Файл: Нужен ли менеджмент образовательной организации? Если нет, то почему, если да, то зачем?.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
Свет принципов управления,
как и свет маяков, является
путеводным лишь для тех,
кто знает вход в гавань.
Голый принцип без средств
его осуществления ничего
не значит.
А.Файоль
Выбранная мною тема прошла через всю мою сознательную жизнь. Имея стаж работы более 35 лет в дошкольном образовании, а именно в одном населенном пункте, одной организации, я никогда не жалела о выбранном пути. Начинала свой путь с должности воспитателя. Работая в течение 18 лет по разным возрастным группам одного детского сада, затем в должности заведующего этого же учреждения более 20 лет, я отметила для себя главное правило - умение общаться с людьми, знать и понимать их личные проблемы, потребности, умения и способности.
Как любой руководитель, я несу ответственность за себя, свою команду, отдельных людей в команде, успех дела и ближайших задач.
« В реальном управлении фигура ученого, эксперта, пожалуй не так важна, как фигура руководителя, пусть не столь образованного, но владеющего таинствами управления, как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений.»
( Модуль1. Введение в образовательный менеджмент. 2016, с. 12).
Я хочу владеть знаниями о менеджменте в образовании для того, чтобы обеспечить гармонию в развитии своей образовательной организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. Менеджмент нужен образовательной организации.
Приспособление организации к окружающей среде является неотъемлемой составляющей её существования в связи с тем, что именно от внешней среды она получает ресурсы, необходимые для функционирования.
Во первых, менеджмент – отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства достигает успеха в экономике, социологии, психологии и др. Во вторых, менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации путём рационального использования ресурсов.
Для успешной работы организации, руководителем которой я являюсь на данном этапе, мне очень нужны знания по данной теме.
2
1.1.Менеджмент означает сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода. К тому же – это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления. Английское слово «менеджмент» не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» - руководитель. Сущность менеджмента выражается в его функциях – задачах, для решения которых оно предназначено. Основных функций четыре: планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование – решения о том, какие цели организации, что нужно делать для их достижения. Руководитель разрабатывает стратегию действий, составляет свои программы, планы.
Организационная функция – определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание и какие средства для этого необходимы. Руководитель делегирует задания или берет ответственность на себя за результат. Приказы по всем видам деятельности учреждения составляет руководитель и тем самым возлагает ответственность на того или иного работника (охрану труда, пожарную безопасность, антитеррористическую безопасность – на заведующего хозяйством; сохранность материальных средств и продуктов питания – на заведующего хозяйством; ответственность за сохранность жизни и здоровья воспитанников – на воспитателей, помощников воспитателей, музыкального руководителя т и т.д.). Но это не снимает ответственности с руководителя. Он в первую очередь является ответственным за все процессы, происходящие в учреждении.
Образовательное учреждение независимо в своей деятельности (статья 32 Закона РФ «Об образовании»): самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах законодательства РФ, Устава учреждения.
У учреждения есть свой определенный бюджет, которым руководитель (заведующий) должен грамотно распорядиться. Как это сделать, чтобы учесть все аспекты образовательного процесса в ситуации, когда денег, как всегда, не хватает? У руководителя сейчас возникает более менеджерская проблема – взаимодействие с общественностью, основу которой составляют родители.
Очень важна заинтересованность работников в таком отношении к труду, чтобы проявлялась высокая активность и хорошее качество их работы. Необходимо создать соответствующие мотивы. Следовательно, мотивация – это деятельность менеджера, осуществление действий,
3
обеспечивающих выполнение работы в соответствии с делегированными сотрудникам служебными обязанностями. Для этого используется: стимулирование (материальное и моральное), собственное мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду.
Контроль - обнаружение ошибок, отклонений от существующих стандартов. В результате проведенного контроля определяются причины ошибок и возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
1.2. Основные направления развития образовательного менеджмента:
а) рациональное сочетание рыночных подходов и государственного регулирования (оказание платных услуг, привлечение спонсорских средств):
- организация может осуществлять оказание услуг на платной основе (организация кружковой работы и др.). Права и обязанности потребителей платных образовательных услуг в настоящее время четко определены действующим законодательством, в частности Законом РФ «О защите прав потребителей»;
б) стратегическое планирование и управление в деятельности организации:
- организация определяет цель, которую видит перед собой и утверждает планы работы, программы развития учреждения, стратегические планы;
в) повышение уровня квалификации работников (педагогов) и руководителя:
- для успешной работы в настоящее время необходимо постоянное повышение уровня квалификации работников и руководителя (в сфере процедуры закупок, информационно-коммуникационных технологий);
г) использование новых методов и приёмов управления;
д) использование инновационных технологий (компьютерная техника, сеть Интернет, создание Сайтов, развитие информационных сетей);
е) своевременная корректировка целей организации в связи с изменением внешней среды.
Менеджмент образовательной организации - управление организацией, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных социальных услуг и не ставит перед собой задач получения прибыли. Источниками финансирования могут быть и бюджеты (государственные, муниципальные), и средства от потребителей услуг, и взносы внешних контрагентов.
1.3. Этика – это свод незафиксированных и необязательных правил и норм, но в то же время их неисполнение может привести к отторжению индивида обществом. Профессиональная роль любого сотрудника организации неразрывно связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением.
4
Заключение
Менеджмент–искусство добиваться поставленных целей с использованием труда, интеллекта и мотивации других людей.
«Менеджмент - эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля над организационными ресурсами» (Р. Дафт).
В реальных ситуациях сложности и быстротечности событий, менеджер – руководитель не столько старается соблюдать правила научной организации труда и управления, сколько нарушает их и ведёт себя непредсказуемо. Он действует по интуиции чаще всего, выискивая выход из создавшейся той или иной ситуации в образовательной организации. Деятельности современных реальных менеджеров присущи риск, импровизации, импульсивность.
Менеджмент нужен образовательной организации для того, чтобы она существовала на должном уровне. Для этого необходимо повышение уровня квалификации работников и руководителя, умение мыслить и анализировать.
Руководитель должен принимать на работу квалифицированных работников, умеющих не только выполнять свои обязанности, но и принимать участие в другой деятельности учреждения, которые могут предложить нестандартные решения проблемных ситуаций.
Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, а орудием труда – слово, язык, речь. Результатом труда менеджера образовательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта) менеджмента – учащихся.
Понятие педагогического менеджмента: образовательный процесс – это целенаправленная деятельность по обучению. Воспитанию и развитию личности путём организованного учебно-воспитательного и учебно- познавательного процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков, не ниже государственного образовательного стандарта.
Таким образом доказывается тот факт, что менеджмент необходим в образовательной организации.
Менеджмент – это искусство
достижения целей в условиях
ограниченности ресурсов.
Терри Гибсон
5
Литература
- Веснин В.Р. Основы менеджмента.- М.: Проспект,2013.
- Дафт, Ричард Л. Менеджмент. – СПб.: Питер.2012.
- Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. – М.: Интеллект – Центр.ИРПО.2004. Электронная версия: http://www.p163/edu.ru/7menedg.html
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент.: 50 НОУ-ХАУ в управлении пед.системами.: учебное пособие – 3-е изд., испр. в доп. / В.П. Симонов – М.: педобщество России, 1999.
- З.Г. Дружинина Менеджмент. Шпаргалка. Электронная версия: http://www.e-readinq.club/bookreader .php/100389/Druzhimma_-_Meneddzhment_Shparqalka.html
- Конаржевский Ю.А. Внуришкольный менеджмент. _ М.: Новая школа, 2007._ 158 с.
- Акопов В.С., Асатрян Р.С., Бреусов А.В., Кокуева Ж.М. Методологические основы менеджмента: Учебное пособие для преподавателей и студентов технических и экономических ВУЗов._ М.: МГТУ им. Н.Э Баумана, 78 с.
6