Файл: Государственное и муниципальное управление и исполнительная власть (осуществляется всеми органами государства).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. В системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.
Государственное управление, в широком смысле слова, - управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной); в узком смысле слова, - исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.
Субъекты государственного управления - государственные органы и должностные лица, которые наделены государственно-властными полномочиями. Объекты государственного управления - предприятия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, осуществляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется организационно-распорядительной.
Признаки государственного управления:
• это вид государственной управленческой деятельности;
• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;
деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;
• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);
• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;
• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);
• обеспечивается посредством системы гарантий;
• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.
В процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, экономической сферах деятельности;
Функции государственного управления:
• разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;
· установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни;
• управление учреждениями государственного сектора;
• регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
· обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
• осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.
Муниципальное управление представляет собой упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения. Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.
Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательстве - местного самоуправления);
в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Вывод: муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями, понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире по своему содержанию, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами муниципального управления.
Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.
Признаки исполнительной власти:
• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.
Под формами осуществления исполнительной власти понимают способы внешнего выражения конкретных действий совершаемых работниками государственного аппарата при осуществлении функции государственного управления.
Под методом осуществления исполнительной власти понимают способы и средства, используемые органами государственной власти для достижения целей государственного управления.
От своего содержания формы осуществления исполнительной власти делятся на 2 вида:
1. Административно-правовые формы – их сущность заключается в том, что они порождают конкретные юридические последствия своего применения и являются основной формой реализации исполнительной власти. Они устанавливают, изменяют или отменяют административно-правовые нормы или являются основанием для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (принятие правовых актов управления; заключение административно-правовых договоров; представление установленных законом обязательных государственных отчетов; разработка программ и планов развития той или иной сферы управления, разрешение вопросов связанных с предложениями, заявлениями и жалобами участников административно-правовых отношений и некоторые другие действия).
2. Неправовые формы создают условия для полной реализации правовых форм, но они не вызывают юридических последствий. К неправовым формам относятся: организационные действия и материально-технические операции.
Организационные действия направлены на обеспечение проведения тех или иных мероприятий (сбор, обработка и анализ информации, доведение ее до сведения населения, выступления государственных служащих в средствах массовой информации и т.д.).
Материально-технические операции представляют собой систему действий направленных на выделение технических средств, финансовых ресурсов, а также создания иных условий для надлежащей работы государственных органов.
Методы в зависимости от характера их использования делятся на:
1. Общие методы. Они используются всеми органами исполнительной власти. Общие методы бывают 2-х видов:
- Экономические методы или методы косвенного воздействия. Они оказывают лишь опосредованное воздействие на субъектов административно-правовых отношений, т.е. они не создают для субъекта новых прав либо обязанностей. Целью применения экономических методов является создание условий для нормального функционирования субъекта административно-правовых отношений с учетом интересов личности, общества и государства. Экономические методы могут быть благоприятными или негативными.
- Административные методы или методы прямого воздействия. Эти методы создают непосредственно для субъекта новые права, обязанности или запреты. Применение этих методов сопровождается изданием специальных актов управления, подтверждающих властный характер применяемых методов.
2. Специальные методы. Они характерны только для отдельных отраслей исполнительной власти. Применение этих методов регулируется в соответствии с внутриведомственными правовыми актами соответствующего органа исполнительной власти, и используются только в отношении субъектов непосредственно подчиненных данному органу.