 5,4%4.
Несмотря на некоторый рост общего коэффициента рождаемости в 2008 г. - 12.1‰ против 10.4‰ в 2006 г. (минимум наблюдался в 2000 г. - 9‰), суммарный коэффициент рождаемости, более точно характеризующий процесс, по-прежнему составляет лишь 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста (2008 г.).
По результатам исследования в Новгородской области в 2003 г. [5], даже при наличии всех условий сегодняшнее поколение хотело бы иметь в среднем меньшее число детей, чем имеют или хотят иметь представители поколения их родителей. Родительская роль в современном обществе не имеет высокой ценности. Это подтверждается, в частности, исследованиями, проведенными коллективом ученых-демографов МГУ в 2004 - 2005 гг. в различных субъектах РФ [6].
Материальное положение семьи
Анализ социально-экономических причин и факторов, снижающих воспитательный потенциал семьи, свидетельствует о распространении такого нежелательного явления, как социальная депривация, означающего лишение, ограничение либо недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, разностороннего развития и социализации личности. Дети из обеспеченных семей оказываются в привилегированном положении в плане получения полноценного образования, лечения и отдыха.
Распределение ответов респондентов на вопрос «что, помимо материальных забот, больше всего осложняет жизнь Вашей семьи?»
В ходе исследования "СиО-2006" получены следующие субъективные характеристики уровня жизни опрошенных: 62,7% отметили, что их семья живет "более-менее прилично", 28,2% "едва сводили концы с концами" и лишь 9,2%, что их семьи не испытывают материальных трудностей.
Наибольшие затруднения в воспитании детей, судя по ответам, испытывают родители из наиболее бедных семей - более четверти респондентов, отвечающих, что им детей воспитывать "сложно" и "очень сложно", оценили свое материальное положение на 3 балла и менее (по 10-балльной шкале).
Снижение воспитательного потенциала семьи как следствие материальных трудностей подтверждают и результаты исследования "МС-2006" [2]. При ответе на вопрос "Какие проблемы в наибольшей степени осложняют жизнь Вашей семьи?", лидируют или материальные проблемы (67% из неполных семей и более 35% из полных), либо сопряженные с ними - трудности в приобщении детей к спорту, музыке (76% матерей из неполных семей и 25% из полных), проблемы с медицинским обслуживанием (около 35% из полных и неполных семей), трудности в организации быта (также примерно 35% из полных и неполных семей).
Материальное положение семей оказывает влияние на структуру использования свободного времени, способы проведения досуга, и, как следствие, на воспитательный потенциал.
Исследование "СиО-2006" выявило, что 75,1% родителей, которые отметили, что их семьи "не испытывают материальных трудностей", проводят свое свободное время в семейном кругу; вне семьи - 24,9%. В семьях, которые оценивают материальное положение как "более или менее приличное", 92,6% проводят свободное время в семейном кругу и лишь 7,4% вне семьи.
В том, что подавляющее большинство респондентов проводят свободное время дома, есть немало положительных моментов: ориентация на семейный образ жизни, воспитание детей. Однако "свободное время" в таких случаях затрачивается чаще не на отдых, а на решение бытовых проблем. Это косвенно подтверждается указанием большинства опрошенных на нехватку свободного времени и переутомление.
Низкие показатели доходов от занятости по найму побуждают работников искать дополнительные источники или увеличивать рабочее время. Это приводит к переутомлению и уменьшению возможностей общения с детьми. "Усталость и переутомление" отметили в опросах 47,5%, "недостаток свободного времени" 10,4% респондентов.
При этом считают достаточным время, которое они могут уделить семье и детям только половина респондентов (50,2%), а 49,8% опрошенных думают, что "относительно недостаточно", или "явно недостаточно" (15,1%). Причем у отцов ситуация более проблематичная, что вероятно, обусловлено, повышенной профессиональной занятостью. Лишь 35,2% мужчин полагают, что они уделяют достаточное время своей семье и детям. Это значительно осложняет реализацию воспитательной функции, может привести к разногласиям и недопониманию между старшим и младшим поколением, пробелам в воспитании и конфликтам, вплоть до безнадзорности и беспризорности детей.
Постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье, которые ребенок "перенесет" во взрослую жизнь.
Анализ статьи
Важнейшим фактором, влияющим на воспитательный потенциал семьи, является ее демографическая структура, ее принадлежность к тому или иному типу. Современное состояние семьи как в России, так и в развитых странах Запада многими специалистами расценивается как кризисное с точки зрения неэффективного выполнения семьей как социальным институтом своей репродуктивной функции. Формирование новых моделей демографического поведения связано с изменениями ценностных ориентаций. В демографическом поведении наблюдается ориентация к снижению нормы брачности. В результате увеличивается численность специфических семей. Современная ситуация такова, что многие семьи, имеющие детей, живут вместе с бабушками и дедушками. В кризисных социально-экономических условиях усиливается ориентация родителей на одного ребенка - однодетная семья становится все более типичной для России. Суммарный коэффициент рождаемости, более точно характеризующий процесс, по-прежнему составляет лишь 1,5 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. Родительская роль в современном обществе не имеет высокой ценности. Это подтверждается, в частности, исследованиями, проведенными коллективом ученых-демографов. Анализ социально-экономических причин и факторов, снижающих воспитательный потенциал семьи, свидетельствует о распространении такого нежелательного явления, как социальная депривация, означающего лишение, ограничение либо недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, разностороннего развития и социализации личности. Дети из обеспеченных семей оказываются в привилегированном положении в плане получения полноценного образования, лечения и отдыха. Наибольшие затруднения в воспитании детей, судя по ответам, испытывают родители из наиболее бедных семей. Низкие показатели доходов от занятости по найму побуждают работников искать дополнительные источники или увеличивать рабочее время. Это приводит к переутомлению и уменьшению возможностей общения с детьми. Постоянное отсутствие родителей, физическое и психологическое переутомление, связанное со значительными перегрузками на работе, исключение отцов из процесса воспитания порождают семейные конфликты, влекут за собой искажение социальных и гендерных стереотипов поведения в семье.