Файл: Классификация, назначение и возможности банковских ИС.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 3
Банковская информационная система (БИС) представляет собой совокупность всех средств и информационных технологий, используемых в банке, автоматизирующих выполняемые предметные технологии.
Банковские информационные технологии включают информационные технологии управления банком и технологии оказания банковских услуг. Система управления банком включает в целом функции типичные для других управленческих систем (планирование, учет, анализ, контроль, организация, регулирование и другие). На рынке банковских услуг и операций широко представлены:
- обслуживание счетов, вкладов юридических и физических лиц;
- расчеты, в том числе с использованием технологий «клиент-банк», пластиковых банковских карт, Интернет-банкинга, WAP-банкинга;
- межбанковские расчеты;
- различные виды кредитования;
- валютные операции;
- операции с ценными бумагами;
- другие услуги.
Целями использования АБС являются:
- Сокращение времени на проведение операций и оформление документов, увеличение пропускной способности банка;
- Сокращение численности персонала, занятой малоквалифицированной рутинной работой;
- Улучшение качества обслуживания клиентов;
- Повышение квалификации банковского персонала;
- Интегрирование в единые банковские системы.
Состав и технологии банковских информационных систем
Создание или выбор БИС связаны с планированием как обеспечивающих, так и функциональных подсистем, учета особенностей структуры, специфики и объемов банковской деятельности, взаимодействия всех подразделений банка.
Структура БИС представляет собой набор функциональных модулей, построенных в едином технологическом ключе, объединенных вокруг единого финансового ядра и работающих на единой аппаратно-программной платформе. Набор модулей может быть разным, в зависимости от специфики банка, направления и масштаба его деятельности, перечня и характера выполняемых операций.
Все модули связаны между собой через центральный модуль – ядро системы. Центральный модуль обеспечивает подготовку и взаимодействие в информационной базе всех задач банка, открытие и закрытие счетов, ведение аналитического и синтетического учета, формирование баланса и отчетности, администрирование системы, архивацию данных.
Отдельные модули системы предназначаются для:
- расчетно-кассового обслуживания;
- организации документооборота;
- межбанковских расчетов (работа с корреспонденскими счетами, расчеты с РКЦ, расчеты в сети SWIFT);
- обслуживания населения, услуг как без открытия счета (прием наличных денежных средств, переводы средств, операции с ценностями, депозитарные услуги, валютно-обменные операции), так и по счетам (депозитные вклады, обслуживание «зарплатных» и иных счетов, предоставление кредитов);
- дистанционного обслуживания клиента (расчеты «клиент-банк», Интернет-банкинг);
- операций на финансовых рынках (валютных операций, межбанковских кредитов, операций с ценными бумагами);
- работы с банковскими картами;
- работы с филиалами;
- депозитарного учета и др.
Существуют различные подходы к построению информационной технологии банка. В зависимости от того, что считается основными ее элементами, выделяют три вида информационных технологий: операционные, документарные, объектные.
Операционные технологии построены в виде цепочки операций. Некоторые из операций должны отражаться в различных модулях БИС, что вызывает сложность при реализации их функциональных связей.
Документарные технологии строятся на организации электронного документооборота банка. Бухгалтерские проводки формируются автоматически.
В процессе деятельности банка документы связываются друг с другом. Один документ может порождать другие, обработка документа отражается на изменении связанных с ним документов. Поэтому выделяют три основных типа объектов:
- сделка (операция);
- документ, являющийся основанием для совершения операций;
- проводка бухгалтерского учета.
В автоматизированных банковских информационных системах широко используются компьютерные сети. Как правило, банки имеют локальные вычислительные сети, позволяющие организовать процесс обмена информацией и данными. Для обеспечения одновременной работы большого количества пользователей применяют технологии «клиент-сервер». Обмен данными между территориально разобщенными подразделениями и филиалами, осуществляется по различным проводным и беспроводным каналам с объединением всех вычислительных средств банка в единую корпоративную сеть.
База данных может быть реализована как единая централизованная база данных и как распределенная по уровням (филиалам). В первом случае база данных хранится на мощном и высокопроизводительном сервере, доступ к ней осуществляется по каналам связи со стороны удаленных пользователей. Во втором случае база данных хранится как на сервере центрального отделения, так и на серверах филиалов, при этом базы данных могут автоматически синхронизироваться. В качестве СУБД в БИС наиболее часто используется Btrieve.