Файл: Роль Генри Форда в становлении методов школы научного менеджмента.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 2
Генри Форд (30 июля 1863 — 7 апреля 1947) талантливый инженер-механик и изобретатель.
Генри Форд был важнейшей творческой силой того времени, обеспечившей создание массового конвейерного производства и развитие автомобильной промышленности. Ему удалось предвидеть будущее автомобиля как широко используемого средства передвижения.
Его инновации широко копировались в других отраслях и странах. Автомобили Ford пользовались большой известностью, прежде всего, благодаря использованию передовых технических достижений.
Управление организацией по Г.Форду.
Генри Форд продолжил работу Тейлора в области организации производства. Не имея серьезного образования, будучи изобретателем, практиком и просто энергичным человеком, Генри Форд все эти качества перенес в свою деятельность в качестве инженера и менеджера. Не доверяя специалистам с образованием, он выстроил управление в своей компании, подчеркивая отсутствие организации, должностей и администрации на своих предприятиях.
Среди основных идей наиболее известны применение им сборочных линий и налаживание высокоэффективного массового производства. Более того, наряду с широким использованием механизации, которая вскоре стала одной из типичных черт промышленного производства, Г.Форд осуществил глубокую вертикальную интеграцию.
Также заслуживает внимания такое нововведение промышленника, как непрерывно перемещающиеся запасы, что практически явилось прототипом системы «точно вовремя».
Особого внимания заслуживает специфическое отношение Г.Форда к социально-трудовым отношениям. Например, в соответствии со своими представлениями Г.Форд считал, что задача высшего руководства состоит в том, чтобы отслеживать работу всех отделений в направлении общей цели, когда одному из них нет необходимости знать о деятельности другого. Возможность личного общения рабочих на производстве была полностью отвергнута, потому что «фабрика...не клуб».
«Важная роль» человека, о которой он говорил, никоим образом не понималась им как честное закручивание гаек на сборочном конвейере. Ему была не безразлична судьба тысяч рабочих. Он создавал условия для их духовного развития. Такие условия в тогдашней Америке были только в компании Ford.
Солидная зарплата, позволяющая семьям снимать нормальное жилье. Добротные общежития для одиночек. Стандартный рабочий день. Практически стопроцентные гарантии трудоустройства. На всех заводах Форда тяжелая работа выполнялась машинами; строгим требованием организации производства является своевременное внедрение лучших научно-технических инноваций; обязательным параметрам рабочей среды — чистота, гигиеничность, комфортность, строгий учет психофизиологических особенностей работников при распределении для выполнения различных операций — монотонных и требующих творческого подхода.
Достаточно широко известен тот факт, что Г.Форд установил заработную плату 5 долларов в день (что примерно в 2 раза превышало среднюю зарплату в автомобильной промышленности США). А через некоторое время зарплата выросла до 6 долларов, но вряд ли этот факт свидетельствует о стремлении предпринимателя к благотворительности как таковой. Более вероятной представляется версия о том, что с повышением заработной платы и снижением цен на автомобили (называемые предметами роскоши) их потребление будет увеличиваться, а в вопросе прибыли, по словам самого Форда, он полагался на «размеры сбыта». Соответственно, это обеспечило бы с ростом прибыли и реализацию идеи о доступности автомобиля.
Таким образом, Г.Форд был одним из основоположников современного представления о рабочем как потребителе и, соответственно, развитии рынка за счет массового производства и высокой заработной платы.
Следует однако отметить, что заявленные 6 долларов были выплачены далеко не всем работникам. Часть из этой суммы составляла премию, для получения которой рабочему необходимо было выполнить ряд требований. Женатый мужчина должен был жить со своей семьей и заботиться о ней, холостой — вести здоровый образ жизни, молодой —поддерживать родителей.
Для социальной работы в компании был создан институт «социальных инженеров», имевших в своем распоряжении «сестер милосердия», которые выезжали по домам рабочих, чтобы узнать круг их интересов и настроений.
Реализуя такую стратегию, Форд стал еще и «кризисным менеджером» огромного мегаполиса. С 1910 по 1920 год из-за быстрого развития промышленности население Дейтройта увеличилось вдвое благодаря притоку не только разоренных фермеров, но и эмигрантов-гастарбайтеров. В городе назревали социальные катаклизмы - криминализированные землячества не хотели ассимилироваться. Многие новоиспеченные детройтцы не знали и не хотели знать ни местного культурного уклада, ни английского языка.
Форд боролся с этими опасными демографическими явлениями на своих заводах. Он открыл бесплатную школу, где иммигранты учили язык, одновременно проходя социальную адаптацию. Также создал так называемый «социальный отдел», сотрудники которого посещали дома рабочих, выявляя проблемные семьи. Были предупреждены выпивающие, посетители притонов, избивающие домочадцев и тяготеющие к прочей асоциальности. Три месяца спустя можно было получить второе и последнее предупреждение.
В результате Детройту удалось не превратиться в криминальный Клондайк –цивилизованно развитую столицу, которая также задала социальные стандарты на весь XX век.
Благодаря таким асимметричным антикризисным мерам, предпринятым задолго до кризиса, Форду удалось удивить мир, повысив выпуск автомобилей и удваивая рабочим зарплату.
Форд считал, что промышленность должна иметь своих генералов, причем генералов высококвалифицированных. Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разнообразных научных знаний в организации производства и управления. Одно из первых профессиональных училищ в Америке было создано на предприятиях Форда.
Форд видел цель своей предпринимательской деятельности в служении обществу: «Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное...
Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалек». Это была своего рода социальная ответственность перед обществом.
Когда Форд установил 8-часовой рабочий день и ввел самую высокую заработную плату на своих заводах, это разозлило многих предпринимателей. Однако он был убежден, что если его работники не станут зарабатывать хорошие деньги, то не смогут быть активными потребителями товаров, в результате чего в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны.
Форд открыл необычные школы со стипендиями, для усердных и талантливых учеников, создал социологическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга сотрудников, а главное — постоянно заботился о потребителе, уделяя внимание безупречному качеству изделий, развитию сервисной сети, постоянному совершенствованию автомобилей регулярным снижением цен.
Форд был убежден, что организация промышленности это наука, и все прочие науки служат этому делу. Он был прекрасным примером широкого применения самых разных знаний в разнообразной деятельности.
Обобщая систему управления Тейлора, Генри Форд добавил к ней свои правила и изложил в трех положениях:
1. При выполнении работ избегайте ненужных формальностей и обычного разделения компетенции.
2. Оплачивайте хорошо каждого рабочего — платите ему не менее шести долларов в день и следите за тем, чтобы он работал всего 48 часов в неделю, но не более.
3. Приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте в порядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.
Достижения Генри Форда, несомненно, способствовали процессу урбанизации, строительству дорог, укреплению городских пригородов, способствовали прекращению физической изоляции фермеров, развитию сельского хозяйства и промышленности.
Заключение.
Генри Форд внес большой вклад в менеджмент. Он построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальной фрагментации операций технологического процесса и размещении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Он ввел невиданную ранее форму организации производственного процесса – поточную линию, что позволило перейти к массовому производству автомобилей.