Файл: Телефонное консультирование в практике работы психолога.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
В современном мире у людей не всегда есть возможность прийти к психологу лично. Более того, в экстренной ситуации, чаще всего, личная встреча с психологом невозможна. Для таких случаев существует телефонное консультирование.
Телефонное консультирование в настоящее время получило признание во всем мире, оно активно развивается и совершенствуется. В основном это телефоны доверия в различных социальных службах.
Психологическая помощь по телефону имеет ряд преимуществ:
- она круглосуточно доступна для населения, а обращение по телефону возможно при отсутствии возможности или желания встретиться с консультантом лично;
- консультации по ТД бесплатны;
- обеспечивается анонимность и гарантируется конфиденциальность общения как для абонента, так и для консультанта;
- часто психотерапевтический характер телефонной помощи является неявным, что повышает чувство безопасности и самооценку абонентов;
- формируется откровенно-доверительный характер общения способствует аффективному реагированию, катарсису, что уменьшает чувство тревоги, а также повышает эффективность психотерапевтического эффекта беседы;
ТД предназначен главным образом для того, чтобы испытывающий трудности человек мог найти собеседника, избавиться от возникшего эмоционального напряжения, поделиться своими переживаниями, получить поддержку для изменения своего тягостного, непереносимого эмоционального состояния. Разговор с консультантом позволяет абонентам не остаться один на один со своими переживаниями. Часто это отчаявшиеся люди, те, кто испытывает сильнейший стресс или близок к суициду.
Помимо очевидных плюсов, есть и множество минусов телефонного консультирования, таких как:
- отсутствие предварительной подготовки к звонку, в связи с тем, что нуждающиеся в такой помощи могут позвонить в любой момент и обратиться с самыми разнообразными проблемами, поэтому консультант должен находиться в состоянии готовности постоянно;
- консультант лишен невербальной информации, что значительно затрудняет работу с абонентом;
- необходимость полностью контролировать контакт, так как абонент может в любой момент прервать разговор и больше не звонить;
- высокая интенсивность и эмоциональная насыщенность работы консультанта;
- отсутствие возможности выбора клиентов, в отличие от очного консультирования;
- консультант практически не защищен от оскорблений, розыгрышей, манипуляций и угроз;
- часто отсутствует возможность оценки эффективности психологического консультирования, информации о дальнейшем выборе действий клиента, что особенно важно при работе с абонентами в стадии острой суицидальной активности;
- время принятия адекватных и ответственных решений ограничено;
- во время работы на телефонной линии могут возникать помехи и шум, что не только затрудняет сам контакт, но в значительной степени снижает доверительность и психотерапевтический эффект общения с пациентом.
Сотрудники ТД во всем мире руководствуются в своей работе международными нормами и принципами, принятыми Генеральной Ассамблеей Международной Федерации телефонной экстренной помощи (IFOTES, Израиль, июль 1994 г.). Согласно этим нормам оказать человеку помощь в форме беседы означает придать ему мужество для того, чтобы преодолеть жизненный кризис. Задача работника ТД – помочь ему определить свои собственные ценности, индивидуальность и ощутить свою независимость.