Файл: Формы и методы лоббистской деятельности – персональный и групповой лоббизм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лоббизм — достаточно распространенное явление общественно-политической жизни различных стран, к тому же институциона­лизированное. Имея экономическую основу, он не ограничивается лишь сферой производства, а по степени влияния на принятие тех или иных политических решений приобретает немалое политическое значение, ибо за действиями лоббистов всегда находится какая-либо группа интересов. С такой трактовкой можно согласиться, но ее сле­дует уточнить. Требуются определенные оговорки.

  1. Лоббизм — давление на государственные органы вообще, в том числе одной ветви власти на другую, вплоть до главы государства.
  2. Парламентский лоббизм существует как правовой институт в США и некоторых других странах, связан с регистрацией лоббистов.
  3. Давление со стороны корпоративных, частных и общественных организаций на государственные органы — это, возможно, наиболее емкое, сущностное определение интересующего нас явления.

В любом случае процесс лоббирования — это процесс подкрепле­ния экономических интересов политическими актами, достижения соответствия экономических шагов и политических решений. Лоб­бизм практически дополняет институциональную систему демокра­тического представительства, позволяя группам интересов, которые не имеют другой возможности, участвовать в принятии государ­ственных решений или, что важно, в обход легитимных процедур ускорять его.

Однако нельзя забывать о такой сущностной задаче лоббизма, как реализация групповых интересов через влияние на принятие решений органами власти.

Лоббизм как стратегия групп интересов

Лоббизмом можно считать особый автономный механизм давле­ния, нацеленный на принятие государственного решения, и просто одну из форм давления. Другое дело, что проявления такой связи могут быть различными, определяться характером и уровнем разви­тия экономических и политических отношений. Так, в США лоббизм узаконен как специфический легитимный институт. Во Франции он реализуется на различных регулярно проводимых совещаниях пред­ставителей крупнейшего бизнеса с властными структурами. Иногда лоббирование интереса происходит в рамках различных элитарных клубов.

Группы интересов — это естественный элемент политических от­ношений, реализующийся в различных формах и методах деятельно­сти, в том числе и лоббистской. Этот подход получил отражение в двух концепциях — плюралистической и корпоративной.

Впервые механизмы политического влияния через деятельность «групп интересов» в рамках плюралистической теории представил А. Бентли: «Все явления государственного управления есть явления групп, давящих друг на друга и выделяющих новые группы предста­вителей для посредничества в общественном соглашении». Отсюда он делает вывод, что лоббирование функционально. Это и послужило позднее обоснованию лоббистской деятельности как важной компо­ненты политического процесса


Лоббизм — многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решения; середину составляет многочисленный отряд экспертов, консультан­тов, исполнителей. Часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, специалисты по общественному мнению и т. п.

Классификация форм лоббизма

Многообразие форм лоббизма ставит вопрос о его классифика­ции, но распределение этого явления по тем или иным системообра­зующим основаниям все же условно, поскольку реализация того или иного подхода в чистом виде весьма затруднена. В жизни все взаи­мосвязано, взаимозависимо и реальное влияние — это часто совокуп­ность различных форм и методов лоббистской деятельности.

Российские политологи дают свою классификацию субъектов лоб­бизма, представляющих:

-            отраслевые (монополистические или олигархические отрасле­вые кланы);

-            региональные (альянсы политических и экономических сил на определенной территории);

-            по типу клиентелы — межличностные «связки» (некоторые ав­торы считают их региональными группами, образованными по принципу землячества).

Весьма интересной представляется классификация лоббистов по виду интереса, предлагаемая, например, С. Перегудовым и И. Семененко. Авторы выделяют четыре основных группы лоббистов:

-            Политизированные. Добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в политическую борьбу.

-            Социальные. Отстаивают интересы социальных групп: профсо­юзы, женские, экологические, молодежные организации.

-            Экономические. К ним относят корпорации и отраслевые ком­плексы (ВПК, АПК и т. п.), финансово-промышленные группы (ФПГ).

-            Региональные. Эту группу составляют лоббисты столицы, С.-Петербурга, регионов, в которых базируются жизненно важ­ные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазо­вые и транспортные) или находятся зоны потенциально острых конфликтов (например, шахтерский Кузбасс), а также предста­вители некоторых республик и автономий, все более становя­щихся суверенными[4]. К этой типологии следовало бы добавить еще и иностранный лоббизм, который вследствие привлечения зарубежных инвестиций в экономику России проявляет себя все более ощутимо.

Помимо этих групп лоббистских организаций, можно обозначить и такую специфическую форму, как политические партии, отстаи­вающие корпоративные интересы (Аграрная партия, Российская пар­тия автомобилистов и др.). Особенность их лоббистской деятельно­сти заключается в том, что:


во-первых, в отличие от иных структур, она носит не теневой, а в большей мере публичный характер;

во-вторых, помимо отстаивания корпоративных интересов они вынуждены руководствоваться соображениями не только экономи­ческой выгоды, но и политическим расчетом, действуя порой даже в ущерб сиюминутным экономическим корпоративным интересам.

Объекты лоббистской деятельности

Основными объектами лоббистской деятельности являются органы законодательной и исполнительной государственной власти. Как правило, степень влияния лоббистов на аппарат государства зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики.

Предметом лоббизма является то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания:

-          ресурс (предпринимаются действия для того, чтобы получить в свою пользу общественный ресурс и др.);

-          проблема (предпринимаются действия по разрешению проблем­ной ситуации, например, устранению барьера в бизнесе и др.);

-          позиция (предпринимаются действия для того, чтобы получить некоторый статус, занять монопольную позицию игрока на опреде­ленном сегменте рынка).

В перечень этих трех предметов попадают все лоббируемые ин­тересы субъектов. К ним можно отнести: принятие льготного нало­гообложения для специфических отраслей, внесение изменений в бюджет с целью привилегированного финансирования собственных программ, льготные условия акционирования и приватизации, введе­ние протекционистского таможенного обложения, кооптацию в пра­вительство и парламент своих представителей, работа со средствами массовой информации и др. Любой предмет, находящийся в сфере интересов субъектов лоббизма, может быть пролоббирован.