Файл: Международное публичное и международное частное право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международные отношения состоят из межгосударственных и внутригосударственных отношений. Межгосударственные отношения регулируются международным публичным правом, а внутригосударственные международным частным правом.

Понятие публичного международного публичного права:

Международное право — это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права, создаваемых путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Международное право является особой системой права, отличной от внутригосударственной системы права. Специфика системы международного права объясняется, прежде всего, особенностями объекта регулирования, его субъектов, порядком создания и функционирования норм международного права.

Объектом регулирования нормами международного права выступают общественные отношения, складывающиеся между действующими лицами международной системы. Причем сама эта система имеет существенные отличия от внутригосударственной системы по образующим ее элементам, характеру их связи, взаимодействия и взаимопроникновения, предупреждению и устранению конфликтных ситуаций.

Так, главными элементами внутригосударственной системы являются граждане, юридические лица и государственные органы. Отношения во внутригосударственной системе — это, прежде всего, властные отношения, осуществляемые законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Основными же действующими лицами международной системы выступают суверенные государства, народы, реализующие право на самоопределение, и межправительственные организации, над которыми нет организации политической власти. Отношения между ними носят не субординационный, а координационный характер.

Субъектами внутригосударственного права являются индивиды, юридические лица и государственные органы. При этом главным действующим лицом внутригосударственной системы выступает гражданин. Именно граждане создают государство и его органы, чтобы они служили ему в соответствии с нормами внутригосударственного права. Субъекты международного права — это суверенные государства, народы, реализующие право на самоопределение, межправительственные организации (ООН, МОТ, ИМО и др.), государственно подобные образования (ранее - Данциг, Западный Берлин, ныне - Ватикан). Следует подчеркнуть, что правоприменительной международной правосубъектностью обладают индивиды и неправительственные организации (Гринпис, Международная амнистия, Ассоциация международного права и др.). Главными же действующими лицами международной системы являются суверенные государства, на основании волеизъявления которых образуются вторичные или производные субъекты международного права — межправительственные организации и государственно подобные образования.


Для международной системы характерно отсутствие законодательного органа. Поэтому порядок создания норм международного права отличен от процедуры создания внутригосударственных норм права. Нормы международного права создаются путем согласования позиций субъектов международного права и воплощаются в международных договорах или обычаях.

Особенностью международной системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных органов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутригосударственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отличается от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главенствующими принципами осуществления его норм являются добросовестное выполнение взятых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.

Все вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что международное право — это самостоятельная и специфическая система права. Однако, несмотря на специфику этой системы регулирования международных отношений, она является системой правовых норм, т.е. юридически обязательных предписаний. Именно это отличает данную систему от других способов регулирования международных отношений, например, от международной морали и международной вежливости, с которыми международное право взаимодействует. Также существует взаимовлияние международного права и внешней политики государства, под которой понимается общий курс его деятельности на международной арене. Внешняя политика должна осуществляться в правовых рамках, т.е. соответствовать нормам международного права. Ни в коем случае внешнеполитические интересы государства не могут служить оправданием отступления от требований международного права. В свою очередь внешняя политика и дипломатия как важнейший способ ее осуществления призваны содействовать ускорению создания международно-правовых норм, необходимых для регулирования определенных отношений, с целью обеспечения их стабильности и поступательного развития.

Следует также подчеркнуть, что международное право —  это не просто совокупность юридических норм, а система права, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (отраслей, институтов и норм), объединенных вокруг системообразующего элемента — основных принципов международного права.

Необходимо обратить внимание на то, что международное публичное право или просто международное право отличается от международно-частного права.


МЧП представляет собой комплексное правовое образование, состоящее из норм внутригосударственного права, регулирующих гражданско-правовые, трудовые и семейные отношения с иностранным компонентом. Международное право и международное частное право взаимодействуют друг с другом, но, по сути, это разные правовые явления.

Международное  публичное право — система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения Соблюдение норм международного права обеспечивается индивидуальным либо коллективным принуждением его субъектов, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместной деятельности.

В настоящее время в мире существуют два типа правовых систем -- международное публичное право и внутреннее право государств.

Международное публичное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.

Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

Во-вторых, международное публичное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные принципы, пронизывающие все их правовое пространство; они делятся на отрасли, под отрасли, институты; и, наконец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструкции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

Отличительные особенности:

В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. Это отличия по предмету регулирования, способам создания и обеспечения правовых норм, источникам, субъектам права и другим характеристикам.

1) Отличия по предмету регулирования:


Внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Поэтому эти отношения, ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного публичного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных организаций, государство подобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное публичное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц, например, правоотношения, возникающие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международного публичного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

2) По способу создания правовых норм:

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное направление правового регулирования -- «вертикальное», «сверху -- вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного публичного права, напротив, создаются «горизонтально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения.

3) По источникам права (формам воплощения международных норм):

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

4) По субъектам права:

Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного публичного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного публичного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производна от воли основных субъектов международного публичного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного публичного права.


5) По способу обеспечения исполнения норм:

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принудительной силой государства. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного публичного права, поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного публичного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное публичное право можно определить, как особую систему права -- совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного публичного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций.

Понятие международного частного права:

Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по этим отношениям.

Международное частное право представляет собой систему коллизионно-правовых и унифицированных материально-правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Международное частное право (МЧП) можно рассматривать с трех позиций: как элемент системы права, как науку и как учебную дисциплину.

До настоящего времени в науке не сложилось единого взгляда на место МЧП в системе права.

Одни исследователи (В.Э. Грабарь, Л.Н. Галенская, А.М. Лодыженский, И.П. Блищенко) считают, что Международное частное прав, наряду с международным публичным правом, частью единой системы международного права. Их аргументация основана на том, что обе отрасли регулируют отношения, выходящие за пределы действия правовой системы одного государства, и требуют применения правовых норм другого государства. Более того, они имеют общие начала в лице общепризнанных принципов и норм международного права, общие источники и единство целей, что объединяет их в единую систему международного права.

Подтверждением вышеизложенному, могу привести мнение исследователя, В.Э. Грабарь писал: