Файл: Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и его основные функции.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 3
Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и его основные функции.
В первую очередь, необходимо рассмотреть основное понятие по теме «Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и основные функции».
Управление предполагает собой сознательное, продуманное и даже преднамеренное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, групповую и коллективную жизнедеятельность, осуществляемое в форме самоуправления, так и через специально созданные структуры, такие как, государство, общественные объединения, предприятия, партии, ассоциации, фирмы и т.д.
Государственное управление – это организующее воздействие государства на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её сохранения или преобразования. Также это понятие можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле: государственное управление – вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом, в данном смысле управление представлено как целенаправленное организующее воздействие государства в лице всех его органов (исполнительной, законодательной и судебной власти) на развитие общества. В узком смысле государственное управление – это организующая деятельность органов исполнительной власти.
Таким образом, можно сформулировать определение государственного управления в области использования и охраны лесов (управление лесами) как основанную на лесном законодательстве исполнительную деятельность органов государственной власти по организации рационального использования и охраны лесов.
Функции государственного управления в области использования и охраны лесов – это основные направления деятельности государства по обеспечению сохранения полезных качеств лесов и усиления их свойств.
Основные функции управления лесным хозяйством:
1.Планирование лесного хозяйства;
2.Организацию лесного хозяйства и 3. Контроль над лесным хозяйством. Функция учета в строгом смысле не может быть отнесена к функциям управления, поскольку никакого управляющего воздействия при учете на объект управления не оказывается. Учет необходим для получения информации об объекте управления с целью в дальнейшем принять какое-то управленческое решение. Поскольку учетная деятельность насквозь пронизывает всё лесное хозяйство и занимает существенную часть времени при осуществлении управления, мы считаем необходимым рассмотреть учет в лесном хозяйстве наравне с функциями управления. Особой функцией управления лесным хозяйством является лесоустройство, которое наиболее тесно связано с организацией лесного хозяйства, а также включает в себя элементы планирования лесного хозяйства и учета лесного фонда.
Исходя из всего сказанного, буду рассматривать в качестве самостоятельной функций управления лесным хозяйством следующие четыре вида деятельности органов управления лесным хозяйством:
1) прогнозирование и планирование лесного хозяйства,
2) организация лесного хозяйства,
3) учет в лесном хозяйстве,
4) государственным контроль и надзор в лесном хозяйстве.
Прогнозирование и планирование лесного хозяйства. В юридической литературе планирование и прогнозирование называются в качестве важнейших средств государственного регулирования в сфере экономики.
Организация лесного хозяйства должна включать:
1) организацию лесничеств, лесопарков и лесозаготовительных предприятий, то есть их создание, реорганизацию и ликвидацию;
2) территориально-пространственную организацию лесных площадей, то есть деление лесов на кварталы, обходы, мастерские участки, лесничества;
3) отнесение лесных участков к защитным лесам, выделение особо защитных участков леса;
4) предоставление участков лесного фонда в пользование;
5) изъятие участков лесного фонда из пользования;
6) организацию лесовосстановления;
7) организацию охраны лесов, а также земель лесного фонда, лесопродукции, основных и оборотных средств организаций лесного хозяйства.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Вопрос о функциях управления лесным хозяйством в юридической литературе исследован мало. Действующее законодательство закрепляет более десяти видов управленческих функций в лесном хозяйстве. На наш взгляд, целесообразно выделение только четырех функций, которые в реальной практике тесно связаны между собой.
2. Важнейшей функцией управления лесным хозяйством является планирование. Эффективность ведения лесного хозяйства будет зависеть от того, найдут ли закрепление в законодательстве нормы, предусматривающие обязательность проведения работ по лесовосстановлению, лесоустройству и охране лесов, включая порядок их финансирования.