Файл: Формы и методы лоббистской деятельности – персональный и групповой лоббизм.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
Лоббизм — достаточно распространенное явление общественно-политической жизни различных стран, к тому же институционализированное. Имея экономическую основу, он не ограничивается лишь сферой производства, а по степени влияния на принятие тех или иных политических решений приобретает немалое политическое значение, ибо за действиями лоббистов всегда находится какая-либо группа интересов. С такой трактовкой можно согласиться, но ее следует уточнить. Требуются определенные оговорки.
- Лоббизм — давление на государственные органы вообще, в том числе одной ветви власти на другую, вплоть до главы государства.
- Парламентский лоббизм существует как правовой институт в США и некоторых других странах, связан с регистрацией лоббистов.
- Давление со стороны корпоративных, частных и общественных организаций на государственные органы — это, возможно, наиболее емкое, сущностное определение интересующего нас явления.
В любом случае процесс лоббирования — это процесс подкрепления экономических интересов политическими актами, достижения соответствия экономических шагов и политических решений. Лоббизм практически дополняет институциональную систему демократического представительства, позволяя группам интересов, которые не имеют другой возможности, участвовать в принятии государственных решений или, что важно, в обход легитимных процедур ускорять его.
Однако нельзя забывать о такой сущностной задаче лоббизма, как реализация групповых интересов через влияние на принятие решений органами власти.
Лоббизм как стратегия групп интересов
Лоббизмом можно считать особый автономный механизм давления, нацеленный на принятие государственного решения, и просто одну из форм давления. Другое дело, что проявления такой связи могут быть различными, определяться характером и уровнем развития экономических и политических отношений. Так, в США лоббизм узаконен как специфический легитимный институт. Во Франции он реализуется на различных регулярно проводимых совещаниях представителей крупнейшего бизнеса с властными структурами. Иногда лоббирование интереса происходит в рамках различных элитарных клубов.
Группы интересов — это естественный элемент политических отношений, реализующийся в различных формах и методах деятельности, в том числе и лоббистской. Этот подход получил отражение в двух концепциях — плюралистической и корпоративной.
Впервые механизмы политического влияния через деятельность «групп интересов» в рамках плюралистической теории представил А. Бентли: «Все явления государственного управления есть явления групп, давящих друг на друга и выделяющих новые группы представителей для посредничества в общественном соглашении». Отсюда он делает вывод, что лоббирование функционально. Это и послужило позднее обоснованию лоббистской деятельности как важной компоненты политического процесса
Лоббизм — многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения; середину составляет многочисленный отряд экспертов, консультантов, исполнителей. Часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению и т. п.
Многообразие форм лоббизма ставит вопрос о его классификации, но распределение этого явления по тем или иным системообразующим основаниям все же условно, поскольку реализация того или иного подхода в чистом виде весьма затруднена. В жизни все взаимосвязано, взаимозависимо и реальное влияние — это часто совокупность различных форм и методов лоббистской деятельности.
Российские политологи дают свою классификацию субъектов лоббизма, представляющих:
- отраслевые (монополистические или олигархические отраслевые кланы);
- региональные (альянсы политических и экономических сил на определенной территории);
- по типу клиентелы — межличностные «связки» (некоторые авторы считают их региональными группами, образованными по принципу землячества).
Весьма интересной представляется классификация лоббистов по виду интереса, предлагаемая, например, С. Перегудовым и И. Семененко. Авторы выделяют четыре основных группы лоббистов:
- Политизированные. Добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в политическую борьбу.
- Социальные. Отстаивают интересы социальных групп: профсоюзы, женские, экологические, молодежные организации.
- Экономические. К ним относят корпорации и отраслевые комплексы (ВПК, АПК и т. п.), финансово-промышленные группы (ФПГ).
- Региональные. Эту группу составляют лоббисты столицы, С.-Петербурга, регионов, в которых базируются жизненно важные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазовые и транспортные) или находятся зоны потенциально острых конфликтов (например, шахтерский Кузбасс), а также представители некоторых республик и автономий, все более становящихся суверенными[4]. К этой типологии следовало бы добавить еще и иностранный лоббизм, который вследствие привлечения зарубежных инвестиций в экономику России проявляет себя все более ощутимо.
Помимо этих групп лоббистских организаций, можно обозначить и такую специфическую форму, как политические партии, отстаивающие корпоративные интересы (Аграрная партия, Российская партия автомобилистов и др.). Особенность их лоббистской деятельности заключается в том, что:
во-первых, в отличие от иных структур, она носит не теневой, а в большей мере публичный характер;
во-вторых, помимо отстаивания корпоративных интересов они вынуждены руководствоваться соображениями не только экономической выгоды, но и политическим расчетом, действуя порой даже в ущерб сиюминутным экономическим корпоративным интересам.
Объекты лоббистской деятельности
Основными объектами лоббистской деятельности являются органы законодательной и исполнительной государственной власти. Как правило, степень влияния лоббистов на аппарат государства зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики.
Предметом лоббизма является то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания:
- ресурс (предпринимаются действия для того, чтобы получить в свою пользу общественный ресурс и др.);
- проблема (предпринимаются действия по разрешению проблемной ситуации, например, устранению барьера в бизнесе и др.);
- позиция (предпринимаются действия для того, чтобы получить некоторый статус, занять монопольную позицию игрока на определенном сегменте рынка).
В перечень этих трех предметов попадают все лоббируемые интересы субъектов. К ним можно отнести: принятие льготного налогообложения для специфических отраслей, внесение изменений в бюджет с целью привилегированного финансирования собственных программ, льготные условия акционирования и приватизации, введение протекционистского таможенного обложения, кооптацию в правительство и парламент своих представителей, работа со средствами массовой информации и др. Любой предмет, находящийся в сфере интересов субъектов лоббизма, может быть пролоббирован.