Файл: История развития уголовно-исполнительного права и законодательства. Характеристика действующего уголовно-исполнительного законодательства. Международные акты об обращении с осужденными.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
Формирование уголовно-исполнительного права связывают со становлением древнерусской государственности. По сей день самым известным памятников права Древней Руси, содержащим нормы уголовного права, нормы, касающиеся уголовного наказания и его исполнения, является Русская Правда. Характерной чертой данного акта является то, что его предписания основывались лишь на обычаях, которые не были закреплены в письменном виде. Перечень наказаний за нарушение княжеского закона достаточно разнообразен. Так, за совершение убийства предусматривалась кровная месть. Данный вид смертной казни основан на исполнении наказания родственниками убитого. Наряду с этим, кровная месть могла заменяться штрафом размером в 40 гривен. Не менее сурово наказывалось воровство. Любой житель был вправе убить вора, если застал его на месте преступления. Одно из наиболее распространенных наказаний по Русской Правде наказание вирой. Вира представляла собой штраф в денежном эквиваленте, в зависимости от вреда, причиненного преступлением, от положения в сословии субъекта и объекта преступления, от положения в сословии субъекта и объекта преступления, устанавливался размер штрафа. К примеру, за убийство должностных лиц князя назначалась повышенная вира. По такому правилу, убийство управляющего княжеского двора наказывалось 80 гривнами, сельского старосты−12 гривен, холопов – 5 гривнами. Гривна−денежная единица Древней Руси, серебряный или золотой слиток, весом около фута. Период образования и укрепления Русского централизованного государства характеризуется дальнейшим развитием системы уголовных наказаний и их исполнения. В этот период перечень источников, содержащих уголовно-исполнительные нормы, пополняется Судебниками 1497 и 1550 гг, где произошло объединение предписаний Русской Правды, обычаев и судебной практики. Выше указанный период так же не отличался гуманизмом. Наиболее распространенными видами наказаний служили телесные наказания и смертная казнь. Широкое распространение получила торговая казнь−битье кнутом преступника на торговой площади или в ином публичном месте, для которого характерно массовое скопление людей, публичность должна была способствовать как предупреждению и пресечению преступлений, так и повышенному психологическому воздействию на осужденного. Также не исключалось применение членовредительских наказаний, под которыми понималось отсечение конечностей, урезание органовлица и т.д. Свое распространение получает и тюремное заключение, такое наказание предусматривалось за взяточничество, ложное обвинение людей в умышленном неправосудии и другое. Следует подчеркнуть, что если Судебник 1497 года не предусматривал каких-либо специальных органов по исполнению тюремного заключения, то с введением Судебника 1550 года появляется аппарат и органы, осуществляющие данный вид наказания. В Московском государстве в дальнейшем появляются специальные учреждения − приказы, которые ведали исполнением наказаний. Система приказов являлась ядром государственного управления в Московском государстве. Такой свод законов Московской Руси, как Соборное Уложение, предусматривал отсрочку смертной казни, то есть преступники, которые подлежали смертной казни, помещались в тюрьму на шесть недель в целях покаяния, лишь после этого смертная казнь приводилась в исполнение. Такая отсрочка предоставлялась беременным женщинам до родов, чтобы они смогли родить, а в дальнейшем подвергались казни. Помимо этого, Соборное Уложение включало принцип талиона («око за око»), принцип неопределенности наказания. В петровскую эпоху известность приобретают каторжные работы и ссылки. Ссылка предполагала определенную свободу передвижения в пределах местности, наличие социальных связей, в том числе и родственных. Главный акцент делался непосредственно на труд, а не на изоляцию. Существенный вклад в развитие пенитенциарной системы Росси внесла Екатерина II. Её указы предусматривали реформирование тюремных учреждений и гуманизацию условий содержания заключенных. Екатерина IIопиралась на опыт тюремного дела передовых европейских стран: раздельное содержание заключенных в зависимости от тяжести совершенного ими преступления, пола, вида наказания. Однако идеи, содержащиеся в проектах государыни, не были реализованы в силу того, что они были далеки от реальных возможностей России. Одним из первых законов, содержащих указание о необходимости создания принудительных –воспитательных заведений и предпринявших попытку регламентировать режим содержания лиц в указанных учреждениях является утверждение 7 ноября 1775 года «Учреждений об управлении губерниями». В соответствии со ст. 390-391 учреждения, Приказы общественного призрения, создаваемые в каждой губернии, должны были уделять большое внимание и принудительно-воспитательным заведениям – работным и смирительным домам. Работные дома были созданы «дабы работой доставить прокормление неимущим», в них должны быть установлены определенные правила «добронравия», исключающие всякие злоупотребления и соблазны, для чего этим домам определить «пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных, и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишеств».Со временем работные дома превратились в обычные места заключения для лиц, совершивших преступление. Смирительные дома создавались для содержания лиц, нарушающих общественный порядок, «которые начнут без стыда и зазора иметь явное поведение добронравию и благочинию противное», по приговору судов, по направлению наместнического правления, по прошению родителей, или требованию помещика с указанием причин направления в смирительный дом. Таким образом, в смирительный дом могли быть направлены лица, не совершившие никаких преступлений, но отнесенные в одну из семи групп и «лица непотребного и невоздержанного поведения». Представляет определенный интерес и тот факт, что Учреждение об управлении губерниями поручило прокурору осуществлять надзор за смирительными домами, предписывая ему посещать эти учреждения не менее одного раза в неделю. Первой попыткой регламентировать режим можно считать Инструкцию Петербургской тюрьмы, принятую в 1799 г. Инструкция впервые предусматривала классификацию преступников по полу, сословию и характеру совершенного
преступления. Регулировался порядок свиданий. Однако не регулировались вопросы поощрений и наказаний. Положение предписывает смотрителю замка удерживать заключенных от нарушений дисциплины (кроткими средствами: благородных сажать в уединенные покои, разносчиков употреблять в работу по замку и вне очереди для чищения нечистоты и пр. или давая уменьшенную пищу хлеб да воду).Недостаточная регламентация режима в местах лишения свободы оборачивалась, как правило, ужесточением требований к заключенным, ухудшением условий их содержания и без того строгой системы отбывания наказания в тюрьмах России.1818-1819 годы занимают особое место в истории русской тюрьмы т.к. в эти годы произошел заметный сдвиг в тюремной политике. В последующем под покровительством Александра II в Петербурге было создано Попечительское о тюрьмах общество, на основании которого осуществлялась содействие нравственному исправлению преступников. К средствам исправления относились: постоянный надзор за заключенными, размещение их по роду преступлений, заключение буйствующих в уединенное место. Первая статья Устава определяла его задачу как нравственное избавление преступников и как «улучшение состояния заключенных за долги и по другим делам людей». Определялись пять средств исправления:
1) ближайший постоянный надзор над заключенными;
2) размещение их о роду преступлений или обвинений;
3) заставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности на оном основанной;
4) занятие их приличными упражнениями;
5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место.
Был установлен специальный параграф о запрещении употребления в тюрьме спиртных напитков. В 1822 году Александр I утвердил Устав о ссыльных. Он содержал 435 § и предусматривал два вида ссылки в Сибирь:
1) на каторгу;
2) на поселение.
Устав в основном определял порядок эпатирования, штаты, обязанности полиции, обязанности стражи, порядок выбытия, снабжение, прием ссыльных, предусматривал разграничение ссыльных на разряды.29 мая 1831 г. Комитет министров принял к сведению сообщение министра внутренних дел о новой тюремной инструкции. Инструкция содержала 12 глав. Она была первым шагом в сторону создания общетюремного кодекса. По объему своего содержания инструкция, конечно, далеко не охватывала всех сторон тюремного дела. Это вполне сознавали и составители Свода законов 1832 г. включившие Инструкцию 1831 г. в виде ст. 28 выработанного ими «Устава о содержащихся под стражею». Т. 14 Свода законов был разбит на две книги. Первая из них носит название «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею», а вторая─ «Свод учреждений и уставов о ссыльных». Устав о содержащихся под стажей 1832 г. в качестве мест лишения свободы предусматривал тюремные замки и остроги. Эти виды мест заключения предназначались для более серьезных обвиняемых и осужденных, но вместе с тем и для несостоятельных должников. Смирительные и работные дома предназначались для содержания нарушителей разных полицейских и административных предписаний и запретов, ослушников барской помещичей воли и родительской власти, а также обвиняемых и осужденных за воровство. В ходе судебнй реформы 1864 года был осуществлен новый подход к проблемам организации исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. Для предупреждения их уклонения от следствия и суда применялось не только заключение под стражу, но и передача их под надзор законных представителей или лиц, изъявивших согласие контролировать поведение подростков в процессе расследования. Дальнейшее развитие пенитенциарной системы России XIX столетия происходило под влиянием трудов Радищева, Новикова, Ушакова. Так, при Николае I была осуществлена кодификация уголовного права, завершившаяся принятием в 1845 году Уложения об уголовных наказаниях. К уголовным наказаниям с лишением всех прав были отнесены: смертная казнь, ссылка на каторжные работы с наложением клейма, ссылка на поселение в Сибирь. Лишние всех прав преступника зависело от сословного положения: для дворян − потеря дворянства и всех преимуществ, для духовных лиц − отвержение из духовного сана и потеря всех преимуществ, для купцов − потеря доброго имени и всех преимуществ. В следующие годы уголовно-исполнительное право нашло свое отражение в Уголовном Уложении, принятом в 1903 году. Оно предусматривало новую систему наказаний, в которую вошли: смертная казнь, ссылка, каторга, заключение в исправительный дом, крепость или тюрьму, арест или штраф. Следует отметить, что казнь исполнялась путем непубличного повешения. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что до революции в нашем государстве не существовало единой системы исполнения наказаний без изоляции от общества. Основным видом наказания оставалось лишение свободы. Именно в этом направлении развивалась уголовно-исполнительная политика царской России.
2. Исправительно-трудовое законодательство и право советского периода
Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую 'были идеи об исправлении осужденных - главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования «исправительно-трудовое право». Постановлением Народного комиссариата юстиции 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах» в тюрьмах «вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных.
Первым крупным советским нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такого», утвержденная постановлением Наркомата юстиции от 23 июля 1918 г.
В. ст. 1 Временной инструкции действовавшие ранее уставы о содержащихся под стражей и ссыльных признавались потерявшими силу.
Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины (ст. 3, 7) «исправительные меры», «воспитательно-трудовые методы» свидетельствовали, что она имелась в виду. Система мест лишения свободы состояла (ст. 3) из:
1) общих мест заключения (тюрем);
2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи);
3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;
4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами);
5) тюремных больниц.
Заведование применением уголовных наказаний возлагалось (ст. 6) на Карательный отдел Наркомата юстиции, состоявший из девяти отделений:
1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер;
2) распределительное;
3) техническое;
4) сельскохозяйственное;
5) врачебно-санитарное;
6) снабжения;
7) строительное;
8) конвойное;
9) помощи отбывшим наказание.
Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, воспитательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т.д. В целях оказания помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах.
При общем позитивном движении по пути гуманизации и демократизации исполнения наказания сохранялись отдельные негативные черты пенитенциарной системы.
Так, по заключению распределительной комиссии, причислявшей по окончании срока наказания, осужденного к разряду хулиганов, погромщиков или упорных рецидивистов, материалы на таких лиц могли направляться в местный революционный трибунал для рассмотрения вопроса (ст. 29) об их дальнейшей изоляции. Таким образом, вводился институт неопределенности наказания, открывавший двери; административному и судебному произволу, репрессии не за конкретное преступление, а за «опасное состояние личности». Реформатории и испытательные заведения с ослабленным режимом не получили распространения на практике, в то время как трудовые колонии показали свою жизнеспособность. Первая земледельческая колония была создана в 1918 г. в Подольском уезде Московской губернии, в 1919 г. открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. - 1515.
В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. Существование этих новых мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ».
Согласно постановлению, ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст. 25) предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: 1) обычных; 2) особых, на все время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти.
Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь.
Режим в лагерях принудительных работ по своему содержанию и организации был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный - рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием «вплоть до применения высшей меры» (расстрела).
Следующим крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло Собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Положение развивало идеи, закрепленные во Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г. Оно подробно регламентировало применение общественно полезного труда (§§ 111-129 и др.), учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы (§§ 130-158), снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус администрации общих мест заключения.
Окончание гражданской войны и интервенции позволило советской власти перейти к более планомерному и интенсивному государственному строительству, созданию законодательной базы применения уголовных наказаний.
В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса.
Проект Исправительно-трудового кодекса прошел предварительную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. он обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и других выступивших специалистов.
16 октября 1924 г. первый в истории России Исправительно-трудовой кодекс был принят.
Задачей Кодекса провозглашалось осуществление уголовной политики путем соответствующей организации исполнения лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей (ст. 1), целью которых было общее и специальное предупреждение преступлений (ст. 2). Исполнение наказаний соединялось с применением мер Исправительно-трудового воздействия.
Места заключения подразделялись (ст. 46) на три группы:
А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера:
1) дома заключения;
2) исправительно-трудовые дома;
3) трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные;
4) изоляторы специального назначения;
5) переходные исправительно-трудовые дома.
Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера:
1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей;
2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.
В. Учреждения для применения мер социальной зашиты медицинского характера:
1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных;
2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.
В Кодексе отмечалось (ст. 4, 5), что исправительно-трудовое воздействие обязано проводиться путем дальнейшего развития вместо оставшихся от прежнего времени тюрем сети трудовых колоний и переходных исправительно-трудовых домов, при этом все места заточения должны были составить единую систему исправительно-трудовых учреждений. Таким образом, был провозглашен принцип: от тюрем-к исправительно-трудовым учреждениям. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. Кодексом вводилась детально регламентируемая прогрессивная система отбывания лишения свободы, предусматривающая изменение условий содержания осужденных на основе разделения их на разряды с разным правовым статусом в зависимости от конкретных результатов Исправительно-трудового воздействия (ст. 100-107 и др.).