Файл: Стратегии деятельности российских банков на рынке ценных бумаг.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 4
Стратегия деятельности банка на рынке ценных бумаг предопределяется принципами, лежащими в основе формирования стратегии банка как на рынке ценных бумаг, так и общими принципами деятельности коммерческого банка. Рассмотрение существующих точек зрения в отношении принципов формирования стратегии на рынке ценных бумаг выявило, что наблюдается однобокий подход, который затрагивает в основном характеристику принципов формирования стратегии портфельного инвестирования (инвестиционного портфеля). Однако, по мнению автора, принципы формирования стратегии банка на рынке ценных бумаг намного шире, чем формирование инвестиционного портфеля, так как они основываются и на общих принципах деятельности банка.
Анализ подходов, используемых в типологии стратегий, проведенный отечественными авторами и зарубежными учеными, свидетельствует о том, что все подходы к разработке стратегии организации сводятся к тому, что стратегия в различных пропорциях представляет собой сочетание теоретического анализа и интуиции разработчиков, при этом не наблюдается явного разделения на активную и пассивную стратегии[1]. Строгое разделение на активную и пассивную стратегии наблюдается при выделении инвестиционных стратегий банка на рынке ценных бумаг и классификации инвестиционных портфелей ценных бумаг.
По мнению автора, в качестве базисного классификационного признака при выделении типов общей стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг необходимо использовать степень его активности на данном рынке, не ограничиваясь только рамками инвестиционной стратегии. Для этого предлагается использовать стандартные подходы к типу поведения банка, выделяя активный и пассивный типы стратегии банка на рынке ценных бумаг. Данные стратегии в свою очередь подразделяются на стратегию роста, стратегию стабильности и стратегию ограничений (см. рисунок).
Типы стратегий банка на рынке ценных бумаг.
Развитие новых направлений деятельности;
Инновации в рамках существующих направлений деятельности;
Дивестиции, отказ от направления деятельности;
Стратегия роста;
Стратегия стабильности;
Стратегия ограничений;
Расширение масштабов в рамках существующих направлений деятельности;
Сохранение масштабов в рамках существующих направлений деятельности;
Ограничение масштабов в рамках существующих направлений деятельности;
Типы и соотношение стратегий на рынке ценных бумаг.
Под стратегией роста в рамках активной стратегии понимается развитие новых направлений деятельности банка, а пассивной - расширение масштабов деятельности банка в рамках существующих направлений. Под стратегией стабильности в рамках активной стратегии понимаются инновации в рамках существующих направлений деятельности, а пассивной - сохранение масштабов.
Стратегия ограничений предполагает в рамках активного типа стратегии дивестиции, т. е. отказ от направления деятельности, а в рамках противоположного типа стратегии - ограничение масштабов в рамках существующих направлений деятельности. Данная классификация позволяет банку минимизировать риск неправильного выбора и достичь большей точности при выборе стратегий. Это позволяет обеспечить большую эффективность на первоначальном этапе разработки стратегии, когда принимая решения о развитии новых направлений деятельности, осуществлении инновации в рамках существующих направлений деятельности или отказе от направления деятельности, банк придерживается активной стратегии. При принятии решений о расширении, сохранении или ограничении масштабов в рамках существующих направлений деятельности банк проводит пассивную стратегию.
Рассмотрим, как на практике происходит выполнение данного сегментирования стратегий банка на рынке ценных бумаг в рамках инвестиционной, эмиссионной деятельности банка и деятельности банка в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.
Банковские инвестиции имеют огромное значение не только для самого банка, но и для экономики
страны в целом. Так, Л. Л. Игонина отмечает, что банковские инвестиции имеют собственное экономическое содержание. По ее мнению, инвестиционную деятельность банка в микроэкономическом аспекте - с точки зрения банка как экономического субъекта -можно рассматривать как деятельность, в процессе которой банк выступает в качестве инвестора, вкладывая свои ресурсы на срок в создание или приобретение реальных активов и покупку финансовых активов для извлечения прямых и косвенных доходов. Вместе с тем инвестиционная деятельность банков имеет и иной аспект, связанный с осуществлением их макроэкономической роли как финансовых посредников. В этом качестве банки способствуют реализации инвестиционного спроса хозяйствующих субъектов, выступающего в условиях рыночной экономики в денежно-кредитной форме, трансформации сбережений и накоплений в инвестиции. Поэтому в макроэкономическом аспекте инвестиционная деятельность банков понимается как деятельность, направленная на удовлетворение инвестиционных потребностей экономики[2].
В целом разделяя эту точку зрения, стоит только подчеркнуть, что микро- и макроэкономический аспекты банковского инвестирования неотделимы друг от друга. Банк, стремясь к извлечению доходов из осуществляемых им инвестиций, тем самым удовлетворяет потребности экономики в инвестициях. Это две стороны одного и того же процесса инвестирования. Следовательно, разрабатывая свою инвестиционную стратегию, в том числе и на рынке ценных бумаг, банки тем самым определяют инвестиционные процессы в экономике в целом.
В этих обстоятельствах необходимо выделять следующие основные направления в рамках формирования стратегии инвестиционной деятельности банка на рынке ценных бумаг:
стратегические инвестиции (банковская сфера, предприятия финансовой сферы, предприятия нефинансовой сферы);
- портфельные инвестиции;
- операции на рынке производных ценных бумаг.
При стратегическом инвестировании объект
инвестиций может получить: финансирование, передовые технологии, новую и эффективную систему менеджмента, возможность использовать успешный практический опыт стратегического инвестора. Однако существует и обратная ситуация, когда стратегический инвестор хочет получить передовые технологии и использовать практический опыт, накопленный приобретаемой компанией. Довольно часто стратегическое инвестирование является частью глобальной стратегии банка, способом увеличения объема собственных продаж, сокращения производственных издержек и даже устранения потенциальных конкурентов. Таким путем банки стараются консолидировать существующие маркетинговые ниши и войти в новые. Издержки трансакций при осуществлении инвестиционных стратегий - важная переменная, влияющая на варианты экономической организации.
Первое выделенное направление стратегических инвестиций (в рамках банковской сферы) связано прежде всего с тем, что для современного периода развития банковской системы России характерно то, что большинство банков уже достигло некоторых пределов органического роста, чем и объясняется активизация процессов интеграции в банковском секторе. По мнению Г. Динз и Ф. Крюгера, органический рост не является путем к успешному росту, поэтому интеграционные преобразования неизбежны, если компания собирается опередить конкурентов.
Стратегические инвестиции в банковскую сферу в обзоре компании «Банк Банков» рынка купли-продажи российских банков разделяется на следующие сегменты:
- сегмент банковских лицензий (core & shell);
- сегмент крупных банков;
- сегмент средних банков.
Рассмотрим их подробнее.
Сегмент банковских лицензий (core & shell). Поскольку передача банковской лицензии как таковой невозможна, желающим ее приобрести приходится покупать акции (доли) банка или его участников. Существенная (иногда до 100 %) часть активов и пассивов таких банков обычно аффилирована с продавцом и выводится (замещается) в процессе сделки или сразу после нее. Прочие активы и пассивы, относящиеся к сторонним клиентам, обычно не рассматриваются покупателями как самостоятельный бизнес.
Сегмент крупных банков. Обычно это универсальные банки, имеющие широкое географическое присутствие и диверсифицированную продуктовую линейку, работающие как с юридическими, так и с физическими лицами. Сделки с крупными пакетами акций таких банков происходят нечасто и, как правило, с участием либо крупных иностранных банков, либо государства. Внутри этого сегмента можно выделить нишу банков, чьи акции обращаются на организованных рынках и доступны для частных инвесторов.
Так, ОАО «Сбербанк России» (далее - Сбербанк России) подписал соглашение о покупке 100 % Volks bank International AG (VBI), (без VB Румыния) за 585-645 млн евро. У VBI без VB Румыния имеется 291 отделение в странах Центральной и Восточной Европы (в Боснии и Герцеговине, Словакии, Чехии, Хорватии, Венгрии, Сербии и Словении) и более 600 000 клиентов. Банк также присутствует в Украине и имеет банковскую лицензию в Австрии. Активы VBI без VB Румыния по данным на 30.06.2011 составляли 9,4 млрд евро. По мнению президента и председателя правления Сбербанка России Г. О. Грефа, прибыль банка, полученная от работы в странах Центральной и Восточной Европы, к 2020 г. будет вдвое превышать объем прибыли от российского бизнеса. Таким образом, инвестиционная стратегия деятельности Сбербанка России на рынке ценных бумаг носит агрессивный характер и направлена на завоевание быстрорастущих рынков Центральной и Восточной Европы.
Следует отметить, что приобретение Volks bank International AG (сейчас Sberbank Europe) принесло группе убыток. С даты приобретения по 30.09.2012 убыток этого подразделения составил 4,8 млрд руб. Он связан с тем, что качество кредитного портфеля оказалось не настолько хорошим, как ожидалось[3].
Сегмент средних банков. Как правило, средний банк - это банк, занявший небольшую региональную, клиентскую либо продуктовую нишу, еще не ставший крупным банковским бизнесом, но уже представляющий собой значительно больше, чем просто лицензия. Покупателей в таком банке часто интересует именно его бизнес, например, его позиции в определенном регионе. Однако им нужно быть готовыми к тому, что они столкнутся с неэффективностью бизнес-процессов приобретаемого банка и его высокими рисками, вызванными зависимостью от небольшого числа клиентов.
По мнению автора, к выделенным в обзоре компании «Банк Банков» сегментам, следует добавить сегмент небольших банков, работающих только в рамках одного региона, не входящих ни в одну банковскую группу и являющихся банками одного клиента. Продажа банков данного сегмента осуществляется в том случае, когда стратегический клиент банка терпит убытки или когда собственник банка продает свой основной бизнес и банк отдельно друг от друга. Приобретение данного банка представляет интерес для покупателя в том случае, если он пытается осуществить вертикальную или горизонтальную диверсификацию своего бизнеса, а также в случае, если основной бизнес собственника банка представляет интерес для покупателя. При этом стоимость банков данного сегмента существенно меньше, чем в предыдущих сегментах, что также формирует определенный спрос на них.
Так как в современных условиях банки имеют определенные обязательства по участию в стабилизации банковской системы, они принимают непосредственное участие в процедурах финансового оздоровления проблемных банков, начавшихся в 2008 г. Непосредственное участие банков в процедурах финансового оздоровления проблемных банков позволяет отдельно выделить данный сегмент. Несмотря на то, что финансовые проблемы банков привели к смене их собственников, сделки по приобретению данных банков, по мнению автора, сложно назвать сделками в традиционном понимании, поскольку желание банков приобрести только потенциально привлекательные активы перекрывается их обязательством по участию в стабилизации банковской системы. В результате банки приобретались целиком вместе с неликвидными активами.
Приобретение проблемных банков как единого имущественного комплекса не всегда было экономически оправданно, так как выгоднее было в процессе банкротства банка приобрести только наиболее ликвидные активы и отказаться от неликвидных. Однако преференции, которые получали банки за участие в стабилизации банковской системы от государства в виде льготных кредитов и т. д., заставляли их идти на это. Приобретение проблемных банков наглядно продемонстрировало макроэкономический аспект инвестиционной деятельности банков.
Тем не менее основными участниками деятельности по финансовому оздоровлению проблемных банков по-прежнему остаются Банк России, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и крупные финансовые структуры, контролируемые государством. Доля государства в уставном капитале государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (далее -Внешэкономбанк) составляет 75,5 %. Внешэкономбанк получил от Банка России на процедуры по оздоровлению ОАО АКБ «Связь-Банка» около 2,5 млрд долл., которые были использованы в 2009 г. на выкуп дополнительной эмиссии акций «Связь-банка» и его проблемных активов, а также на погашение долгов. В 2010-2011 гг. «Банк ВТБ», второй по величине активов российский банк, приобрел ОАО АКБ «Банк Москвы» (46,48 %) и ОАО «Транс Кредит Банк» (43,18 %).