Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
Преступность была во все времена во всех уголках мира. В современном обществе преступность приобрела качественно новые черты. Значение изучения этой проблемы очевидно. Преступность - социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Для раскрытия его причины, нахождения эффективных путей и методов реагирования, предупреждения преступлений необходимо глубокое изучение всего, что характеризует преступника как индивида и как личность.
Преступность и преступления, их виды, причины, типы их взаимосвязей с различными процессами и явлениями, результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью изучает криминология. Криминологи на этой основе разрабатывают рекомендации по борьбе с преступностью и технологии криминологических исследований.
Вопрос о личности преступника, стоявший перед криминологами, является одним из наиболее интересующих, спорных, сложных и поэтому наименее разработанных криминологических проблем.
Особенности личности преступника, которые порождают преступное поведение (ее природа и пути, источники, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт) интересуют криминологию более всего. Результаты изучения этих черт являются базой для разработки предупреждения преступлений.
О преступности в древние времена можно было только рассуждать. На основе отдельного преступления невозможно было раскрыть причин преступности, тем более, что, конечно, в то время еще не было никакой методики их исследования. Однако, греческие философы (например, Платон) пытались найти первопричины преступности. Одной из таких причин считалось недостаточное воспитание.
Представление о преступлении, как о грехе перед Богом и противоправном нарушении норм, установленных государством, утвердилось в эпоху средневекового христианства. О государственном наказании говорили как о воле божьей, то есть, представление о наказании в эту эпоху основывалось на внеземном толковании сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Такое представление являлось важнейшим принципом миропонимания христианства Средневековья. Фома Аквинский (1225-1274 гг.), и Мартин Лютер (1483-1546 гг.) были приверженцами такого взгляда. Естественно, что в эту эпоху криминология не находила себе место.
Реально подойти к таким явлениям, как отклоняющееся поведение и преступность, представилась возможность только в ХVIII веке, когда люди стали ставить перед собой вопросы духовного и социального характера на серьезном уровне.
Существует несколько классификаций криминологических школ. По одной из них в истории криминологии выделяют три периода существования криминологии: классическая школа ХVIII века, позитивистская школа ХIХ века и криминология новейшего времени (с середины ХХ века).
По законам классической школы, основополагающими признаками человека, на которых основывается любое объяснение его индивидуального и общественного поведения, являются интеллект и рассудок. Представители этой школы считают, что люди сами определяют свою судьбу в соответствии со своей свободной волей. Классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства
Школа позитивистов определяет поведение человека многими психическими, физическими и социальными факторами, не поддающимися его контролю. Криминология позитивистов изучала эти факторы. Представители позитивистской школы хотели доброжелательными способами направить человека на путь добродетели и стать полезным обществу, пытались исправить преступника.
В своей работе “Введение в криминологию” американский криминолог профессор В. Фокс дает еще одну классификацию криминологических школ. Используя в работе сравнительный и исторический методы, он выделяет следующие криминологические школы:
1. классическую;
2. позитивистскую;
3. американскую;
4. школу социальной защиты.
Каждая из этих школ имеет свой отдельный подход.
Методика Классической школы была направлена против несуразностей и не последовательностей существовавшей тогда практики уголовного правосудия, куда судьи вносили свои собственные предубеждения. В рамках этой школы впервые возникла сравнительно полная система воззрений в области криминологии, поэтому школа и получила название классической. Можно сказать, что эта школа криминологии отказалась от представлений о сверхъестественных силах и “воле господней” как об основе, определяющей человеческое поведение, включая и преступное, и заменила все это концепцией свободной воли человека и его умысла.
Идея стремления человека получить максимальное удовольствие и испытать минимальные страдания, стала основной для уголовного права того времени. Она принадлежала Иеремии Бентаму (1748-1832), который оказал значительное влияние на реформу уголовного права Англии.
В классической школе впервые в Англии было введено понятие “невменяемость”.
Работа Чезаре Беккариа (1738-1794) “О преступлениях и наказаниях” получила широкое распространение и принесла ему мировую известность. Она положила начало кардинальным изменениям в сложившейся к тому времени правовой системе. Многие идеи знаменитого Французского уголовного кодекса 1791 года были взяты из этой работы.
Основоположником позитивистской школы стал Чезаре Ломброзо, который в 1876 году опубликовал свою работу “Преступный человек”. Типичного преступника, писал он, можно определить по конкретным физическим характеристикам (например, крупный подбородок, скошенный лоб, складки лица, удлиненные или, наоборот, неразвитые мочки ушей, чрезмерная волосатость или облысение). Основываясь на своих наблюдениях, Ломброзо разработал классификацию преступников, ставшую весьма популярной. Он выделял душевнобольных преступников; прирожденных преступников; преступников по страсти (например, политические маньяки); случайные преступники. Классификация Ломброзо не выдержала проверки временем. Чарльз Б. Горинг (1870-1919), врач королевской тюрьмы в Англии, провел исследование физических типов заключенных. В своей работе “Заключенные в Англии” он сделал выводы, которые были противоположны утверждениям Ломброзо. В результате ломброзианское учение о физических типах преступников было почти забыто, но вклад Ломброзо в развитие криминологии, а именно, внесение в нее объективного научного метода исследования остается весьма важным, а его научные приемы и объективный подход направили на применение более строгих методов в криминологии. Причина, по Ломброзо, - это “цепь взаимосвязанных причин”.
Отталкиваясь от идеи своего учителя Ломброзо о биологических основах причинности, в 1878 году Энрико Ферри опубликовал свою работу “Теория невменяемости и отрицание свободной воли”, где раскрыл взаимосвязь социальных, экономических и политических факторов.
Позитивистская школа стремилась заменить отвлеченные рассуждения юридическими выводами и исследованиями, основанными на серьезных доказательствах. От концепции свободной воли классического направления позитивистская школа переходит к “причинности” преступления.
Американская школа .
На американскую криминологическую школу, придерживающуюся социологических причин преступности и тесно связанную с позитивистской школой, сильное влияние оказал бельгийский математик А. Ж. Котле (1796-1874). Кетле считается основоположником социальной статистики и первым криминологом социологического направления. Основываясь на анализе преступности и состояние морали во Франции, проведенном им в 1836 году, Котле пришел к выводу, что совершению преступлений способствуют такие факторы, как климат, возраст, пол и время года. По его мнению, общество само готовит преступление, а человек, виновный в его совершении, - это лишь инструмент, при помощи которого оно совершается.
Были в американской школе и направления по изучению физических особенностей людей (параллельно работам Ломброзо), но особо подчеркивались такие факторы, как дегенеративность и строение тела. Ими также рассматривались и вопросы вырождения семей.
Школа социальной защиты.
Эта школа, по мнению одних ученых является третьей после классической и позитивистской направлением в криминологии, а, по мнению других - дальнейшим развитием позитивистской теории. Направление школы социальной защиты отличается от позитивистской тем, что вновь вводит право в криминологическую мысль. Однако это не значит, что оно возвращается к теориям классической школы, поскольку право в теории социальной защиты включает в себя положения, ориентированные на учет личности правонарушителя, а не на серьезность совершенного им преступления.
Интересно отметить, что наибольший вклад в развитие теории социальной защиты внесен европейскими учеными, тогда как многие из принципов этой теорией нашли практическое воплощение главным образом на американском континенте.
Марксистская теория преступности в классификации ряда зарубежных криминологов считается одной из социологических теорий. Мы не можем себе позволить не уделить ей некоторое внимание, в связи с тем, что на ее положениях строятся многие положения криминологической мысли как дореволюционной, так и криминологии советского периода. Она имеет еще одно название - теория конфликта.
Если не считать некоторых работ, то Карл Маркс мало писал о преступности. Однако его учение, развитое им в “Капитале”, внесло существенный вклад в дискуссию о происхождении преступности. На основании разработанных им теорий (концентрации производства, накопления, кризисов, обнищания, краха капитализма и революционного преобразования общества) и закона снижения нормы прибыли он определил, что сознание не влияет на бытие, его определяют социальная и экономическая действительность. Поскольку способ производства в много определяет социальные и психологические жизненные процессы и контролирует социальные отношения и институты, изменить общество можно только коренной реформой экономической системы. Маркс считал, что для человека важно, чтобы он в своей жизни и труде получал удовлетворение и мог принести пользу. В капиталистическом индустриальном обществе большое число рабочих оказываются незанятыми или не полностью занятыми. Поскольку эти люди не могут удовлетворить свою потребность к труду легальным способом, они оказываются деморализованными и склонными к различным порочным занятиям, в том числе к преступлениям. Это, прежде всего, относится к низшим слоям. Такая “нелегальная производительность”, т.е. социально отклоняющееся поведение представляет собой форму бунта против господствующих условий жизни.
Несколько подробнее изложил свои взгляды на преступность Ф.Энгельс в монографии “Положение рабочего класса в Англии”, опубликованной в 1845 году. Он отмечает, что наиболее грубой и самой бесплодной формой возмущения было преступление. Энгельс защищал следующие три основных тезиса:
o причина преступности - в экономических условиях капитализма;
o преступность есть выражение негодования рабочего класса против класса капиталистов;
o преступность - бесплодная и не сулящая успеха форма классовой борьбы.
К этим тезисам нельзя не отнестись критически.
Марксистскую теорию преступности развивали и придерживались, причем не только в прошлом, но и в ХХ веке ряд известных зарубежных криминологов. Так голландский криминолог Виллем Адриан Бонгер (1905г.) утверждал, что капитализм порождает эгоизм, а социализм - альтруизм. Склонность к преступному поведению растет, когда эгоист видит возможность путем нелегальных действий получить какую-то выгоду за счет других, если у него нет шансов удовлетворить свои потребности законным образом. При капитализме можно преследовать эгоистические цели за счет других противоправным способом. Иначе - при социализме. Он гарантирует каждому возможность удовлетворять свои потребности вполне законным порядком. Поэтому капитализм плодит преступность, в то время как при социализме не могут совершаться уголовно наказуемые деяния.
Польский криминолог Лернель считая, что преступность может исчезнуть лишь в отдаленном будущем, с полным отмиранием государства, развивает теорию генетических и динамических криминогенных факторов.
По мнению западных специалистов, советские криминологи, а теперь - российские, очень сильно ориентированы на опыт. Они занимаются изучением выборочных проб из групп преступников и правонарушителей и сравнением их с группами законопослушных граждан. В этих эмпирических исследованиях они применяют выше указанный многофакторный метод. Эти исследования приходят к таким результатам, которые полностью совпадают с выводами теории конфликта культур, новыми результатами психоаналитической криминологии, с положениями теории преступного обучения и контроля.
Преступность обусловливается психологическими, социальными противоречиями, конфликтами норм. Советская криминология была в целом ориентирована в направлении уголовной социологии и судебной психологии, а уголовно-биологические объяснения преступности отрицались. И это не случайно. В этом можно убедиться, если рассмотреть весь исторический путь развития криминологической мысли в России, как дореволюционной, так и “советского периода”. Эти же тенденции наблюдаются, хотя и с некоторыми изменениями, и в настоящее время.