Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
В наши дни смешанные единоборства стремительно набирают популярность. Все больше появляется новых промоушенов, зарплаты бойцов становятся все выше. Также повышается качество организации боев.
Трансляции боев ММА набирают все большее и большее количество зрителей, открываются новые площадки в Интернет и на телевидении. Все больше российских бойцов идут на контакт с прессой и заполняют собой медиа-пространство. Все больше людей начинают интересоваться смешанными единоборствами, отдают своих детей в секции и сами занимаются ММА.
По популярности ММА начинает догонять бокс. Примером стал недавно проведенный бой между боксером Флойдом Мейвезером и бойцом ММА Конором Макгрегором. Данный поединок собрал большое количество заинтересованных зрителей, а бойцы получили баснословные гонорары. По неофициальным данным, Флойд Мейвезер заработал за бой около $400 млн, а Конор Макгрегор — порядка $100 млн.
Сегодня смешанные боевые единоборства в нашей стране наконец-то смогли выйти на уровень официального спорта, однако уровень их популярности еще очень далек от того, как развивается этот спорт в США где бои под эгидой UFC организованы на таком уровне что собирают не только полные залы зрителей, но и дают возможность продавать права на телетрансляции боев по всему миру. В России, к сожалению, ситуация совсем иная. С одной стороны средства массовой информации не стремятся широко освещать те турниры и поединки, которые проходят в нашей стране. С другой стороны, нет широкой популизации этого вида спорта, как вида боевого искусства. Для многих смешанные боевые единоборства представляются не спортом, а боями без правил из голливудского кино. И многие, зрители, впервые увидевшие трансляцию боя ММА с удивлением, узнают, что в этих боях на самом деле есть правила, и они не являются воплощением жестокости, а просто являются контактным видом боевых искусств.
Такая ситуация с развитием популярности ММА в России возникла прежде всего потому что, не смотря на создание федерации этот вид спорта так и остался в своем развитии на уровне энтузиазма. Тем не менее, появляются новые отечественные промоушены, которые проводят достойные турниры не только в России, но и за границей (ACB, M1 Global, Akhmat, Fight Nights).
Сегодня, смотря на ситуацию, сложившуюся на рынке российского ММА, сложно поверить, что буквально год назад ничего подобного и предположить было нельзя. Конкуренция, война в интервью и социальных сетях, турниры, назначенные на один и тот же день, переманивание бойцов и зашкаливающая частота ивентов на единицу времени. И все это во время кризиса и экономических санкций!
Конечно, те самые российские болельщики в очередной раз скажут, что ММА в России – это шлак, бойцы – мешки, а автору скинулись на статью российские промоушены, но, к сожалению, это не так и денег ни М-1, ни FN, ни даже ACB мне за статью так и не перевели…
Рассуждать о том, что привело к такому резкому скачку стоит лишь после того, как вы узнаете, с чего все началось.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ММА
В России MMA развивались довольно медленно из-за большого количества различных факторов. Основная причина состояла в том, что у нас не распространено кабельное телевидение и система «Pay-per-view» с помощью которой абонент телевизионного провайдера может приобрести частную трансляцию определенного события, проходящего в прямом эфире. Cледовательно, остается лишь два варианта заработка на турнирах по MMA – продажа билетов и спонсоры. Спонсоров в начале девяностых было практически не найти, так как вкладывать в только что зародившийся вид спорта было для российских бизнесменов, привыкших получать доходы мгновенно, невыгодно.
Что же касается продажи билетов, то и это, благодаря российской ментальности вкупе с ситуацией в девяностые и малым освещенем MMA в СМИ не приносило желаемых доходов. И все же интерес к смешанным единоборствам рос, подогреваясь тем, что в двух самых элитных в мире организациях дрались бойцы из России: в «UFC» стал чемпионом наш земляк Олег Тактаров, а титул чемпиона «Pride» и «Rings» держал без поражений легендарный спортсмен Федор Емельяненко. Поэтому нельзя сказать, что турниров по MMA в России не было, просто их качество было местечковым, и проводились они в казино либо ночных клубах.
КАК "М-1" СТАЛО СИНОНИМОМ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ
В 1997 году экс-менеджер Федора Емельяненко Вадим Финкельштейн решил создать свой турнир по MMA и назвал его «М-1». Это событие собрало рекордные для российского турнира четыре тысячи человек. На турнире бились спортсмены из России, Голландии, Италии, Бельгии и Украины. Вплоть до 2000 года турниры «М-1» проводились только в Санкт-Петербурге. Первый выездной ивент был проведен в Сочи в 2000 году.
За пределы России промоушен вырвался лишь в 2008 году, организовав вечер боев в Голландии. После удачного дебюта за рубежом, «М-1» проводит еще около двадцати выездных турниров под эгидой «M-1 Selection». Продолжается это до 2012 года, в котором промоушен заявляет о завершении серии «M-1 Selection», и лишь в 2014 году вновь возобновляет ивенты за пределами стран СНГ. Так же, как и коллеги с Запада «М-1» пытались создать свое бойцовское реалити-шоу «М-1 fighter», которого не увенчалось большим успехом. Всего же они провели 210 турниров, что является рекордом для российских и европейских промоушенов.
FIGHT NIGHTS ПРОТИВ M1
На сегодняшний день на российском рынке турниров по MMA появилось несколько достаточно крупных игроков и много небольших, но развивающихся промоушенов. Самой известной и старой организацией в России является «М-1», и хотя с 2014 года они и пытаются активно расширять зоны своей деятельности, основным местом их дислокации, как и почти 20 лет назад, является город Санкт-Петербург. Еще один действительно крупный игрок на рынке российских MMA – это компания «Fight Nights», которой удалось отбить у «М-1» самого Федора Емельяненко. Как и за какие деньги они это сделали, нам остается только гадать.
«Fight Nights» является довольно молодой организацией, проводящей турниры по MMA. Их приход на рынок состоялся в 2010 году и за это время они успели провести 50 турниров, практически каждый из которых был в Москве. Стиль «Fight Nights» сильно отличается от стиля «М-1»: здесь куда больший акцент ставят на шоу, приглашая на турнир известных звезд шоу-бизнеса, устраивая между боями концерты, танцы и перформансы, а также миксуя MMA с поединками по кикбоксингу
Также их политика отличается тем, что «Fight Nights» является еще промоутерской компанией и растит своих бойцов, используя турниры как трамплин для американских организаций «UFC», «Bellator» и «WSOF». «М-1» же, в свою очередь, пытается удержать сильных бойцов у себя, налагая на тех, кто пытается уйти штрафные санкции, предусмотренные договором. В 2015 году «Fight Nights» организовывает серию межклубовых турниров по MMA, цель которых определить сильнейший спортивный клуб и открыть новые таланты. А в 2016 году передает право на свой видеоконтент платформе UFC FIGHT PASS, не раскрывая целей этого поступка.
ММА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Не только в Петербурге и Москве существуют крупные организации, которые проводят турниры по MMA. Очень серьезным промоушеном является Дальневосточная федерация современного панкратиона (далее ДФСП), которая существует с 2002 года и уже успела провести 56 турниров.
Основное место дислокации ДФСП это Хабаровск, Новосибирск и Владивосток. ДФСП зародилась в 2002 году, на тот момент хабаровчане (федерация получила прописку именно в Хабаровске) о MMA ничего не знали. Единственным источником информации, откуда можно было узнать о «боях без правил» были видеоматериалы турниров UFC, которые продавались на VHS носителях. При этом Хабаровск всегда считался столицей боевых искусств на Дальнем Востоке.
Первые турниры ДФСП не пестрили именами известных бойцов, а так как смешанные единоборства не были на тот момент популярны и турниры не могли собрать больших площадок. Кроме того, местные бойцы не спешили принимать участие в новом виде единоборств, а федерации, их представляющие, ставили барьер перед своими спортсменами, запрещая выступать по другим правилам и в другой федерации.
Но время шло, интерес к MMA рос и единоборцы стали все чаще принимать участие в турнирах, а количество проданных билетов увеличилось. Также немаловажным фактором в развитии MMA на Дальнем Востоке было то, что на турнирах ДФСП спортсменам платили деньги за участие, а не спортсмены платили вступительный взнос, как принято в федерациях, проводящих турниры по другим видам единоборств. Дорога от Москвы и Петербурга до Хабаровска очень далека, также и авиаперелеты из других стран, в первые годы работы ДФСП, были делом слишком затратным, поэтому возникла проблема в нехватке квалифицированных бойцов. В результате чего федерацией был создан профессиональный клуб, готовящий бойцов MMA.
В этом клубе начали тренироваться первые местные спортсмены. Следующим шагом было построение мостов с Петербургом и Москвой. После еще нескольких успешно проведенных турниров, ДФСП вызвало интерес у местных СМИ, что помогло обратить внимание на федерацию официальных лиц города Хабаровск. В 2004 году состоялся первый Кубок мэра г.Хабаровска по панкратиону. Заручившись помощью мэра города, руководство ДФСП арендовали крупнейшую на Дальнем Востоке площадку, которая вмещала более семи тысяч зрителей. Также на турнир были приглашены известные бойцы из Европы. Мероприятие прошло довольно успешно, собрав около шести тысяч зрителей. После этого события и того факта, что его поддерживал мэр, турниры ДФСП по MMA стали проводится на Дальнем Востоке гораздо чаще и существуют по сей день.
Четвертым крупным игроком на рынке турниров по MMA является организация «PROFC» . Первый турнир « PROFC» был организован в начале 2008 года в Ростове. « PROFC» занимается проведением турниров на территории России и в странах ближнего зарубежья, но основным местом их работы является Ростов. За свое короткое существование ростовчане провели 61 турнир. К сожалению, за последние два года, их дела сильно ухудшились, что повлияло на частоту проведения турниров. Причиной этому были скандалы, связанные с бойцами этой организации, а также судейскими ошибками. Акцент этой организации ставится на Российских бойцов, которых зачастую ведут, привозя им на убой иностранных спортсменов, более низкого уровня.
ЧЕЧЕНСКИЕ ПРОМОУШЕНЫ: МОЛОДЫЕ И БОГАТЫЕ
Пятым крупным игроком на российском рынке организаций турниров по MMA являются чеченские турниры «Absolute Championship Berkut» (далее «ACB») и «Ахмат». Что примечательно, эти промоушены являются самыми молодыми из вышеперечисленных, но их бюджет им не уступает, а возможно даже превышает в несколько раз. В Чеченской республике присутствуют два промоушена по организации турниров MMA - «ACB» и «Ахмат», они не конкурируют между собой, и их финансирования хватает, чтобы приглашать на свои мероприятия известных зарубежных звезд нашего спорта, проводить выездные турниры в Петербурге и Москве, а также транслироваться на крупнейших российских спортивных каналах.
Есть небольшая разница в этих турнирах – отношение к шоу, слоган «ACB» гласит: «Less show — more fighting» (англ. меньше шоу – больше боев прим. 4mma.ru), «Ахмат» же в свою очередь устраивает пышные и яркие турниры с использованием лазеров, пиротехники и прочего. Основной целью этих организаций является не получение прибыли, а привлечение популярности и раскрутки местных спортсменов и спортивных клубов Чеченской республики. «ACB» провели уже 48 турниров и не собирается на этом останавливаться, только в 2016 году уже состоялось 13.
МЕСТЕЧКОВЫЕ ММА-ПРОМОУШЕНЫ
Следующим кластером турниров по MMA являются менее масштабные, их проводят чуть чаще, чем крупные, но вместительность арен, арендуемых так называемыми «местечковыми» турнирами, обычно не превышает 1000 человек. На такие турниры почти не приглашают иностранных бойцов, выступают там местные спортсмены. Очень часто организаторами «местечковых» турниров являются спортивные клубы, в которых эти бойцы и тренируются, в таких случаях площадку для проведения турнира не арендуют, а используют клубное помещение. Также под подобные мероприятия арендуют ночные клубы, в которых за день собирают бойцовский ринг или клетку.
Каждый организатор небольшого турнира надеется, что однажды его ивент соберет большую площадку и будет транслироваться на центральных спортивных каналах, но пока никому из российских «местечковых» турниров не удалось этого достигнуть. Конечно, были прецеденты, когда такие промоушены находили финансирование на аренду крупной спортивной площадки, такой как Петербургский СКК или Ледовый дворец. К сожалению, заполняемость площадок не реализовывалась и на четверть, вследствие чего организаторы не могли свести концы с концами и уходили в небытие.
Но количество игроков на рынке организации «местечковых» турниров по MMA росла, как грибы после дождя, так как никакого органа, регулирующего их деятельность не было, и затраты были не столь велики. До появления союза ММА ничего не препятствовало организовывать подобные турниры всем заинтересованным в этом лицам, но теперь это стало сложнее. Также на этот сегмент сильно повлиял кризис, так что количество их сократилось с 2014 года в несколько раз. Рассмотрим четырех представителей «местечковых» турниров по MMA.
IDENTIFICATION OF THE BEST FIGHTER
Первым из небольших промушенов MMA, о котором хотелось бы рассказать является петербургская организация «IDMMA». Идея проведения серии турниров по смешанным единоборствам «IDMMA» впервые возникла по инициативе президента РСОО «Правый берег» Андрея Силла в ноябре 2012 года. Андрей предложил взять за основу во многом уникальную на тот момент систему открытого отбора сильнейших бойцов через промежуточные турниры для участия в профессиональных боях за пояса чемпионов в различных весовых категориях этой организации.