Файл: Функции торговли на потребительском рынке России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под функцией понимается "обязанность", "назначение", "круг деятельности. Функции торговли вытекают из ее задач, которые динамичны, изменчивы как во времени, так и в пространстве. С развитием производства, конкуренции на рынке товаров решаемые задачи торговли видоизменяются, усложняются, наполняются новым содержанием. В соответствии с этим происходят изменения и в функциях, выполняемых торговлей.

По нашему мнению, торговля потребительскими товарами в соответствии с ее сущностью выполняет две основные функции:

а) экономическую - реализация стоимости (смена форм стоимости) и

б) социальную - реализация потребительной стоимости товара (доведение товара до потребителя товаров и услуг) и удовлетворение потребительского спроса.

Имеет место смещение понятий задач торговли потребительскими товарами и ее функций. Так как основной задачей торговли потребительскими товарами является удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, то основной функцией торговли, по мнению ряда авторов, является реализация потребительной стоимости или доведение товаров до покупателей и удовлетворение их запросов.

Поэтому функции торговли потребительскими товарами являются связанными друг с другом, неразрывными, взаимозависимыми. В рыночной экономике осуществляется переход приоритета от производителя к потребителю (т.е. от продавца к покупателю). Потребитель получает возможность свободного выбора товара.

Торговля является важнейшим элементом инфраструктуры потребительского рынка. Потребительский рынок (рынок товаров и услуг) представляет собой систему общественных отношений, основанных на соблюдении правовых норм, возникающих между государством, изготовителем и продавцом, исполнителем и потребителем в процессе изготовления, реализации и эксплуатации товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Функционирование потребительского рынка определяется системой социально-экономических и организационных отношений по поводу реализации потребительских товаров, социально-экономического обеспечения жизнедеятельности социальных групп населения конкретной территории.

Прежде, чем организовать бизнес - процессы, необходимо изучить конъюнктуру или экономическую ситуацию на рынке товаров и услуг, а также законы, закономерности и тенденции, возникающие в процессе взаимоотношений субъектов потребительского рынка в сфере обращения объектов гражданского права между продавцами товаров и услуг с одной стороны, и их потребителями с другой в процессе общественного воспроизводства.


Торговля имеет особые функции в системе общественного воспроизводства, которые, совпадая в общих чертах с функциями, присущими рынку в целом, обладают и своими специфическими особенностями. Их наличие обусловлено социально-экономическим назначением потребительских товаров, как средства удовлетворения личных и коллективных потребностей, и содержанием торговых услуг, оказываемых покупателям субъектами потребительского рынка.

В число основных функций торговли входят:

·     поддержание соответствия между спросом и предложением по объему товарной массы, как в целом, так и по отдельным товарным группам;

·     формирование цены на потребительские товары и услуги посредством определения их общественной полезности и совокупности издержек обращения;

·     создание конкурентной среды, стимулирующей повышение эффективности торгово-технологических процессов;

·     доведение товаров народного потребления до потребителей (транспортирование, хранение), послепродажное обслуживание;

·     реализация произведенной потребительной стоимости, воплощенной в товарах, что создает предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, обеспечивая связь между производством и потреблением;

·     рационализация издержек торговых предприятий путем совершенствования технологии продаж, внедрения современных форматов торговли, формирования товарного ассортимента.

Функции, выполняемые потребительским рынком, в частности, сферой торговли, должны быть подчинены обеспечению непрерывности процесса общественного воспроизводства, основными фазами цикла которого являются производство – распределение – обмен – потребление. Именно в фазе обмена происходит реализация общественного продукта в товарной форме посредством торгового процесса.

Названные функции определили роль торговли в системе общественного воспроизводства:

·     удовлетворяет потребности населения в товарах и услугах;

·     оптимизирует объем и структуру товаров на потребительском рынке с точки зрения соответствия платежеспособному спросу населения;

·     способствует ликвидации предприятий (как производящих потребительские товары, так и обеспечивающих их продвижение в сферу потребления), деятельность которых не отвечает общественным интересам по критериям хозяйственной эффективности и общественной полезности;

·     стимулирует развитие производства, осуществляя связь между производством и потреблением;


·     выступает как индикатор создания потребительских ценностей в национальной экономике;

·     является «инкубатором» новых рабочих мест для населения и важнейшей социальной сферой жизнеобеспечения населения;

·     формирует основы экономической стабильности государства, оказывая влияние на денежное обращение (на приобретение предметов потребления в розничной торговле расходуется до 90% доходов населения) и кредитно-финансовую систему страны (количество денег в обращении и скорость их оборота зависят от размера товарной массы, уровня цен и скорости реализации). Участвует в формировании доходной части бюджета посредством косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж);

·     оказывает прямое и косвенное влияние на состояние и развитие других рынков национальной экономики, взаимодействует с другими инфраструктурными отраслями народного хозяйства, стимулируя их развитие (строительством, транспортом, коммунальным хозяйством, связью)