Файл: Роль психологических знаний в организации межкультурных Контактов 9межкультурной коммуникации).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
В процессе межкультурной коммуникации для его продуктивности требуется постоянное развитие сложных умений межкультурного общения. Базовым умением такого рода является эмпатия. Эмпания — возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека. Эмпатия основывается на способности временно отодвинуть в сторону собственное восприятие мира и принять альтернативную перспективу. Одним из самых важных умений, необходимых для успешного межкультурного общения, является толерантность. Как следует из самого термина, это такое психологическое состояние, при котором участник терпимо относится к чужим мнениям, верованиям, культуре, чувствам, идеям и поведению. Первый шаг к тому, чтобы справиться с культурными различиями и преодолеть трудности межкультурного общения, заключается в том, чтобы развивать культурную терпимость. Следующая стадия развития способности имеет название принятия. Принятие — это такое состояние личности, в котором индивид способен признать наличие культурных различий и исследовать особенности их проявления. Способность проявлять уважение по отношению к другим — важная часть успешной коммуникации в любой стране. Финальной стадией развития эмпатической способности личности является интеграция. Она характеризуется способностью примирения, согласования различных, порой конфликтующих между собой, систем культурных координат. Развивающийся в настоящее время процесс глобализации стирает политические, идеологические и культурные границы между странами и континентами, этническими группами и народами. Современные средства передвижения и коммуникация, глобальная информационная сеть интернет сблизили людей, сделали мир настолько тесным, что взаимодействие стран, культур и народов стало постоянным и неизбежным. Сегодня невозможно найти такие нации и народности, которые не испытали бы на себе политическое, социальное и культурное влияние других народов. Это влияние осуществляется посредством обмена достижениями культур, прямых контактов между институтами, научного сотрудничества, туризма и т. д. При межкультурной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведение представителей других культур, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, т. е здесь следует проявлять эмпатическое отношение к партнеру. Это отношение означает мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир партнера, его чувства, мысли, ожидания и стремления.
2. Психология и общечеловеческие ценности
Человеческая жизнь.
Что такое человеческая жизнь и в чём её смысл? Рассмотрим жизнь человека в единстве моментов «биологическое» и «социальное». Энгельс даёт определение жизни с точки зрения биологической науки: «Жизнь – способ существования белковых тел». Никакого другого смысла у жизни нет. Это определение никогда не опровергалось научной общественностью, следовательно, оно правильное. Однако биологические законы, хорошо отражающие на этом уровне действительность, неправильно переносить на более высокий уровень движения материи – социальную материю.
2. Смысл жизни как социальный феномен.
Смысл Жизни – высшая эстетическая потребность человека – величайшая общечеловеческая ценность.
Здесь Смысл Жизни имеет другое значение. Он является дополнительным и мощным стимулом к преодолению трудной действительности. Чтобы быть таковым, он должен быть хорошо осознан в научных, философских категориях. В его основе должен находиться смысл, выражающий всеобщие законы развития материального мира и человеческой цивилизации, в частности. Это и придаёт человеческой жизни объективный смысл, который находится одновременно и вне и внутри сознания. По этой причине жизнь человека становится самоценным феноменом, предполагающим уважительное отношение к жизни. Смысл жизни должен осуществляться постоянно и не быть исчерпанным (окончательно достигнутым) никогда.
Он может быть осознан в категориях «конечное» и «бесконечное», в их существенной диалектической связи, которая запускает реальный механизм действительного бессмертия личности. Жизнь человека можно считать правильной, удачной, сложившейся и счастливой в том случае, если вектор её движения совпадает с вектором движения РАЗВИТИЯ социальной материи – самосовершенствованием и совершенствованием окружающего нас мира. Счастлив тот человек, у которого есть стремление вносить добро и гармонию в социальную действительность. Счастье – осуществлённый Смысл Жизни, который есть объективно и не кончается никогда.
Вывод: жизнь-вообще смысла не имеет, но жизнь человека без смысла невозможна.Нужно дорожить жизнью не дрожа за неё.
3. Одухотворённость.
Одухотворённость – такое качество человеческой жизни, которое наделяет жизнь и всё, что с ней связано, высоким смыслом целесообразного существования. Благодаря этому качеству есть сложные и конкретные понятия: Любовь, Счастье, Смысл Жизни.
4. Социальный Идеал.
Социальный Идеал – сложная философская категория, требующая глубокого анализа и синтеза. Однако, как известно, всякое сложное понятие всегда сложено из понятий (определений) простых. Оно приобретает ясный смысл в движении восхождения от абстрактного к конкретному. Эта категория едина во множестве и, по этой причине, включает в себя все человеческие ценности как всеобщие, так и конкретные. По-существу, марксистско-ленинская теория – высшая теория общественного развития – есть оптимистическое (наилучшее) учение о Социальном Идеале.
5. Познание. Стремление к знанию. Познавательная потребность.
Стремление жить со знанием о себе самом и окружающей нас действительности – также высшая эстетическая потребность правильно живущего человека. Познание – общечеловеческая ценность. Познавая мир, человек познаёт абсолютную истину, которая диалектически синтезируется из истин относительных. Таким образом абсолютная истина постижима (есть истины, осознанные раз и навсегда) и недостижима никогда, поскольку мир бесконечен. Истина необходима для того, чтобы правильно делать добрые дела, вносить гармонию в личную и общественную жизнь, для самосовершенствования и совершенствования окружающего нас мира. Есть всеобщие истины восходящие в истины конкретные.
6. Общение как высшая форма социального взаимодействия.
Потребность в общении – это потребность в социальном взаимодействии и, следовательно, в смысловом и эмоциональном контакте – всеобщая человеческая ценность и эстетическая потребность. Слово мудрости даёт урок, формируя культуру мысли, культуру чувства, культуру общения, культуру поведения, в том числе культуру производственных отношений.
7. Трудолюбие.
Человек – существо трудящееся. Любовь к труду – необходимая общечеловеческая ценность, от которой всецело зависит жизнеобеспечение человека и общества в целом. Труд, он конечно труд, но и, при правильной организации, источник радости, необходимое условие для жизни самой. В идеале, человек должен работать для того, чтобы жить, и жить, для того, чтобы работать. Труд – фактор общественного развития. Без систематического труда человек и общество деградируют. В современной капиталистической России нет напряжённого классового противоречия между трудом и капиталом, потому что нет ни труда, ни капитала. Сырьевая экономика – проклятие современной России. Общество, поэтому, не умирает ещё, но и не развивается, а гниёт между жизнью и смертью в отсутствие революционной ситуации.
8. Гуманизм как любовь к человеку и его принятие.
Нет людей без достоинств и недостатков. Человек, как и весь материальный мир, противоречив. Его надо воспринимать таким, каков он есть, без иллюзии его возможного совершенства. Человек может быть хорошим другом или врагом, даже себе самому. От глупости и невежества самый страшный враг человеку – сам себе человек и есть. Любовь к человеку и его принятие (толерантность) не могут быть безграничными. Абсолютная толерантность (терпимость без границ) всегда переходит в свою противоположность – безграничное насилие. Весь Западный Мир стал заложником толерантности.
Гуманизм состоит в том, чтобы (в разумных границах) оказать помощь человеку в избавлении от антиобщественных наклонностей и привычек, дать возможность исправиться и стать лучше. Разумные репрессии к таким людям всегда будут печальной необходимостью в любом обществе. Объём своевременного «оперативного вмешательства» должен соответствовать тяжести и опасности социальных болезней. Народ при необходимости имеет право на социальную революцию, которая будет актом великого гуманизма. Революция – это, конечно, переворот, но не всякий переворот – революция. Враг народа должен быть повержен.
3Роль психологии в формировании толерантности учащихся.
Толерантность в психологии – это абсолютно то же самое понятие, которое широко распространено в социологии. Но вообще, надо сказать, что данный термин заключает в себе массу смыслов, и специалистами различных сфер трактуется не однозначно. Хотя, определения схожи, нельзя это отрицать.
Продолжая изучать заданную тему, следует отметить, что толерантность в психологии – это еще и признак ума. Люди, которым свойственно данное качество, отличаются высоким интеллектом, ведь у них получается без предвзятости оценивать явления, события и других личностей, несмотря на то, что они не соответствуют их взглядам.
Такие персоны могут отмечать как положительные, так и отрицательные черты, ориентируясь лишь на объективную сторону, не учитывая личные интересы.
Толерантность в психологии – это еще и признак культуры человека. тот, Кто уважает чужие убеждения и мнения, явно имеет развитый внутренний мир.
4. Основные этические вопросы психологической науки и практики
В своей работе психолог руководствуется следующими этическими принципами и правилами:
1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.
11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
15. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.
5. Роль психологии в эффективности организации обучения
1. Организационные формы обучения
Одним из элементов педагогической системы являются организационные формы обучения. Эта категория обозначает внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, и как обучается.
Учеными выделены такие основания для классификации форм обучения, как количество и состав обучаемых, место обучения, продолжительность обучающей работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, коллективные, групповые, аудиторные и внеаудиторные
В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму
При классификации уроков по дидактической цели выделяют следующие их типы:
- урок овладения новыми знаниями;
- урок формирования и совершенствования умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- контрольно-проверочный урок;
- урок повторения, закрепления знаний;
- комбинированный урок, на котором решается несколько дидактических задач.
При обучении психологии преподаватели часто используют уроки-диспуты, уроки-дискуссии, уроки-тренинги, уроки-игры, имеющие свою особенную структуру и отвечающие соответствующим дидактическим целям.
В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды лекций:
- информационная
- проблемная
- лекция-визуализация
- бинарная лекция (лекция-диалог)
- лекция-провокация (лекция с заранее запланированными ошибками)
- лекция-конференция
При проведении лекции необходимо учесть ряд правил:
- поддерживать высокий научный уровень излагаемой информации;
- обеспечивать доказательность и достоверность высказываемых суждений;
- ясно и точно излагать мысли и активизировать внимание учащихся;
- четко проговаривать термины, расшифровывать и записывать их на доске;
- уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории;
- использовать обратную связь, желательно после каждого учебного раздела;
- предоставлять возможность учащимся задавать вопросы в конце лекции.
Игровые формы обучения
Игра представляет собой особый вид деятельности, который позволяет человеку, играя в замкнутом пространстве по известным правилам, в большей степени пережить динамические возможности своей личности, т.е. свою способность изменяться и одновременно осознавать эту свою способность - быть другим.