Файл: Управление знаниями в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начну с того , что управление знаниями появилось как научно – практическое направление в 1995. В США появились первые публикации, связанные с данным направлением менеджмента. Первые работы представляли собой практические рекомендации и научные трактаты, которые сообщали читателям о новой практике. Постепенно, инновационное направление приобрело заслуженную актуальность среди менеджеров. Возникли журналы, институты, сообщества, которые изучали управление знаниями. Стали проводится массовые исследования

С каждым днем, популярность данного вида управления только нарастала. В России тоже проводились исследования на эту тему. Отечественные менеджеры тоже стали проявлять интерес к управлению знаниями. Из простых практических рекомендации, управление знаниями переросло в серьезное научно – практическое направление. Знания можно рассматривать в управлении исходя из двух ключевых аспектов. В первом направлении знания воспринимаются как предоставление информации менеджеру и персоналу для эффективного решения задач. Этот подход основан на представлении о том, что если сотрудник или руководитель своевременно получил информацию, то он сможет решить абсолютно любую проблему без особых усилий и последствий. Эффективность предприятия зависит от информации. Во втором случае, знания воспринимаются как конкретная модель или гипотеза, пример или метод. Такой подход применяется менеджером не ко всей организации, а только для одной ее части. Это может быть отдел или цех, который требует модернизации и укрепления. Современный подход к управлению знаниями На современном этапе, управление знаниями представляет собой конкретный товар. Специалисты, которые обладают значительным количеством знаний и не хотят продавать его дешево могут самостоятельно реализовать себя. Такой специалист становится фрилансером и управляет собственными знаниями, реализовывая их в необходимом объеме.

Таким образом, знания коммерциализируются. Точная стоимость знаний не определена. Каждый специалист определяет данную стоимость самостоятельно. Если есть спрос, то стоимость определена адекватно.

Задача по увеличению эффективности в процессе управления знаниями достаточно очевидны. Специалисты, обладающие интересными знаниями, хотят эффективно их применить. Если человек работает на себя, то сделать это достаточно просто. Он просто озвучивает предложение и ждет клиентов. Сложнее проявить себя специалисту, который работает в коллективе. Его труд уже оплачен. Его знания и опыт уже оценены. Он либо удовлетворен данной оплатой, либо планирует найти другое место работы. Уровень инновации знаний не зависит от места работы специалиста. Инновации и знания достаточно близко находятся друг к другу. Чем выше уровень инновации, тем востребованнее знания.


В литературе знания, как правило, подразделяются на явные и неявные (которые находятся в головах сотрудников). Однако эта классификация кажется слишком упрощенной и даже вводит в некоторое заблуждение. Существует более продуманная и адекватная классификация знаний: явные, потенциально явные и неявные знания.

Явные: информация или знания, зафиксированные на материальных носителях.

Потенциально явные: информация или знания, которые еще не зафиксированы в материальной форме, но могут быть преобразованы в явные.

Неявные: информация или знания, которые сложно зафиксировать на материальных носителях.

В предметной литературе распространен классический пример “неявных” знаний от бизнесменов Нонака и Такеучи: для разработки и запуска в производство домашней хлебопечки требовались такие “кинестетические” знания, которые инженеры могли получить только работая рука об руку с пекарями и изучая ощущения от замешивания настоящего хлебного теста (Нонака и Такеучи, 1995).

Опасность упрощенного подразделения знаний только лишь на явные и неявные в том, что мы начинаем слишком упрощать методологии управления знаниями: для явных знаний используются методики “сбора информации”, для неявных — методики “соединения людей”. В этом контексте легко упустить тот факт, что в большинстве случаев требуется также преобразование неявных и потенциально явных знаний в явные — то есть их фиксация на материальных носителях.

Управление знаниями не ограничивается их накоплением внутри компании - оно направлено на распространение знаний среди сотрудников

и постоянное их использование. Как заметил Франческо Петрарка: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам». Отличия знаний от других ресурсов заключается в том , что Человек, передающий знание, остается его владельцем - одно знание может передаваться неограниченное количество раз, и при передаче знания у него становится на одного владельца больше.Добавлю тем , что знание не изнашивается, скорее, наоборот - при постоянном использовании оно развивается и становится более ценным.Знание существует виртуально и может быть как формализованным (явным), так и персонализированным (скрытым) , а другие ресурсы существуют объективно.

В настоящее время это одна из самых перспективных и быстроразвивающихся областей управления, как науки, так и практики . .

Знания – это такой же актив, как финансы, отношения с клиентами или бренд. Любая компания обладает и управляет ими, различие лишь в том, насколько это управление осознанно.


Сегодня невозможно представить по-настоящему эффективную организацию, не занимающуюся в той или иной мере управлением знаниями. Успешный опыт в этой области демонстрируют совершенно разные компании: Microsoft, Газпром, РАО ЕЭС, British Petroleum, Северсталь, McKinsey & Company и многие другие.Многие организации готовы вкладывать капитал в образование, инфраструктуру и организационные изменения и не нуждаются в немедленном возврате таких инвестиций. Они полагают, что их будущая способность удовлетворять потребности клиентов в новых и улучшенных продуктах (и гарантировать жизнеспособность компании) основана на аналогичных инициативах. Признавая знания по капиталу, они убеждены, что цена, которую им приходится платить за колебания в управлении знаниями, может быть неприемлемо высокой.Растущая доля стоимости продуктов и услуг зависит от знаний, которые их создают, и знаний, которые они содержат. Например, программное обеспечение является наиболее ярким примером нового класса продуктов, характеризуемых как «знания в области охлаждения», в отличие от традиционных промышленных продуктов, называемых «ресурсами охлаждения».

Управление знаниями имеет много преимуществ

Он дают возможность:

Повысить производительность и прибыль

Управление знаниями повышает производительность команды. Это не означает добавления большего количества процессов, но дает вашим сотрудникам возможность максимально использовать ресурсы, которыми они уже обладают.

К сожалению, недостаток производительности дорого обходится бизнесу. Предприятия теряют десятки миллиардов долларов в год из-за того, что сотрудники тратят слишком много времени на поиск информации.

Вы можете сэкономить время, устраняя необходимость в повторяющихся, утомительных задачах. Одно только использование базы знаний может сократить это время до 35% для сотрудников, пытающихся найти информацию о работе.

Это не просто устранение ненужных процессов. Вы можете значительно улучшить моральный дух сотрудников, предоставив людям ресурсы, необходимые для их хорошей работы. Люди счастливее, когда вы освобождаете их время для более увлекательных и перспективных задач.

Добиться конкурентного преимущества в бизнесе

Помимо продуктивности, сами знания являются ценным активом вашей компании. Позволить этим знаниям неосторожно оказаться вне компании, все равно что выбросить деньги. Ваш уникальный запас знаний — это то, что дает вам конкурентное преимущество в бизнесе.


Google, Amazon и другие гиганты отличаются от других компаний не столько своими продуктами, сколько способностью генерировать и использовать свои уникальные формы знаний. Google стала одной из самых ценных компаний в мире, собирая массу персональных данных — и все это без продажи конкретного осязаемого продукта.

Бизнес в экономике знаний определяется способностью использовать эти знания в своих интересах. Внутренняя база знаний имеет решающее значение для развития и распространения знаний внутри вашей организации. Правильное управление знаниями также помогает вам учиться на опыте, опираться на то, что вы уже знаете, и избегать дорогостоящих аварий.

Сотрудники используют и транслируют имеющиеся знания; управление знаниями в контексте людей позволяет создавать эффективную социальную сеть внутри компании и за ее пределами

Технологии используются для упрощения коммуникации, накопления и распространения знаний.

Процесс выстраивает всю деятельность по управлению знаниями в единую систему.

Говоря о практическом применении этой модели, приведем методику построения системы управления знаниями. Методика состоит в выявлении точек использования знаний, связей между ними и определении подходящих источников знаний и инструментов управления. Менеджер и знания Менеджер делает все возможное для того, чтобы его предприятие развивалось. Для того чтобы повысить эффективность, менеджеры довольно часто используют различные знания и приглашают специалистов. Чем новее и интереснее будут знания, тем более эффективно можно будет их применить. Довольно часто возникают ситуации, когда знания устаревают. Поэтому требуется их периодическое обновление. Если руководитель не хочет приглашать специалиста, то он может самостоятельно управлять знаниями. Современные технические средства позволяют быстро и эффективно сделать это.

Знания являются растущей частью стоимости и цены многих традиционных товаров. Рост сектора услуг способствует изменению знаний о стоимости бизнеса, а не «замороженных ресурсов». Все чаще успех организации зависит от всестороннего знания потребностей потребителей и уровня профессиональных услуг, которые они предоставляют. И в заключении хочу сказать , что Хранение знаний — это то, что вы делаете для своего будущего, оно приносит дивиденды. Управление знаниями — ключ к росту вашего бизнеса.

В экономике знаний каждый бизнес определяется своим уникальным хранилищем знаний и способностью им пользоваться.


Недостаточно ожидать, что ваша команда начнет делиться знаниями прямо сейчас. Это практика тоже нуждается в грамотном управлении.