Файл: Тестирование в спорте: основы психодиагностики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термин «психодиагностика» отражает наиболее популярную сторону современной психологии спорта. Как и многие другие, спортивные деятельности требует определенного обеспечения: психологического, медицинского материального, технического и т. п. Результат спортивной деятельности определяется функциональной тренированностью и совершенством нервно-психических механизмов регуляции движений, переживаний, поведения. Результат спортивной деятельности падает при ослаблении любой из этих составляющих.

Цель психодиагностики, изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности: свойств личности, социально-психологических особенностей спортивной деятельности, психических состояний, особенностей протекания психических процессов. Психодиагностика реализуется в ходе спортивных соревнований, в тренировочном процессе, в процессе отбора на дальнейших участиях в турнирах.

Психодиагностику проводят, что бы в дальнейшем сформулировать психогигиенические и психолого-педагогические рекомендации. Что бы придумать более эффективную систему воздействия на спортсмена. После того как провелась психодиагностика, по ее результатам разрабатываются психолого-педагогические и психолого-гигиенические рекомендации, которые должны быть направлены тренеру, руководителям, спортсмену, массажисту, родителям, врачу, товарищам и всем остальным людям которые причастны к спортсмену которые могут хоть как то повлиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют непосредственное отношение к отбору обучающихся для занятий спортивной деятельности, к спортивному режиму и т.д.

А вообще психодиагностика это измерение и контроль психических особенностей спортсменов с целью использования результатов в подготовке спортсменов. Она предполагает оценку психических явлений, которые могут варьироваться под влиянием различных факторов.

При выборе средств и методов психодиагностики нужно отталкиваться от следующих принципов: принципа объективности; принципа комплексности; принципа динамичности; принципа аналитико-синтетического изучения. Применяемые в психодиагностике методики должны быть валидными, надёжными, обладать прогностической ценностью и дифференцирующей силой.
Какие бывают требования к тестам в психодиагностике:

Первый, это надежность, под ним понимается степень сходства истинной оценки с наблюдаемым при измерении результатом. Чтобы измерение было надежным используют три основных метода: повторное (ретестовая надежность, повторное измерение поводим через несколько дней, после первого тестирования, дальше определяем коэффициент ранговой корреляции, тест надежный если коэффициент не меньше 0,7); параллельное измерение (тесты, которые измеряют одно и то же свойство психики с одинаковой ошибкой); расщепление (для вычисления коэффициента надежности тест разбивается на отдельные задания, коэффициент надёжности, полученный этим методом, называется коэффициентом внутренней согласованности).


Второй, валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то психическое явление, для оценки которого он предназначен. Виды валидности: содержательная (означает, что тест является валидным по отношению к мнению специалистов); эмпирическая (означает, что тест может служить индикатором или пред-сказателем определённой психической особенности или формы поведения человека, для измерения эмпирической валидности теста вычисляется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием); концептуальная (устанавливается путём доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу валидизируемого теста).

Третий, прогностическая ценность (тесты представляют собой диагностический инструментарий для прикладного исследования. Каждый тест должен быть пригоден для прогноза хотя бы одного внешнего критерия, того, для предсказания которого он разрабатывался).

Четвертый, дифференцирующая сила теста (многие тесты обладают не большой дифференцирующей силой, в этих тестах получается две оценки, выполнил не выполнил; в испытании, которого результаты испытуемых различаются до сотой доли секунды (определение скорости реакции), возможности дифференцирования высокие).

При использование тестов и требований к ним, изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности будет максимально эффективным.