Файл: Учет как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Понятие и виды учетов в оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, возможно лишь по судебному решению и при наличии соответствующей информации (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД). В этих целях используются различные средства, позволяющие повысить эффективность мер по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений.

Под термином «средство» понимается «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности»[1].

В ОРД в качестве специальных средств используются оперативный учет, оперативная техника, служебные собаки и иные средства[2], которые в соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД не должны угрожать жизни и наносить ущерб здоровью людей, а также причинять вред окружающей среде. Следует отметить, субъектом оперативного учета являются исключительно оперативные подразделения государственных органов, перечисленных в ст. 13 Закона Об ОРД. Организация ведения таких учетов, объекты, ставящиеся на учет, порядок функционирования и пользования составляют государственную тайну и регламентируются закрытыми ведомственными нормативными правовыми актами.

Важнейшим средством, используемым в целях борьбы с преступностью, является учет, который позволяет осуществлять сбор, хранение и систематизацию оперативной информации и выполняет задачу информационного обеспечения ОРД, повышающего эффективность данного вида деятельности. В то же время субъекты ОРД наряду с некоторыми иными ведомствами (МО России, Генеральная прокуратура, ФМС, СК России и др.) в целях выполнения своих функций пользуются иными учетами МВД России, которые будут рассмотрены ниже.

Главное назначение учетов — приведение всех видов информации в целостную систему, позволяющую обеспечить возможность неоднократного обращения к ней пользователей в целях предупреждения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, установления личности по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные.

Учеты — это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД.

Значение учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

  • • своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес;
  • • выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений;
  • • наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;
  • • обнаружению похищенных вещей и предметов;
  • • координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД;
  • • подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

Основными требованиями, предъявляемыми к учетам, являются:

  • 1) централизация, т.е. сосредоточение сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, в централизованных структурах — Главном информационно-аналитическом центре (ГИАЦ МВД России), Информационном центре (ИЦ МВД, ГУ (У) МВД России;
  • 2) полнота — предоставление исчерпывающих сведений в регистрационной документации, в том числе в унифицированной форме, пригодной для последующей автоматизированной обработки;
  • 3) своевременность, состоящая в постановке на учет в сроки, указанные в подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях);
  • 4) целевой характер, заключающийся в использовании учетов для решения задач оперативно-розыскной деятельности;
  • 5) правомерность постановки на учет, т.е. осуществление сбора, регистрации и хранения только объектов, закрепленных в подзаконных нормативных правовых актах;
  • 6) конспиративность, обусловленная тем, что большая часть сведений, содержащихся в информационном массиве, является секретной.

Централизованные учеты функционируют в интересах МВД России, органов прокуратуры, ФНС России, ФМС России, Государственной фельдъегерской службы России, а также государств — участников СНГ[3].

На федеральном и региональном уровнях существует единая информационная система, позволяющая интегрировать по всей стране от 10 до 14 различных криминалистических и розыскных учетов, доступ к которым имеется во всех ОВД.

Учеты ОВД формируются на прочной правовой основе, которую составляют следующие законодательные акты:

  • • Конституция РФ (ст. 23, 24);
  • • Закон о полиции (п. 32, 33 ч. 1 ст. 13);
  • • Закон об ОРД (ч. 8 ст. 5, ч. 1 ст. 10);
  • • Федеральный закон «О персональных данных»;
  • • Закон РФ «О государственной тайне»;

• Федеральный закон от 25 июня 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и др.

Конституция РФ (ст. 24) запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако в соответствии с п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-0 преступное деяние не относится к частной жизни лица, и соответственно указанные сведения, необходимые для обеспечения оперативно-розыскной функции, не могут рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. Вместе с тем должностным лицам, осуществляющим ОРД, запрещено разглашать указанные сведения без согласия граждан (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД).


Оперативно-розыскное законодательство (ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД) закрепляет возможность оперативно-розыскных органов для решения стоящих перед ними задач создавать и использовать информационные системы. Под информационной системой персональных данных понимается информационная система, которая представляет собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных»).

Полиция при осуществлении своей деятельности имеет право:

  • • использовать информационные системы;
  • • вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции;
  • • формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах (п. 33 Закона о полиции).

Существенное значение для правового регулирования данного вида деятельности имеют подзаконные нормативные акты МВД России и других ведомств , в которых детализируются положения федеральных законов[