Файл: История развития уголовно-исполнительного права и законодательства. Характеристика действующего уголовно-исполнительного законодательства. Международные акты об обращении с осужденными.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вторым направлением является общее предупреждение преступлений иными лицами. В отношении бывших осужденных применяется система мер социальной реабилитации, контроля и надзора, ориентированных на недопущение данными лицами новых преступлений. В отношении остальных неустойчивых граждан сдерживающим фактором в совершении ими преступлений должен выступать сам достаточно жесткий порядок и условия отбывания уголовного наказания, когда существенным образом ограничиваются права и свободы человека.

Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путем решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 определяются основные из них: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений, возникающих в этой сфере. Причем уголовно-исполнительное законодательство в главах Особенной части устанавливает, как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в период отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме УИК РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов, осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19 – 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).


Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы гл. 22 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которых определен порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

5. Федеральный закон как основной источник уголовно-исполнительного законодательства

Среди нормативно-правовых актов ведущая роль во всех отраслях права и законодательства не случайно отводится законам.

Законы принимаются высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа в ходе референдума. Это наделяет их высшей юридической силой, то есть верховенством над всеми остальными формами нормативно-правовых актов. Остальные нормативно-правовые акты должны основываться на законах и не противоречить им.

Законы подразделяются на конституционные (основные) и текущие (обыкновенные), федеральные и принятые субъектами Российской Федерации.

Важнейшим источником отечественного права в целом, в том числе и уголовно-исполнительного, является Конституция Российской Федерации. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой.

Конституционные нормы являются основополагающими для разработки и принятия нормативных актов (источников) уголовноисполнительного права. Есть конституционные нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере исполнения уголовных наказаний (например, о принятии актов об амнистии Государственной Думой Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); актов о помиловании Президентом Российской Федерации (п. «в» ст. 89); о праве каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также о праве просить о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50); об отсутствии права избирать и быть избранными у лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32)).


Все иные законы и подзаконные акты должны издаваться на основе Конституции России и в соответствии с ней. Она содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы уголовно-исполнительного права, в частности положения, закрепляющие основные права и обязанности граждан и правовые принципы законности, гуманизма и демократизма. Конституция относит к ведению Российской Федерации принятие законов, регулирующих исполнение уголовных наказаний (п. «о» ст. 71).

Непосредственными текущими законами (источниками) уголовно-исполнительного права Российской Федерации являются: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 г. и вступивший в действие с 1 июля 1997 г., закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В них определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его структура, содержание и принципы; права и обязанности персонала учреждений, исполняющих наказания. В кодексе закреплены также система и виды учреждений, исполняющих наказание. Системе учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, а также вопросам, связанным с исполнением наказаний этого вида, посвящен закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г.

К иным действующим законам относятся федеральные законы Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»; от 8 января 1998 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статьи 184, 185 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»; от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» и др.

Согласно Уголовно-исполнительному кодексу правительственные постановления регламентируют условия и порядок оплаты труда лиц, лишенных свободы, нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных и др.

6. Общая характеристика Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации

Уголовно-исполнительный кодекс РФ, принятый 18 декабря 1996 г., существенно отличается от Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г. по многим позициям.

В УИК впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказании. Структурно он соответствует классификации наказаний, принятой новым УК РФ, в нем более четко определен предмет правового регулирования и из него исключены институты и нормы, которые регулируют общественные отношения, не входящие в сферу исполнения наказания.


В УИК по-новому определены цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, его соотношение и взаимосвязь с международно-правовыми актами, впервые сформулирована система принципов этой отрасли законодательства, детально урегулирован как общий, так и специальный правовой статус осужденных применительно к различным видам наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс закрепил систему контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, всесторонне урегулировал контроль органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, общественный контроль.

Система исполнения отдельных видов наказании урегулирована по единой схеме:

  • порядок и условия исполнения конкретного вида наказания;
  • обязанности и права осужденных;
  • обязанности и права администрации учреждении и органов, исполняющих наказание;
  • применение средств исправления осужденных и меры обеспечения их реализации.

Такая четкая структура правового регулирования позволяет легко ориентироваться субъектам и участникам правоотношении правоприменительной деятельности.

При исполнении наказании в виде лишения свободы, как наиболее строгих наказании, внедрена трехступенчатая, а в воспитательных колониях — четырехступенчатая система отбывания наказании (обычные, облегченные, строгие условия содержания), что позволяет избежать нежелательных переводов, осужденных из одного вида режима в другой.

Впервые на уровне закона урегулировано исполнение всех видов наказании в отношении военнослужащих, что позволяет с учетом специфики их правового статуса обеспечить применение средств исправления и воинского воспитания.

Перечисленные законы, как действующие, так и подлежащие принятию, образуют отрасль уголовно-исполнительного законодательства в узком смысле слова.

Под отраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимается вся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету уголовно-исполнительного права.

Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение уголовных наказании, выделены в самостоятельные категории цели и задачи данной отрасли права. Согласно ч.1 ст. 1 УИК, целью уголовно-исполнительного законодательства является исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.


Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужденными — ч. 1 ст. 92, оперативно-розыскные мероприятия - ст. 84, применение мер поощрения и взыскания - ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы.

Общее предупреждение как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно строгие условия отбывания наказания, ограничения прав и свобод, осужденных должны воздействовать на неустойчивых граждан и удерживать их от совершения преступлений.

В ч. 2 ст. 1 УИК достаточно четко и конкретно сформулированы задачи уголовно-исполнительного законодательства. Они охватывают наиболее важные направления реализации институтов и норм уголовно-исполнительного права и включают в себя: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

4. Группу подзаконных нормативных правовых актов можно разделить на две категории: постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты.

К числу первых следует отнести Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено Правительством РФ 16 июня 1997 г.), в котором определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права; Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено Правительством РФ 4 июня 1997 г.), в котором определены задачи и функции указанных воинских подразделений. Кроме того, подлежат принятию положения об арестных домах и исправительных центрах.

УИК передал Правительству РФ полномочия принять нормативные правовые акты, устанавливающие минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы (ч. 3 ст. 99 УИК), перечень технических средств надзора и контроля за осужденными и порядок их использования (ч. 3 ст. 83 УИК), форму одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст. 82 УИК).

Ко второй группе относятся ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, издаваемые единолично или совместно с другими министерствами и ведомствами: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Министерством внутренних дел РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 30 июня 1997 г.). Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены Министерством Обороны РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 27 июля 1997 г.).