Файл: АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ «ЛУКОЙЛ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В ходе своей деятельности любое предприятие (в лице его руководителей) осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчётность предприятия является завершающим этапом учётного процесса.

Бухгалтерская отчётность служит основным источником информации о деятельности предприятия. Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность. Такая процедура обобщения учетной информации необходима в первую очередь самому предприятию и связана с необходимостью уточнения, а в ряде случаев и корректировки дальнейшего курса финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия. В связи с этим бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

Бухгалтерская отчётность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам. Целью бухгалтерской отчётности является предоставление необходимой информации всем потенциальным внешним и внутренним пользователям. Одной из основных таблиц отчётности является Отчёт о прибылях и убытках, в котором содержатся сведения о формировании результатов деятельности предприятия. Финансовый результат является важным показателем деятельности предприятия. С этих позиций тема курсовой работы является актуальной.

Целью работы является проведения анализа доходов, расходов и финансовых результатов по данным отчета о прибылях и убытках, и разработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов на предприятии ОАО «Лукойл».

Структура работы состоит из трех глав: первая глава - теоретические основы доходов, расходов и финансовых результатов деятельности предприятия, вторая глава - анализ финансовых результатов ОАО «Лукойл», третья глава - разработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов и заключение.

Глава 1. Теоретические основы доходов, расходов и финансовых результатов деятельности предприятия

1.1. Понятие и формирование доходов и расходов предприятия


Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции, приобретением и продажей товаров, а также с выполнением работ, оказанием услуг. Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата в материалах по ним предназначен счёт 90 «Продажи». Сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и другого отражается по кредиту счёта 90, а их себестоимость - по дебету этого счёта.

При признании в бухгалтерском учёте сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счёта 90 «Продажи» и дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счёта 90 «Продажи».

К счёту 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

- 90/1 «Выручка»;

- 90/2 «Себестоимость продаж»;

- 90/3 «Налог на добавленную стоимость»;

- 90/4 «Акцизы»;

- 90/9 «Прибыль (убыток) от продаж».

На субсчете 90/1 учитываются поступления активов, признаваемых выручкой. На субсчете 90/2 учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90/1 признана выручка. На субсчете 90/3 учитываются суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателя, а на субсчете 90/4 - суммы акцизов, включённых в цену проданной продукции (товаров). Субсчет 90/9 предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчётный месяц.

Записи по субсчетам 90/1, 90/2, 90/4 производятся накопительно в течение отчётного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90/1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчётный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно списывается с субсчета 0/9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счёт 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счёт 90 «Продажи» сальдо на отчётную дату не имеет.

Прочие доходы и расходы отражаются в учёте непосредственно на счёте 91 (кроме чрезвычайных). Они записываются по мере возникновения; при этом доходы и расходы отражаются на отдельных субсчетах (доходы - по кредиту счёта 91/1 «Прочие доходы», расходы - по дебету субсчета 91/2 «Прочие расходы»).


При этом на субсчете 91/1 в составе операционных доходов отражаются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации - в корреспонденции со счетами учёта расчётов или денежных средств (60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», 50 «Касса», 51 «Расчётные счёта»);

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам) - в корреспонденции со счетами учёта регистров;

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества) - в корреспонденции со счётом 76 субсчет 76/3 «Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров - в корреспонденции со счетами учёта расчётов или денежных средств.

Также на субсчете 91/1 «Прочие доходы» отражаются внереализационные доходы, к которым относятся:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора - в корреспонденции со счетами учёта расчётов или денежных средств (60, 76, 50, 51 и др.);

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения - в корреспонденции со счётом учёта доходов будущих периодов (счёт 98);

- прочие доходы, признаваемые внереализационными.

1.2. Виды финансовых результатов, порядок их формирования

В соответствии с требованиями ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» организация обязана формировать следующие числовые показатели:

а) валовую прибыль;

б) прибыль (убыток) от продаж;

в) прибыль (убыток) до налогообложения;

г) прибыль (убыток) от обычной деятельности;

д) чистую (нераспределенную) прибыль или непокрытый убыток.

Валовая прибыль (убыток) - показатель, определяемый как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС и других косвенных налогов и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).

Прибыль (убыток) от продаж - показатель, определяемый как разница между валовой прибылью (убытком) и суммой коммерческих и управленческих расходов организации.

Прибыль (убыток) до налогообложения - показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) от продаж, увеличенной на сумму процентов к получению, доходов от участия в других организациях, прочих доходов и расходов, и величиной процентов к уплате.


Прибыль (убыток) от обычной деятельности - показатель, определяемый как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и текущим налогом на прибыль, скорректированный на величину отложенных налоговых активов (обязательств), сформированных с учетом требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Чистая (нераспределенная) прибыль (непокрытый убыток) - показатель, определяемый как величина прибыли (убытка) от обычной деятельности, увеличенная (уменьшенная) на сумму чрезвычайных доходов (расходов) отчетного периода.

Прибыль является одной из основных экономических категорий рыночного хозяйства. Как экономическая категория прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия. Она является показателем, который отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций. Убыток, напротив, - это отрицательная разница между доходами и расходами по всем хозяйственным операциям предприятия.

1.3. Состав бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

При составлении бухгалтерской отчетности используются основные понятия, такие как:

- отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

-отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерскую отчетность делят на следующие группы: по периодичности составления - промежуточная, годовая.

Промежуточная отчетность включает в себя месячную, квартальную, полугодовую и отчетность за девять месяцев. Промежуточную отчетность называют периодической бухгалтерской отчетностью.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, -по 31 декабря следующего года.


Законом о бухгалтерском учете установлено, что все организации (за исключением бюджетных) представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации и в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут знакомиться с ней и получать ее копии. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имеет следующие составляющие:

1. Бухгалтерский баланс, который представляет собой унифицированную форму отчета, которая является «информатором» по имущественному положению организации. В бухгалтерском балансе активы и обязательства подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. В активе баланса они выделены подразделами «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». В пассиве - «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства». Каждый из разделов делится на отдельные подразделы и отдельные статьи.

2. Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Доходы и расходы подразделяются на обычные и прочие (операционные, внереализационные, чрезвычайные). Отчет о прибылях и убытках позволяет установить, из чего сложилась прибыль организации за отчетный период, дать сравнительную оценку их изменений с аналогичным периодом прошлого года.

3. Приложение к отчету о прибылях и убытках, предусмотренное нормативными актами.

4. Аудиторское заключение, если оно необходимо.

5. Пояснительная записка.

Информация, которую нецелесообразно включать в баланс и в отчет о прибылях и убытках, но которая нужна для реальной оценки финансового положения, содержится в пояснительной записке и в ряде отчетных форм, таких как:

1. Отчет об изменениях капитала, который содержит информацию о наличии и изменениях уставного капитала, резервного, добавочного и других составляющих капитала организации.