Файл: Драйверы стоимости организации в сфере торговли отделочными материалами (Факторы, влияющие на стоимость бизнеса в сфере торговли отделочными материалами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Отрасль торговли имеет множество особенностей, отличающих ее от всех прочих отраслей. Развить бизнес в отрасли торговли, не зная этих особенностей и не считаясь с ними, практически невозможно. Бизнес, связанный с торговлей отделочными и строительными материалами в России, представляет собой специфическую предпринимательскую среду, где свои особенности имеют почти все аспекты деятельности: от бизнес-процессов до предпринимательского климата.[1]

Предприятия, специализирующиеся на торговле отделочными материалами, очень разнообразны. Это могут быть небольшие монобрендовые или мультибрендовые магазины, сети магазинов (также монобрендовые или мультибрендовые) крупные строительные гипермаркеты, салоны, специализирующиеся на отделочных материалах премиум качества (такие салоны как правило являются монобрендовыми) и т.д. На данный момент на территории РФ насчитывается 11,6 тысяч предприятий, деятельность которых связана с торговлей отделочными материалами.[2]

У строительной отрасли имеется ряд особенностей. Большинство из них связано со спецификой создаваемой продукции, условий труда, отличительными чертами применяемой техники, технологических и бизнес-процессов.

Бизнес, специализирующийся на торговле отделочными материалами, как и специализирующийся на торговле прочими строительными материалами, неразрывно связан со строительным бизнесом. Торговый бизнес в этом случае вынужден подстраиваться под особенности бизнес-процессов строительных компаний, из-за чего перенял у строительной отрасли, особенно у строительных групп, некоторые сходные черты.

Спрос на продукцию строительных компаний и на товары, предлагаемые бизнесом в сфере торговли отделочными материалами, также тесно взаимосвязан: если в какой-то момент появляется множество крупных замороженных объектов незавершённого строительства, падает спрос на продукцию строительных предприятий, то роста продаж, особенно оптовых, в сфере торговли отделочными материалами ожидать тоже не стоит.[3]

Оценка стоимости бизнеса в сфере торговли отделочными материалами

Оценка рыночной стоимости бизнеса в сфере торговли отделочными материалами – это отображение в денежном выражении стоимости, корректно отражающей характеристики данной организации как объекта купли-продажи, его полезность для потенциального покупателя и затраты, необходимые для получения этой полезности.


Согласно Федеральному стандарту оценки «Оценка бизнеса» (ФСО №8), бизнес – предпринимательская деятельность организации, направленная на извлечение экономических выгод.

Также объектом оценки является имущественный комплекс организации.[4] Стоимость бизнеса превышает стоимость имущественного комплекса на стоимость «неосязаемых активов», под которыми подразумеваются кадровые ресурсы, взаимоотношения с поставщиками, имидж и конкурентная позиция предприятия, GR-коммуникации и прочие нерегистрируемые активы.[5] Неосязаемые активы определяют рыночную привлекательность фирм с отрицательным балансовым собственным капиталом.

Таким образом:

Бизнес – это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, работ и других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли.

Предприятие – имущественный комплекс, который используется при осуществлении предпринимательской деятельности.

Создание предприятия необходимо для достижения целей бизнеса.

Согласно Федеральному стандарту оценки «Оценка бизнеса» (ФСО №8), факторами, влияющими на стоимость любого предприятия, являются:

1. Состояние бизнеса, перспективы развития отрасли, в которой предприятие ведет деятельность, положение в отрасли самого предприятия, в том числе:

а) Особенности создания и развития бизнеса, условия функционирования организации;

б) Особенности выпускаемой продукции, товаров и (или) выполняемых работ, оказываемых услугах;

Результаты производственно-хозяйственной деятельности за определенный период;

а) Структура уставного капитала, паевого фонда организации, ведущей бизнес;

б) Структура распределения уставного капитала, паевого фонда организации;

в) Правах, предусмотренных учредительными документами организации, ведущей бизнес, в отношении владельцев обыкновенных и привилегированных акций, паев в паевом фонде производственного кооператива, долей в уставном капитале;

г) Особенности распределении прибыли организации, дивидендной истории организации, при оценке долей в уставном капитале - о размере части прибыли организации, распределяемой между участниками организации;

д) Наличие и условия корпоративного договора, в случае если такой договор определяет объем правомочий участника акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, отличный от объема правомочий, присущих его доле согласно законодательству.[6]


Увеличение стоимости компании является одной из ключевых целей функционирования компании наряду с увеличением прибыли.

Оценка стоимости бизнеса в сфере торговли отделочными материалами необходима не только потенциальным инвесторам для того, чтобы принять решение о вложении средств в данное предприятие, но и для руководства самой компании: это позволяет проанализировать сильные и слабые стороны компании, оценить эффективность функционирования бизнеса, определить аспекты деятельности фирмы, нуждающиеся в дополнительном финансировании.

Драйверы стоимости бизнеса в сфере торговли отделочными материалами

В условиях современной российской экономики на стоимость бизнеса в сфере торговли отделочными материалами влияет множество факторов. Все факторы, оказывающие влияние на рыночную стоимость организации в сфере торговли отделочными материалами, подразделяются на внешние и внутренние.

К драйверам стоимости относят ключевые факторы, влияющие на стратегическое развитие бизнеса и ведущие к увеличению стоимости бизнеса в сфере торговли отделочными материалами.

Для стратегического развития бизнеса в сфере торговли отделочными материалами могут быть использованы следующие стратегии[7]:

• Стратегия быстрого роста торгового бизнеса – в основе этой стратегии лежит интеграция организаций, поглощение конкурентов.

• Стратегия обеспечения стабильности торгового бизнеса – целью этой стратегии выступает снижение потерь от возможных изменений во внутренней и внешней среде, иными словами это стратегия реагирования на возникшие отклонения. Пример направления развития организации, специализирующейся на торговле отделочными материалами, при данной стратегии – фокусирование на специальных свойствах организации.[8]

• Стратегия адаптивного развития торгового бизнеса – главной задачей этой стратегии является обеспечение стабильного роста организации в условиях постоянно происходящих изменений внешней и внутренней среды предприятия.[9] Характерно, что подобные изменения воспринимаются руководством компаний как потенциальная угроза развитию предприятия и эффективности его деятельности.

Направления развития бизнеса в сфере торговли отделочными материалами при стратегии адаптивного развития следующие:

1. диверсификация производства,

2. повышение конкурентоспособности,


3. расширение доли на рынке;[10]

Основным индикатором верного выбора стратегии развития торгового предприятия является эффективное управление непрерывным повышением потенциала развития бизнеса и эффективной реализацией располагаемого потенциала бизнеса.[11]

Управление развитием и ростом стоимости бизнеса в сфере торговли отделочными материалами

Исходя из выбранной стратегии можно определиться с ключевыми направлениями развития предприятия. Выбор этих направлений должен быть экономически и логически обоснован и не должен противоречить стратегии развития.[12]

В вопросе управления развитием предприятия в сфере торговли отделочными материалами для руководителей фирм первоочередным является управление комплексными объектами:

• Количественный рост бизнеса в сфере торговли отделочными материалами;

• Качественные изменения бизнеса в сфере торговли отделочными материалами.

Управление количественным ростом бизнеса – это динамичное наращивание позитивных для торгового бизнеса количественных изменений. При этом внесение качественных изменений в деятельность предприятия не предполагается.

Управление качественными изменениями в торговом бизнесе, напротив, предполагает внесение изменений, влияющих на содержание, кадровый состав, организационную структуру бизнеса, технологии, которые использует предприятие в своей деятельности.

Управление количественным ростом и качественными изменениями строительного бизнеса может производиться одновременно.

Рост бизнеса в сфере торговли отделочными материалами – это положительные количественные изменения бизнеса. Подразумевает повышение результативности деятельности бизнеса: увеличение объёмов продаж одноимённой продукции и т.д.

Рост бизнеса в сфере торговли отделочными материалами является способом укрепления конкурентных позиций и развития предприятия при его качественной неизменности.

У разных предприятий строительной отрасли рост может происходить по-разному:

Для некоторых фирм, специализирующихся на торговле отделочными материалами, может быть характерен быстрый рост. Такие фирмы стремятся захватить наибольшую долю рынка, стремительно вытесняя конкурентов. В этом случае скорость количественных изменений является решающим фактором успеха строительной фирмы.

Продолжительный рост бизнеса обычно характерен для диверсифицированных предприятий отрасли торговли. Такие предприятия стремятся к поиску наилучшие направления инвестирования, маневрируя в своём окружении.


Далеко не все предприятия отрасли торговли стремятся к тому, чтобы стать быстрорастущими фирмами. У некоторых организаций, специализирующихся на торговле отделочными материалами, для этого недостаточно ресурсов. А некоторые фирмы могут быть быстрорастущими на протяжении всего своего срока существования.

У быстрорастущих фирм есть общие признаки, например, стратегическая нацеленность на рост бизнеса, что рассматривается как основная тенденция его развития, хорошая управляемость бизнес-процессами, гибкость в целеполагании, формировании ресурсной базы, в формировании бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций.

Управление ростом бизнеса в сфере торговли отделочными материалами направлено на положительное изменение:

• скорости бизнес-процессов;

• масштабов бизнес-процессов;

• продолжительности бизнес-процессов;

• количества производимой продукции;

• внутренних резервов;

• эффективности использования ресурсов и т.д.

Компаниям, торгующим отделочными материалами, удаётся достигнуть положительного изменения этих параметров бизнеса за счёт:

• Диверсификации бизнеса;

• Обогащения сектора рынка новыми потребительскими сегментами и его развития;

• Повышения потребительской ценности реализуемой продукции, развития предоставляемых услуг;

• Глубокого проникновения на соответствующий сектор рынка.

Рост бизнеса в сфере торговли отделочными материалами, основанный на диверсификации, достигается за счёт произведённых ранее значительных качественных изменений в структуре предлагаемых фирмой услуг, что, в свою очередь, обеспечивается преобразованиями в бизнес-процессах, бизнес-коммуникациях, организационной структуре предприятия, и за счёт прочих изменений в деятельности фирмы.

Рост бизнеса в сфере торговли отделочными материалами, осуществляемый за счёт развития сектора рынка, заключается в выявлении новых сегментов потребителей и привлечении их к покупкам соответствующих товаров и услуг.

Основное условие для роста бизнеса в этом случае – сочетание формирования новых потребительских сегментов с поддержанием прежнего уровня взаимодействия с уже освоенными.

Развитие продукции – отделочных материалов, оказываемых услуг и повышение их потребительской ценности, как способ роста бизнеса в сфере торговли отделочными материалами, предполагает усиление присутствия компании на рынке с ранее разработанной новой корзиной предложений.

Новизна в этом случае заключается в том, что продукция, реализуемая предприятием, приобретает качественно новые потребительские свойства, но предназначена для того же сектора и сегмента рынка.