Файл: Отражение ренессансного гуманизма в современности (идейное движение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гуманизм возникает тогда, когда человек начинает рассуждать о себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Сам термин «человечность» (humanitas) ввел в обращение Цицерон.

В узком смысле слова «гуманизм» определяется как идейное движение, начавшееся в XIV в. в Северной Италии, и в XVI в. охватившее часть Западной Европы. Эта эпоха получила название Ренессанса. Феномен западноевропейского гуманизма связан с процессом преобразования идей духовной культуры античного мира и христианства в гуманистические ценности практической жизни. Этот процесс имел динамический и противоборствующий характер.

Во многом идеи и ценности Возрождения предвосхитил Данте Алигьери (1265-1321), автор бессмертной «Божественной комедии». Он дал новое изложение отношениям божественного и человеческого. Он не противопоставлял эти начала, но видел их во взаимном единстве. К блаженству, считал он, ведут философское поучение. Земное блаженство предполагает возможность достижения на земле наивысшего возможного совершенства через возведение его к совершенству посредством знания и творчества. Гуманизм Данте полон веры в силы человека. Человек сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества. Данте считал, что задачей человечества является реализация возможностей разума, воплощение их в практической деятельности. Он призывает человека к осуществлению добродетели в жизни ради божественной Любви.

Гуманизм Ренессанса в Италии ориентировался на новое понимание философии Платона. Идеи античной философии возродились в гуманистическом мировоззрении. Мир прекрасен в своем гармоничном единстве, в этом – его божественность. Бог – «бесконечная основа» – проявляется через индивидуальность каждой вещи. Индивидуальность обладает абсолютной значимостью. Мерой «божественного» в человеке является его способность развить и проявить в самом себе, в своем отношении к природе и миру красоту гармонии духа. В соответствии с традициями античной философии, «Красота» не мыслилась вне «Истины» и «Добра». Поэтому красота формы и тела понималась как отражение подлинной красоты духа и нравственного совершенства. «Божественное» начало проявлялось в красоте поступка, в следовании этическим идеалам.

Гуманисты эпохи Возрождения ­– Франческо Петрарка (1304–1374), Джованни Боккаччо (1313–1375), Марсилио Фичино (1422–1495) и другие – выдиляли такие гуманистические ценности, как добродетель, доблесть, достоинство, гражданственность, благородство, бессмертие души, единообразие человеческой природы и потенциальное равенство всех людей, оправдание человеческой природы против догмата первородного греха. В проявлении этих ценностей гуманисты видели путь нравственного развития.


Многие идеи гуманизма эпохи Ренессанса сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Они продолжают жить и развиваться в современных этических и мировоззренческих системах, ориентированных на человека, хотя и претерпели некоторую трансформацию.

Учение, которое наиболее адекватно объясняет моральные проблемы современности, принадлежит Эриху Фромму (1900 - 1980), выдающемуся немецко-американскому философу, социологу, психологу. В своей философии Фромм показал, что нельзя понять человека вне его отношений к миру, другим людям, к природе, самому себе; что такие идеалы, как истина, справедливость и свобода могут быть подлинными стремлениями человека. Он создал учение о двух видах этики – гуманистической и авторитарной. Согласно гуманистической концепции этики, основы «добродетели» заложены в самом характере зрелой и целостной личности, а порок заключается в безразличии к своему «Я». В гуманистической этике человек – «мера всех вещей», и нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь. Человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми.

Достоинство и честь – понятия, кторые взаимоопределяют и взаимопредполагают друг друга. Например, в толковом словаре В. Даля понятие честь определяется, как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Но эти понятия чести и достоинства имеют важные смысловые различия.

Достоинство – это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющееся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость, и общественное признание собственной ценности личности.

Понятие честь определяется приверженностью человека к определенным общественным и культурным ценностям. Исторически оно связано с собственной оценкой человеком своих поступков и с общественным признанием или порицанием его действий. Если в обществе слабо выражены моральные регуляторы, то понятие чести в общественной жизни обесценивается. Тогда единственным источником чести становится нравственное сознание человека и усвоенные ценности культурной традиции.

Поэтому честь – это осознанное чувство собственной ответственности перед своей совестью и обществом за адекватность своих действий, чувств и мыслей общечеловеческим, культурным, профессиональным, корпоративным нравственным ценностям. Чтобы сохранить свою честь незапятнанной в условиях социального быта, надо иметь развитым врожденное нравственное чувство и быть духовно сильным человеком. Определяющим в этом отношении является именно нравственное чувство. Сила психической энергии личности без устойчивой опоры в нравственных ценностях и моральной оценки со стороны общества, способна увлечь человека искушением власти и свободы выбора. Истинная власть проявляется в способности ее обладателя управлять самим собой в соответствии с нравственными ценностями.


Поэтому ценности, которые мы избираем, определяют не только наше отношение к миру, но и к самим себе. Именно избранные ценности, которые становятся нашей целью, определяют наше счастье и несчастье в жизни, поскольку оно всегда соотносится с нашими достижениями.