Файл: Нравственность человека видна в его отношению к слову (различным словарям).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
«Нравственность человека видна в его отношении к слову». Такую фразу когда-то произнес Лев Николаевич Толстой. После прочтения высказывания писателя на ум сразу же приходят два вопроса: что же такое нравственность человека и как она влияет на его речь и язык?
Согласно различным словарям, нравственность – это наша внутренняя установка, побуждающая нас поступать в соответствии со своей совестью, это ответственность человека за поступки, им совершенные. В моем понимании нравственность – это совокупность всех тех человеческих, духовных качеств, которые мы называем совестью, достоинством, собственными принципами, взглядами и приоритетами.
Слово – это в первую очередь главный способ взаимодействия с окружающими тебя миром и людьми. Словами можно обожать, выражать чувства и эмоции, учить, поддерживать, любить, дарить окружающим счастье и даже совершать великие поступки, однако теми же словами можно глубоко ранить и оставить неприятный осадок в чужой душе. Мне кажется, нравственный человек (в отличие от безнравственного) аккуратен со словами, ведь он знает их ценность, и бережлив с каждым высказыванием. Такие люди не «разбрасываются» попусту неприятными фразами, лживыми или бессмысленными оскорблениями. Слово – это контакт с целым миром, и нравственный человек этот контакт уважает и ценит. Что же, чем более человек употребляет в своей лексике неприемлемые слова и выражения, тем более он безнравственен? Да, так оно и есть. Слово – великое богатство. Словами мы выражаем себя. Какие слова – такой человек.
Русский язык – создан для поэзии, красив, выразителен. Как говорил А.С. Хомяков: «Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; все волнует, дышит, живет».
Нравственность, так же как Бог, абстрактна лишь на первый взгляд.
В.И.Даль утверждает, что к нравственному относится добро и зло; С.Н.Ожегов называет ею внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; Кант определяет ее как «некоторую ощущаемую зависимость частной воли от общей».
Можно ли утверждать вслед за великим писателем конца золотого столетия Л.Н.Толстым, что «нравственность человека видна в его отношении к слову»? – Думается, да, что бы ни понималось под этой единицей лексики. Всегда и всюду «вначале было Слово».
Слово как Грамотность и Уважение к родному языку во многом определяют моральные устои человека. Как мы воспитаны? Что мы ценим? К чему испытываем неприязнь и что уважаем? – Обо всем расскажет наша речь. Произнесенное вслух слово не улетает, как воробей, а, как перышко, надолго «зависает в эфире». Умный слушатель в слове распознает характер человека, видит его культуру и понимает, в какой среде тот воспитан.
Но дело не только в том, как мы выражаем свои мысли, но и в том, какие именно мысли мы выражаем. Поэтому порой молчание – золото. Габриэль Гарсиа Маркес в «Прощальном письме»: «Если бы Господь Бог на секунду забыл о том, что я тряпичная кукла, и даровал мне немного жизни, вероятно, я не сказал бы всего, что думаю; я бы больше думал о том, что говорю». Человек, чья совесть (а совесть – первый признак нравственности) чиста не потому, что ею не пользуются, а потому, что с ней советуются, говорит, что думает, и всегда думает, что говорит.
Я думаю что мы соответствуем своей речи, поэтому бережное отношение к собственному языку – это своеобразный долг каждого человека, который стремится к лучшему в себе. Словом человек может вершить хорошие и плохие поступки, создавать прекрасное и раскрывать себя как личность, показывая все свои качества, в том же числе и нравственность.