Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
Все дореволюционное рабочее законодательство в 1913 г. было сведено в Уставе о промышленном труде (Свод законов Росс. Имп., т. XI, ч. II, изд. 1913 г.), причем результаты более чем полувекового развития рабочего законодательства в России оказались к 1917 г. весьма скромными.
Устав о промышленном труде охватывал только работу в фабрично-заводских, горных и горно-заводских предприятиях, причем был установлен ряд изъятий (лесоразработки, углежжение, транспортные предприятия, строительные работы и пр.). Кроме того, закон почти не распространялся на западные (польские) губернии. Область применения страховых законов была еще уже (предприятия всякого рода, но с числом работников не менее 20 при наличии двигателя и 30 без него). Все остальные случаи применения наемного труда (торговый аппарат, дом. работники и пр.) регулировались общими гражданскими законами (для с. х. рабочих действовало особое положение, изданное еще в эпоху крепостничества (1860 г.). Устав о промышленном труде, проведение которого было возложено на особые присутствия (в составе представителей власти и фабрикантов) и фабричную инспекцию, содержал некоторые гарантии и для рабочих (расчетные книжки, сроки и правила расплаты, рабочее время, порядок найма и увольнения и проч.), но они были далеко недостаточны. Рабочий день взрослых составлял 11 1/2 часов, причем в отношении применения сверхурочных работ почти не было никаких ограничений. За неисправную работу, прогулы или нарушение порядка устанавливались штрафы в размере до 6-дневного заработка (в других случаях до 1 или 3 рублей) за каждое нарушение, штрафы за различные провинности могли по совокупности доходить до 1/3 заработка.
Ряд важнейших правил (очередные отпуск), страхование безработицы и инвалидности и др.) был совершенно неизвестен дореволюционным законам. К тому же в «Уставе» был ряд полицейских правил (о видах на жительство), затруднявших работникам свободный выбор работы.
Кроме устава о промышленном труде и изданных в связи с ним циркуляров и инструкций, действовало несколько постановлений по технике безопасности и промышленной санитарии.
Возникшее после Февральской революции Временное Правительство не пошло навстречу требованиям рабочих, ввиду чего последние, не дожидаясь законодательного признания своих требований, не без успеха проводили их в жизнь либо явочным порядком, либо по особым соглашениям с фабрикантами (8-часовой рабочий день, заключение коллективных договоров, создание прим. камер и проч.).
Пожалуй, единственным более или менее жизненным законом временного правительства был закон 23 апреля 1917 г. о рабочих комитетах, содействовавший организации и росту рабочих профессиональных союзов. Однако и в этом случае издание закона существенного значения не имело: он в сущности только санкционировал (а эта санкция рабочим не была нужна) создание первичных союзных ячеек, игравших затем такую важную роль в деле Октябрьской Революции и профсоюзном движении. К тому же работа завкомов очень быстро вышла за пределы отведенных им рамок: уже летом 1917 г. Министерство Труда начало борьбу против захвата завкомами предприятий, ликвидации больничных касс (с переложением расходов по обеспечению при болезни на предпринимателей) и т. п. активных мер.
3. История развития трудового законодательства в советской России
После октября 1917г. в развитии правового регулирования труда произошел серьезный и качественный перелом, который отразился как на взрослом населении, так и на подрастающем поколении. Советское законодательство о труде с самого начала закрепило многие нормы и положения, которые отражали нужды, интересы и чаяния промышленного пролетариата и всех трудящихся. Поначалу процессы реформирования трудового законодательства приняли стихийные размеры, причем советское правительство придало этому движению организованную форму: 14 ноября 1917 г. был издан декрет «о рабочем контроле» (Собрания узаконений 1917-18 г., №3, ст. 35), согласно которого помимо контрольных органов при предприятиях, создавались также центральный и местные советы рабочего контроля.
29 октября 1917г. был принят Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне, который касался продолжительности рабочего времени и времени отдыха, а также отражал особенности охраны труда женщин, несовершеннолетних и молодежи. Данный Декрет внес в прежнее законодательство существенные новшества и причем исключительно в пользу работников. В нем были установлены: - взамен 11,5-часового рабочего дня 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя; - минимальный возраст приема на работу был определен в 14 лет (вместо 12 лет по прежнему законодательству), и этот возраст предполагалось повысить до 15 лет (с 1 января 1919 г.) и до 20 лет (с 1 января 1920 г.); - рабочее время для молодежи до 18 лет было ограничено 6-ю часами в сутки; - в рабочее время включалась не только сама непосредственная работа, но также и подготовительно-заключительное время (чистка машин, уборка рабочего помещения и т.п.); - не допускались лица, не достигшие 18 лет и женщины к сверхурочным работам, и было существенным образом ограничено применение сверхурочных работ и взрослым (особенно родителям); - подросткам до 16 лет и женщинам был запрещен ночной труд -от 9 часов вечера до 5 часов утра; - запрещено молодежи до 18 лет и женщин привлекать к подземным работам. Данный Декрет распространялся (в отличие от прежнего законодательства) на все предприятия и на всех наемных работников, и за несоблюдение его норм было установлено наказание лишением свободы по суду до одного года. Таким образом, можем сказать, что Декрет о 8-часовом рабочем дне стал основным базисом фундамента советского законодательства об охране труда трудящихся.
Однако в условиях Гражданской войны 1918-1920гг. в законодательстве отразились не только чрезвычайные обстоятельства тех лет, но и преобладавшие тогда представления о преобразованиях, необходимых для строительства социализма в стране. В декабре 1918г. был принят Кодекс законов о труде - первый комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, который подытожил законодательство о труде первого года советской власти, закрепив многие нормы предшествовавших юридических актов по труду, подразделив нормативный материал на 9 разделов: «О трудовой повинности»; «Право на применение труда»; «Порядок предоставления труда»;
·«О предварительном испытании»; «О переводе и увольнении трудящихся»; «О вознаграждении за труд»; «О рабочем времени»; «Об обеспечении надлежащей производительности труда»; «Об охране труда».
31 января 1918 г. был опубликован декрет СНК о Биржах Труда (Собрания узаконений №21, ст. 319), возложивший всю работу по трудовому посредничеству на создаваемые профсоюзами при органах местного самоуправления Биржи Труда. Этим же законом была предусмотрена и ликвидация всех частных посреднических контор.
Таким образом, в течение полугода советская власть разрешила все основные вопросы регулирования наемного труда. Все эти декреты легли затем в ОСНОВУ первого советского КЗоТ, опубликованного и изданного 12 декабря 1918 г. (Собрания узаконений №87-88, ст. 905).
Этот Кодекс впервые во всем мире в одном законодательном акте охватил регулирование всех видов применения труда и установил (вместе с положением о социальном обеспечении трудящихся, опубл. 17/XII 1918 г. Собрания узаконений №89, ст. 906) те основные правила, которые должны соблюдаться при использовании рабочей силы. Вместе с тем, в Кодекс 1918 г. был включен и ряд положений декларативного характера. Так, устанавливая в соответствии с принципом «не трудящийся да не ест» всеобщую трудовую повинность, Кодекс в то же время провозгласил право каждого трудоспособного гражданина на применение своего труда.
Кодекс 1918 г. закрепил установленную несколько раньше (в ноябре) обязанность всех ищущих труда регистрироваться в органах НКТ, предоставил последним право направлять безработных на работу, перебрасывать занятых работников в случае необходимости из одной организации в другую. Отказ от предлагаемой работы, а также самовольное оставление работы Кодекс признавал проступком и установил за них определенные взыскания. Вместе с тем Кодекс установил, что условия труда в государственных учреждениях регулируются тарифными положениями, утверждаемыми НКТ, а во всех остальных случаях - теми же положениями, разрабатываемыми профсоюзами по соглашению с руководителями предприятий и хозяйств и утверждаемыми НКТ. Таким образом, Кодекс предоставил государственной власти возможность непосредственно регулировать конкретные условия труда и ограничил свободное усмотрение сторон. В дальнейшем многие нормы КЗоТа были скорректированы. В Общем положении о тарифе от 17 июня 1920г., утвержденном СНК, все основные вопросы регулирования труда фактически действовали вместо КЗоТа.
Возврат к системе социального страхования был декретирован еще 15/XI-1921 г. (Бюллетень Трудового Фронта, №27), причем проведение страхования было возложено сначала на аппарат НКСО. Тариф страховых взносов был установлен 2/I, 12/I и 5/II-1922 г.; установление же отдельных видов страхования и фактический переход на новую систему произошли в конце 1921 г. и начале 1922 г.
30 октября 1922г. на четвертой сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета 1Х созыва был принят КЗоТ РСФСР, использовавший многие нормы и конструкции предыдущего КЗоТа 1918г., но вместе с тем существенно отличался от него как по структуре, так и по содержанию. В отличие от КЗоТ 1918 г. КЗоТ 1922 г. провозгласил договорный (добровольный) принцип привлечения к труду. Он предусматривал предоставление гражданам работы в порядке добровольного найма через биржи труда, ввел понятие трудового договора, закрепил принцип неухудшения положения работника по сравнению с закрепленным в законодательстве коллективном договоре и правилах внутреннего трудового распорядка. Перевод осуществлялся как общее правило с согласия работника. Новый КЗоТ установил перечень оснований увольнения по требованию нанимателя (статья 47). Таким образом, КЗоТ 1922 г. значительно расширял права трудящихся и усиливал защитную функцию трудового права.
В 20-е годы в истории нашей страны произошел крутой поворот в соответствии с решениями X съезда РКП(б). Советская власть объявила о введении новой экономической политики, допускавшей до определенных пределов частную собственность, свободную торговлю, свободу предпринимательства, частнохозяйственную деятельность наряду с государственным хозяйствованием. В конце 20-х годов в стране происходила смена курса, при которой отказывались от плана строительства социализма через НЭП и начинали осуществление форсированной индустриализации и коллективизации страны сталинскими методами. В это время возникала необходимость формирования огромной армии подневольного труда, способной осуществить ускоренную модернизацию экономики. Вводилось прямое государственное принуждение к труду под страхом уголовной ответственности: - за самовольный уход работника из предприятия, а также за самовольный переход с одного предприятия на другое была введена уголовная ответственность в виде тюремного заключения сроком от 2 до 4 месяцев. Учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергались по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года.
С началом Великой Отечественной войны чрезвычайные меры насильственного порядка, введенные в начале 40-х годов, были еще более усилены и дополнены другими мерами, диктуемыми военной обстановкой. Так, Указом ПВС СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» допускались обязательные сверхурочные работы до 3 часов в день, а для работников, не достигших 16 лет - до 2 часов в день с разрешения СНК СССР и с оплатой в полуторном размере. На время войны были отменены (за исключением некоторых категорий работников) ежегодные отпуска с заменой их денежной компенсацией, а в качестве метода привлечения к труду широко стали использоваться акты о трудовой мобилизации.
В 1955г., через 22 года после ликвидации Наркомтруда, был восстановлен орган, призванный осуществлять государственное руководство в области труда и заработной платы, а именно, Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, который все важнейшие решения по вопросам труда и заработной платы должен был принимать совместно с ВЦСПС. Ими и было издано Постановление № 629 «Об утверждении списка производств, профессий, специальностей и работ, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста». В этот период также были приняты нормативные акты, которые внесли существенные изменения в институт правового положения профсоюзов, участие трудящихся в управлении производством и в порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Положение о правах фабричного, заводского, местного комитата профессионального союза, утвержденное Указом ПВС СССР от 15 июля 1958 г., расширило права и полномочия профсоюзов по защите прав и интересов трудящихся, их роль в управлении производством.
15 июля 1970г. Верховный Совет СССР одобрил Закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», который стал первым в советской истории общесоюзным законом о труде кодификационного характера, объединившим все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих.
Принципиальные положения КЗоТ 1922 г. получили отражение и дальнейшее развитие в последующих законодательных актах о труде, в том числе в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и КЗоТ РСФСР 1971 г. КЗоТ 1971 г. впервые ввел норму о гарантиях при приеме на работу, по существу - запрещение дискриминации. В отличие от КЗоТа 1922 г. он содержит характеристику основных трудовых прав работников, ограничивает свободу установления условий труда в договорном порядке и уточняет понятие трудового договора. В Кодекс включается глава «Трудовая дисциплина», содержащая в числе других норм исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, что нужно расценить как повышение гарантий прав трудящихся (ранее виды взысканий определялись правилами внутреннего трудового распорядка).