Файл: Модели и методы управления запасами (современные торговые компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Появление и бурное развитие многочисленных торговых компаний, как оптовых, так и розничных, началось еще в 80-е годы, с началом экономических реформ. Но, пожалуй, лишь за последние несколько лет эта сфера деятельности начала обретать комплексный, системный характер, а сам бизнес был поставлен на серьезную основу. Помимо быстрорастущих российских торговых фирм, на отечественном рынке появились западные компании, что сделало конкурентную борьбу за покупателя еще более жесткой. Да и сам покупатель стал иным: сегодня уже мало кто вспоминает о "гримасах" старой советской торговой системы с ее очередями, талонами, ожиданиями конца квартала и т.д. Приходя в магазин или торговый центр, современный покупатель рассчитывает не только на наличие нужного товара по приемлемой цене, но и на высокое качество обслуживания. Сегодня умение быстро и качественно обслужить клиента стало важнейшим конкурентным преимуществом.

Многие современные торговые компании включают в себя как производственные подразделения, так и систему дистрибуции, способную доводить готовую продукцию до конечных потребителей. Высокая эффективность работы такой сети возможна только на основе грамотного управления ресурсами. Ведь ресурсы сферы обращения - это, прежде всего, товарные запасы, находящиеся в самых разных местах - от склада готовой продукции производителя до прилавка магазина. При этом завышать товарные запасы сверх объективно необходимых размеров не рекомендуется, ведь излишние запасы - это "мертвый" рабочий капитал, не приносящий дохода. Управление товарными потоками предусматривает четкость взаимоотношений с поставщиками (какой товар заказывать, где, когда и в каком количестве) и покупателями (включая прогнозирование платежеспособного спроса). Ко всему перечисленному можно добавить основные средства и соответствующий штат персонала, а затем представить, что все эти ресурсы рассредоточены по разным торговым точкам - и уровень сложности решаемых задач перестанет нуждаться в дальнейших комментариях.

Кроме того, на предприятиях, торгующих обувью и одеждой, перечисленные выше проблемы усугубляются спецификой, присущей именно этим группам товаров. Менеджеры таких компаний вынуждены решать задачи оптимизации складских запасов и размещения заказов поставщикам и в производстве, учитывая при этом прогноз спроса и фактор сезонности. При этом возникает проблема ведения персонифицированного учета товаров по размерам, моделям, принадлежности к ценовым и сезонным группам и т.д. В частности, необходимо владеть оперативной информацией, как по общему складскому запасу, так и отдельно по запасам сырья, группам товаров и по товарам каждого снабженца. Необходима четко структурированная информация для планирования количества заказываемого товара и сырья для поддержания минимальных остатков с учетом плана продаж и сроков поставки.


Тем не менее, многие компании решают подобные задачи весьма успешно. Секрет успеха - применение современных управленческих концепций и информационных систем, обеспечивающих их практическое применение. Одним из таких подходов является управление цепочками поставок.

Сущность вопросов, изучаемых в рамках заданной темы

Проблемы с запасами

Материальные запасы подразделяются на товарные и производственные. Товарные запасы – это готовая продукция у поставщиков (сбытовая), на складах и базах (складская). Производственными считаются запасы, уже находящиеся у потребителей, но ещё не вступившие в процесс переработки.

С другой точки зрения запасы можно классифицировать на расходные и резервные. Расходные предназначены для обеспечения потребностей производства при несовпадении сроков и размеров поступления и потребления ресурсов. Резервные должны удовлетворять потребности к пику продаж, страховать от забастовок, задержек и срыва поставок, учитывать возможные чрезвычайные обстоятельства (мобилизационный запас). Иногда дополнительно выделяют запас, находящийся в пути между звеньями системы или фазами производства.

Основными факторами образования запасов продукции являются задержки, необходимые для:

  • накопления готовой продукции до размеров отгружаемых партии;
  • укомплектования партий поставки, если потребителю одновременно отгружается несколько номенклатур;
  • упаковки и затаривания продукции;
  • оформления отгрузочной документации;
  • погрузки в транспортные средства.

Необходимость надёжного обеспечения спроса, подкрепляемая серьёзными экономическими последствиями недопоставок, вынуждает увеличивать запасы, что приводит к временному исключению из оборота значительных материальных ценностей.

При необоснованном сокращении запасов (например, вследствие нарушения поставщиком сроков или объема поставок) возможна остановка производства. Применяемые к неаккуратному поставщику санкции отчасти компенсируют убытки предприятия. Недостаток нужных населению товаров в розничной торговой сети возрождает забытые было очереди, ставит на грань выживания обнищавшие группы населения и может привести к тяжелейшим социально-экономическим последствиям.

Всякого рода перестраховки тяжелым грузом ложатся на бюджет системы и включающих её организаций.

Модель управления запасами

Обеспечение потребностей хозяйственных, социальных и военных объектов в различных материальных средствах (топливе, продовольствии, сырье, полуфабрикатах, комплектующих деталях, расходных материалах, и т.п.) включает в себя три фазы: планирование, производство, и распределение. Как правило, к моменту реализации поставки данные, положенные в основу заявки, оказываются устаревшими и объём поставки уже не соответствует фактической потребности, Для предотвращения остановки производства в случае недостаточности поставки у потребителей и в системе снабжения создаются запасы.


  1. Дискретность поставок.
  2. Случайные колебания:
  • В спросе за интервал между поставками;
  • В объеме поставок (например, при планировании поставок сельскохозяйственной продукции, зависящих от урожая и организации его сбора);
  • В длительности интервалов между поставками
  1. Предполагаемые изменения конъюнктуры:
    • Сезонность спроса;
    • Сезонность производства;
    • Инфляционные ожидания;
    • Ожидаемое повышение цен.

Перечисленные факторы действуя порознь или группируясь в различных сочетаниях, создают тенденцию к увеличению запасов.

Имеется, однако, ряд соображений в пользу минимизации запасов. К их числу относятся:

  1. Плата за физическое хранение запаса;
  2. Упущенный доход, который мог бы быть получен при вложении омертвелых в запасе средств в предприятия с твёрдым доходом (в простейшем случае - учётный процент):
  3. Потери в количестве запаса (испарение, ушка, утруска, радиоактивный распад, хищения);
  4. Качественные изменения ( ухудшение потребительских свойств вследствие необратимых процессов в хранимом продукте – разложение, гниение, ухудшение внешнего вида, старение изоляции);
  5. Устаревание (моральный износ), особенно характерный для модных товаров, бытовой электроники, персональных компьютеров, литературы по ним и их программному обеспечению.

Управление запасами

Управление запасами заключается в установлении моментов объемов заказа на восполнение их и распределении вновь прибывшей партии по нижестоящим звеньям системы снабжения. Совокупность правил, по которым принимаются эти решения, назовём стратегией управления запасами. Каждая такая стратегия связанна с определёнными (чаще всего в вероятностном смысле) затратами по доведению материальных средств до потребителей. Будем считать оптимальной ту стратегию, которая минимизирует эта затраты. Отыскание оптимальных стратегий и является предметом теории оптимального управления запасами.

При сравнении стратегий учитываются только переменные составляющие функции затрат, зависящие от выбора стратегии. Таким образом, во многих моделях управления запасами удаётся игнорировать большую часть затрат на содержание управленческого аппарата (кроме расходов по оформлению поставок), а также пропорциональную объёму партии стоимость производства материальных средств, которая на достаточно длительном отрезке времени определяется суммарным спросом и не зависит от организации снабжения.


Математическая формулировка задачи о нахождении оптимально стратегии существенно зависит от исследуемой ситуации. Однако общность учитываемых факторов позволяет говорить о единой модели управления запасами. Приведём её качественно описание, ограничившись для простоты одним складом, на который поступает случайный поток качественно однородных требований – заявок от потребителей.

Заявки немедленно удовлетворяются до тех пор, пока их суммарный объём (с начала планируемого периода) не превысит начального запаса. Все последующие требования не могут быть обслужены тотчас же, вследствие чего потребитель простаивает и несёт убыток. Этот убыток по справедливости относится на счёт системы снабжения – она выплачивает штраф. Время от времени запас хранимого имущества пополняется со склада вышестоящего объединения, центральной базы или промышленности, причём с каждым таким пополнением связанны дополнительные затраты. Наконец склад несет расходы по хранению находящегося там имущества. Требуется выбрать момент и объём заказа на восполнение, чтобы суммарные затраты на хранение, штраф и поставки были минимальны. На работу склада могут быть наложены некоторые ограничения (например, максимальный запас не должен превышать вместимости склада, а его стоимость – заданной суммы). В этих случаях разыскивается условный минимум затрат.

Элементами задачи управления запасами, таким образом, являются:

  1. системы снабжения;
  2. спрос на предметы снабжения;
  3. возможность восполнения запасов;
  4. функция затрат;
  5. ограничения;
  6. стратегия управления запасами.

Напомним, что здесь и далее «стратегия» понимается в смысле терминологий принятия решений, т.е. как выбранная менеджером линия поведения, полностью определяющая его действия в рамках рассматриваемой модели.

Системы УЗ можно классифицировать по многим признакам:

  • вид запасов (сырьё, полуфабрикаты, готовая продукция, инструменты, запчасти);
  • место хранения (производитель, потребитель, снабженческая база или другие элементы товаропроводящей сети);
  • структура системы ( изолированный склад, последовательная система складов, иерархическая система, с ремонтными возможностями или без них);
  • свойства запасов (одно- или многономенклатурные запасы, их взаимозаменяемость, ограниченность срока годности, порча при хранении);
  • статистические характеристики процессов спроса и поставок (стационарность, коррелированность спроса, управляемость, случайность поставок);
  • цели системы (стоимостные и вероятностные критерии, многокритериальность);
  • ограничения (на объём и номенклатуру запасов, размеры партий, надёжность и экономические характеристики процесса снабжения);
  • информационные характеристики (периодичность сбора данных, наблюдаемость спроса, полнота знаний о коэффициентах потерь).

Классификация моделей управления запасами.

Многообразие реальных ситуаций вызвало необходимость в рассмотрении числа вариантов задачи управления запасами, которые систематизированы лишь частично. Использование богатейшего материала, накопленного теорией УЗ, немыслимо без его упорядочения в рамках единой классификации. В справочнике «Inventory models» - A. Chican, классификация моделей уже проводится по 45 элементам. Укрупнено она различает модели по:

  • числу номенклатур;
  • числу складов;
  • характеру восполнения;
  • характеру спроса;
  • способу рассмотрения динамики;
  • целевой функции;
  • стратегии восполнения;
  • способу контроля уровня запаса;
  • задержке поставок.

Дополнительно модель характеризуется её математической проработкой:

  • оптимальное решение не приводится;
  • даётся в замкнутом виде (формула);
  • даётся соотношение, определение итерации;
  • описан имитационный алгоритм;
  • получено приближенное решение;
  • рекомендован другой вычислительный процесс.

Для описания теоретических основ управления запасами классификацию достаточно построить на перечисленных выше основных элементах модели.

Под системой снабжения понимается совокупность источников заявок и складов, между которыми в ходе операций снабжения осуществляются перевозки хранимого имущества. В состав системы могут входить звенья, обеспечивающие восстановление отказавших у пользователей устройств. Тогда в системе должны храниться как сборки (оборотный запас), так и используемые при их восстановлении элементы. В простейшем (и наиболее изученном) случае система сводится к единственному складу. Функция затрат составляется и минимизируется для системы в целом.

Возможны три варианта построения системы снабжения: децентрализованная, линейная и эшелонированная. В первом случае все склады непосредственно обслуживают потребителей, и недостача на одном или нескольких складах по решению органа управления снабжением может быть покрыта за счёт избытка запасов на других складах. Источник восполнения запасов для всех складов принимается неисчерпаемым. Во втором рассматривается производственная цепочка (часто – конвейер) и рассчитывается распределение буферных запасов по степеням готовности продукта. В третьем случае каждая недостача покрывается за сёт конечных запасов склада высшей ступени.

Системы снабжения классифицируются также по числу хранимых номенклатур (однородные и многономенклатурные) и но стабильности свойств хранимого имущества. Многономенклатурность является основным фактором, усложняющим модель, и разнообразно проецируется на все остальные элементы модели. В частности, спрос на разные номенклатуры может быть независимым, комплектным и коррелированным; поставки – частично либо полностью совмещаемыми и раздельными (аналогично – восстановление ремонтопригодных элементов ЗИПа); вычисление штрафов может быть независимым или производится по ожидаемому максимуму дефицита либо вероятности дефицита; ограничения задаются независимо или совместно по группе номенклатур.