Файл: Проблемы правового государства, сущность и тенденции его развития.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Большим злом для правовой государственности в России является коррупция. Она подрывает и устои государства, и грубо попирает права и свободы граждан. В связи с этим хотелось бы высказать некоторые концептуальные аспекты борьбы с коррупцией.
Из общей теории права известно, что антиподом правомерного поведения является правонарушение. Другими словами, правонарушение, как явление правовой действительности являет собой разновидность негативного социального отклонения и тем самым - антисоциального поведения людей.
У нас в современной России коррупция - это образ жизни. Причины этого - формирование при правлении Президента РФ Б.Н. Ельцина экономико-правовой модели бюрократического паразитического капитализма. Паразитический капитализм ничего не строит, проедает старое, вывозит все награбленное за границу. Так, в нашей стране, согласно официальным данным, 1млн 200 тысяч чиновников, 60% из которых коррумпированы. А бюрократия, как отмечал еще К. Маркс, рассматривает государство как свою частную собственность. За годы правления Ельцина, слабого, немощного Президента, не профессионала, без политической воли, государственный сектор в значительной мере был разворован.
Особенности нынешней коррупции в современной России проявляются в следующем:
1) это, прежде всего, хищение бюджетных средств;
2) проникновение криминала во власть;
3) приватизация госсобственности в интересах преступных сообществ.
В основе коррупции лежат кланово-олигархические отношения, которые развивались на фоне умышленного ослабления правоохранительной системы.
Как переломить этот процесс, крайне негативно сказывающийся на всей общественной жизни в России, и, прежде всего, на «качестве жизни» гражданина?
Думается, что к этому следует подойти и с концептуальных позиций.
Во-первых, главное в борьбе с коррупцией заключается в том, чтобы заставить систему (государство) работать и изменить модели поведения людей. Прежде всего, должна четко работать система контроля: финансового, банковского, таможенного, налогового и т.д.
В этом плане важное значение имеет также стабильность высшего руководства (Президента и премьер-министра). Ведь гражданское общество в значительной степени зависит от стабильности этого руководства и наличия у него политической воли.
Во-вторых, надо ограничить власть чиновника. Сделать это необходимо путем продуманной правовой регламентации соответствующих общественных отношений и значительного сокращения чиновничьих структур «сверху» - «донизу». Прав был губернатор Красноярского края А. Лебедь, говоря о засилье федерального чиновничества на территории региона: 49264 федеральных чиновника, не считая ФСБ, о которой информация закрыта, т.е. более чем трехкратное ее превосходство по отношению к региональному чиновничеству. Имеется даже подразделение министерства иностранных дел, хотя ни одного метра внешней границы у края не имеется.
В-третьих, сделать более жестким, четким и прозрачным процесс «назначения во власть» - отбор, тестирование будущих чиновников с привлечением данных правоохранительных органов.
В-четвертых, сегодня власть должна быть организована таким образом, чтобы эта власть собственников, контролируемая собственниками, ориентированная на интересы собственников, открытая для их всестороннего и эффективного воздействия. Важнейшие государственные решения должны приниматься непосредственно людьми, обремененными собственностью, т.е. предельно четко понимающими свою ответственность за возможные негативные последствия.
Нетрудно предвидеть вопрос: а как же народ, его интересы? Народ - это не только пролетариат, которому нечего терять, кроме своих цепей. Народ - это и есть собственники. Так, во всяком случае, обстоят дела в высокоразвитых странах. Поэтому непременным залогом реализации реформ должно быть быстрое осуществление известной установки крупнейшего экономиста ФРГ Людвига Эрхарда: «Собственность - для всех!». Это и послужило основой такого феномена, как «германское чудо». Власть, контролируемая собственниками, начинает работать в «интересах» народа, состоящего из собственников. Но собственность для всех означает и смерть бюрократического аппарата, который беспардонно разворовывает богатые государства, как отметил А.И. Солженицын. В Швеции, как известно, уже более полувека построен «шведский социализм». А ведь там, в руках государства всего только 6% всей собственности страны. Акционирование, кооперирование и другие аспекты «врастания» и рядовых граждан в собственность - вот соответствующие примеры. Одновременно решаются проблемы социального партнерства.
В-пятых, государство последовательно должно быть специфическим образом «вверено судам». Так, по крайней мере, решен вопрос в ФРГ, где имеются суды 5 юрисдикции. У нас же в недалеком прошлом, в СССР, на 289 млн. человек населения приходилось 15 тысяч судей, что было на 2 тысячи меньше чем на 61 млн. населения в ФРГ. Подвижки в этом аспекте у нас есть. Сейчас в РФ уже 16752 судьи, создана необходимая правовая база для судоустройства и судопроизводства. Остается, тем не менее, острая злободневная проблема: профессионализм судьи и его нравственные качества, которые желаю значительного их совершенствования. Ведь фактически над судьей - никакого контроля, кроме «голубого неба» да его совести.
В-шестых, формирование нового правового сознания и новой правовой культуры. Мало зафиксировать права человека и гражданина в юридических актах. Мы уже имели сталинские, брежневские конституции. Закон хорошо работает только тогда, когда становится элементом общественного правосознания.
Базой для конституционно-правового моделирования экономико-правовой модели российского общества является Конституция РФ 1993 года. В
В послании Президента РФ Федеральному Собранию (июль 2000 г.) признается, что в России федеративные отношения не достроены и не развиты, а региональная самостоятельность часто трактуется как санкция на деинтеграцию государства.
То трагическое состояние, в котором оказалось наше общество на рубеже XXI столетия, связано не только с объективными факторами; во многом оно связано со слабостью государственных структур, их неспособностью эффективно решить назревшие общественно-политические и социально-экономические потребности, с тем политическим режимом и федеративными отношениями, которые были заданы прежним главой государства. Мы убедились, говорится в послании Президента РФ, что нерешительность власти и слабость государства сводят на нет экономические и другие реформы, что Центр и территории, региональные и местные власти все еще соревнуются между собой.
Преодолеть слабость российской государственности, ее оторванность от общества является насущной задачей нового политического курса, начавшегося в первой половине 2000 г. с реформы государственного строительства. Стратегический курс такой реформы, определенный в самом общем виде в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию (июль 2000 г., апрель 2001 г.), сводится к построению сильного эффективного государства, укреплению государственного единства, повышению инициативы и ответственности федеральных органов исполнительной власти.
В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ (2005 г.) определены первоочередные задачи по развитию государства, повышению эффективности государственного управления, правосудия, укреплению закона и развитию политической системы, наконец, развитию личности и гражданского общества в целом. Президент РФ подчеркнул, что Россия «сама будет решать, каким образом с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии», прежде всего правовым, законным путем. Не исключается заимствование позитивного опыта других государств. При этом предлагается продолжить цивилизаторскую миссию «российской нации на Евразийском континенте... Она состоит в том, чтобы демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогащали и укрепляли нашу историческую общность».
Безусловно, вопрос о формировании современной политико-правовой доктрины России как стройной системы «принципов действия, цели и средств государства» является актуальной научной проблемой. Необходимость ее изучения диктуется потребностями в эффективных социальных технологиях и управленческих механизмах, способных решать задачу формирования правового государства и гражданского общества. Как представляется, работа над политико-правовой доктриной требует объединения интеллектуальных усилий российских ученых, разработки научных тем по проблемам государственного строительства, преобразования социальных институтов, общества в целом.
Этот процесс начался пока за счет усиления властной федеральной вертикали. Его первый этап связан с действиями и решениями, направленными на усиление президентской власти, которая, будучи относительно самостоятельной разновидностью государственной власти, не входящей ни в одну из ее ветвей, поименованных в ст. 10 Конституции РФ, и субъективно и объективно стремится к такому усилению, что в итоге, как предполагается, должно привести к укреплению российской государственности в целом.
Правовой основой процесса усиления президентской власти является конституционное положение о Президенте РФ как главе государства, гаранте прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и целостности государства (ст. 80). Эта конституционная формула позволяет, с правовой точки зрения, выстраивать президентские структуры в любом направлении по личному усмотрению Президента РФ. Организационные возможности для этого также предусмотрены Конституцией РФ. Это — Администрация Президента РФ, Совет Безопасности, полномочные представители Президента РФ, без ограничения сферы деятельности таких представителей они могут быть назначены практически всюду — от федеральных министерств и ведомств до муниципальных образований.
Именно в аспекте усиления президентской власти следует рассматривать принятие в 2000 г. решений о реформировании Совета Федерации, об образовании федеральных округов и назначении в них президентских полномочных представителей, об усилении государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов РФ и региональных парламентов, а также глав муниципальных образований и представительных органов местного самоуправления, о создании Государственного совета Российской Федерации, о мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации.
Эти и некоторые другие меры должны положительно сказаться на повышении эффективности государства и особенно президентских структур власти. Сегодня эти меры свидетельствуют о том, что предпринимается попытка усиления личной президентской власти, что в итоге может привести к авторитарному режиму с опорой на военно-силовые и некоторые избранные олигархические структуры при молчаливой поддержке широких народных масс, получивших в последние годы морально-психологический импульс некой надежды и умеренного оптимизма.
Наведение порядка в органах власти, говорится в послании Президента Федеральному Собранию (июль 2000 г.), это не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Главными задачами являются: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации с целью обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство — это одновременно и социальное государство.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических, отношениях.