Файл: Прокурорский надзор и оперативно-розыскная деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

 Прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

В юридической теории и практике многогранной деятельности прокуратуры постоянно уделялось повышенное внимание. Она осуществляется, как гласит Закон о прокуратуре, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 п. 2).

Все это в равной мере относится и к прокурорскому надзору за ОРД, по которому, к сожалению, крайне мало специальных исследований и соответствующей литературы.

Сейчас законодатель определяет такой надзор как составную часть надзора наряду со следствием и дознанием. Однако надзор за ОРД имеет существенную специфику. Во-первых, это различные сферы правовой деятельности: процессуальная и не процессуальная, регулируемые различными федеральными законами, во-вторых, несовпадающий объем и специфика содержания задач, стоящих перед поднадзорными органами. Эти и другие обстоятельства дают основание поддержать мнение некоторых научных и практических работников о необходимости выделения надзора за ОРД в самостоятельную отрасль прокурорского надзора.


В правовые основания прокурорского надзора за ОРД, помимо указанного Закона о прокуратуре, следует включить Закон об ОРД (ст. 21), УПК РФ (ст. 37) и подзаконные нормативные акты: приказ Генерального прокурора РФ от 27.02.2009 № 55 "О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2007 № 207 “Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности”", совместные указания Генерального прокурора РФ и МВД России о совершенствовании деятельности в борьбе с преступностью и другие нормативные правовые акты, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ, касающиеся вопросов, связанных с применением положений Конституции РФ.

Прокурорский надзор за ОРД должен обеспечить:

  • – законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телеграфных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • – соблюдение прав и законных интересов юридических лиц;
  • – соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  • – установленные законом запреты при осуществлении ОРД;
  • – законность при проведении ОРМ, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом;
  • – принятие должностными лицами решений о представлении результатов ОРД следователю, руководителю следственного органа, органу дознания и суду.

Наряду с обеспечением законности деятельность уполномоченного прокурора должна способствовать выполнению оперативно-розыскных задач. Она предполагает его активное участие с сотрудниками оперативных подразделений в анализе и оценке оперативно-розыскной информации, и определение возможности ее реализации для возбуждения уголовного дела, использования в доказывании, в привлечении к такому анализу следователя, а в дальнейшем – оказание содействия в их взаимодействии. Указанные направления прокурорского надзора за ОРД формируют предмет и пределы надзора.

В предмет надзора входит: соблюдение прав человека и гражданина: правовые основания и условия проведения ОРМ; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина обеспечивается выполнением предписаний Конституции РФ и требований норм Закона об ОРД и, прежде всего, положений ст. 5 данного Закона "Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД". В частности, органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещено разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом.


Уполномоченный прокурор по надзору за ОРД в соответствии с законодательством России обязан принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Особого прокурорского внимания требует исполнение органами предписаний закона об организации ОРД, правовых оснований и условий проведения ОРМ.

При осуществлении надзорных мероприятий необходима проверка законности, обоснованности и соблюдения установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроки и порядок их ведения. Прокурорский надзор предусматривает и проверку соблюдения обязательности регистрации дел оперативного учета и других оперативно служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела и материалы. При этом следует иметь в виду, что правовая норма Закона об ОРД дает лишь общие установки по организации заведения дел оперативного учета: определяет цель (собирание и систематизация сведений, проверки и оценки результатов ОРД и принятие на их основе соответствующих решений), общие основания прекращения (решение задач, предусмотренных ст. 2) и декларирует положение о том, что "факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина" (ч. 3 ст. 10 Закона об ОРД). Имеется отдельное указание о том, что перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.

Здесь следует обратить внимание на имеющиеся суждения, преимущественно в среде ученых и практических сотрудников в области ОРД, о том, что прокурорский надзор должен распространяться только на сферы, регулируемые законом, но не подзаконными нормативными актами, изданными органами, уполномоченными осуществлять ОРД. Сомневаясь в таком подходе, назовем лишь одну причину, по которой невозможно принять данное суждение к практической реализации по укреплению законности в ОРД. Многие нормы Закона об ОРД, например, которую мы только что привели (ст. 10), имеют лишь установочный характер, а их подробные разъяснения содержатся в подзаконных ведомственных нормативных правовых актах открытого или секретного содержания, которые комментируют норму и определяют порядок ее исполнения. Об этом, например, также свидетельствует уже анализируемый нами межведомственный приказ, объявляющий Инструкцию о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Без анализа требований данного подзаконного нормативного акта и добытых оперативно-розыскных сведений практически невозможно проверить соблюдение правовых оснований и условий применения ОРМ, т.е. законности полученных результатов ОРД.


В этой связи никаких сомнений не должна вызывать вполне правомерная установка о том, что по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих ОРД, должны представлять им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

Примечательно, что но разрешению данной проблемы имеет существенное значение совместно принятое указание Генеральной прокуратуры № 215/69, МВД России № 1/7818 от 29.09.2008 "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”", в котором подтверждена необходимость передачи оперативно-розыскных документов и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения ОРМ. При этом оговаривается, что "незаконный отказ от исполнения требований уполномоченного прокурора влечет за собой привлечение виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности".

Проверка представленных материалов осуществляется на предмет соответствия ОРМ целям и задачам ОРД, недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде. Обращается внимание на наличие полномочий лиц, осуществляющих ОРД, а также принимающих решение о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, соблюдение определенного законом перечня ОРД и их проведения, направления результатов ОРД в следственные органы и суд.

Особой проверке подвергается наличие оснований для проведения ОРМ и, прежде всего, тех, которые ограничивают конституционные права человека и на которые разрешения выдаются судом. Здесь существуют определенные проблемы, которые должны быть разрешены в соответствии с законом и наличием полномочий у надзирающего прокурора. В ситуации, когда он не усматривает веских (достаточных) оснований для получения разрешения суда на то или иное ОРМ, ограничивающее конституционное право человека, он не может препятствовать органу обратиться с ходатайством в суд за получением разрешения, но в то же время обязан отреагировать на факт неправомерности, па его взгляд, такого обращения. Это может быть в форме мотивированного протеста руководителю органа, от имени которого вынесено постановление с просьбой дать разрешение. Такой подход вполне правомерен, так как все действия и решения органа, осуществляющего ОРД, и его сотрудников входят в предмет надзора. Соответствующее представление он может направить и непосредственно в суд. Разумеется, оно не предрешает вывод судьи, но является дополнительной информацией для более объективной оценки материалов, лежащих в основе ходатайства органа.


Законность судебных решений не входит в предмет прокурорского надзора, ибо это противоречило бы положениям Конституции РФ о самостоятельности судебной власти и независимости судей (ст. 10, 20 Конституции РФ). Решение суда вне процессуальной деятельности по вопросам, связанным с ОРД, обжалованию не подлежит.

Прокурорский надзор направлен на соблюдение органом срока действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения ОРМ, ограничивающего конституционные права человека, и своевременности уведомления судьи органом, осуществляющим ОРД, о проведении без разрешении судьи ОРМ в определенных законом случаях, не терпящих отлагательств (ч. 3 ст. 8 Закона об ОРД), а также проверки наличия оснований для проведения таких ОРМ в экстренном режиме.

В случае обращения к судье за получением разрешения в течение 48 часов с момента начала ОРМ без его разрешения, и если судья признает незаконным его проведение и не дает разрешения, то надзирающий за ОРД прокурор обязан провести проверку для установления обстоятельств нарушения конституционных прав человека, в отношении которого проводилось соответствующее ОРМ.

Полномочия прокурора определяются совокупностью его прав и обязанностей, которые ему необходимы для осуществления своих функций. Полномочия прокурора, как правило, носят властный характер. Они устанавливаются только законодательными актами и не могут быть дополнены иными.

При проверках законности ОРМ, проводимых на основании поручения следователя руководителем следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя или определения судьи по уголовным делам, находящимся в их производстве, необходимо руководствоваться положениями ст. 219 УПК РФ "Обязанность осуществления уголовного преследования", и в каждом отдельном случае рассматривать необходимость проведения дополнительных ОРМ на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях или недостатках при проведении ОРМ по отдельным поручениям, надзирающий прокурор, наряду с актами прокурорского реагирования, правомочен направлять руководителям органов, осуществляющих ОРД, требования и поручения в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.

Здесь у него полномочия властно-распорядительного характера, так как сотрудники органа выполняют поручения участников уголовного судопроизводства, и, в соответствии с указаниями УПК РФ, требования, поручения и запросы указанных субъектов, предъявленные в пределах их полномочий, установленных законом, "обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами" (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).