Файл: Предметная и информационная технология (ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология, как некоторый процесс, присутствует в любой предметной области. Например, технология выдачи кредита банком может иметь свои особенности в зависимости от вида кредита, вида залога и др. В ходе выполнения этих технологических процессов сотрудник банка обрабатывает соответствующую информацию, и чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения экономических и управленческих задач, введем термин «предметная технология».

Предметная технология представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную. Например, факт поступления материалов на склад отражается такой последовательностью процедур:

  • запись бухгалтерской проводки
  • изменение счета на уровне аналитического учета
  • изменение счета на синтетическом уровне
  • изменение содержания журнала-ордера

Определяя понятия предметной информационной технологии можем сказать что предметная информационная технология представляет собой последовательность процедур , выполняемых с целью обработки информации традиционным способом, без привлечения вычислительной техники.

Технологии электронного взаимодействия

Информационные технологии — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

Информационная технология - совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; компьютерную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Анализируя общее понимание информационных технологий, то можно выделить, что ИТ охватывает все области передачи, хранения, восприятия информации. Но в большем случаи ИТ ассоциируются с компьютерными технологиями, так как возникновения компьютеров вывело информационные технологии на новый уровень развития.


Компьютерные технологии или Информационные технологии (ИТ) — это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров.

То есть с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационных технологий. Главной целью ИТ – удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной сферы, так и для повседневного пользования.

  1. Формирование ФИТ посредством синтеза обеспечивающей предметной технологии

Функциональная информационная технология (ФИТ) представляет собой синтез одной или нескольких обеспечивающих технологий и предметной области, осуществленный по некоторым правилам. Модель формирования ФИТ можно представить в следующем виде:

ФИТ = Обеспечивающая информационная технология + Предметная технология + Данные

Процесс формирования ФИТ характеризуется наполнением обеспечивающей информационной технологии предметной технологией по установленным правилам.

Если ФИТ распределена между несколькими участниками бизнес-процесса, то это многопользовательская ФИТ. Если ФИТ используется только одним работающим, то говорят об однопользовательской ФИТ.

Построение технологического процесса обработки информации определяется следующими факторами:

  • особенностями обрабатываемой экономической информации,
  • объемом информации,
  • требованиями к точности и срочности обработки,
  • типами, количеством и характеристиками применяемых технологических средств.

Обобщим основные принципы информационных технологий автоматизированной обработки экономической информации:

  • рациональное сочетание централизованного и децентрализованного управления и организации информационной системы;
  • распределенная обработка данных на основе развитых компьютерных сетей;
  • создание автоматизированных рабочих мест специалистов с учетом конкретных особенностей объекта управления и функций исполнителей.

Технология Workflow

Анализируются недостатки существующих систем управления, организованных по функциональному признаку. Показываются преимущества логистического подхода к решению задач управления производством информационной продукции. Описывается технология “workflow” и обсуждается ее применимость для управления процессами производства информационной продукции. Складывающиеся рыночные отношения в России требуют серьезного пересмотра подходов к управлению на уровне каждого хозяйствующего субъекта. Это связано с тем, что большинство российских учреждений организовано традиционно — по функциональному признаку, когда во главе стоит руководитель, в подчинении которого находятся различные подразделения. В основе такой организации управления лежит принцип разделения труда и специализации, но такая структура имеет недостатки, к основным, из которых относят следующие: оторванность результативности работы каждого конкретного сотрудника от результативности работы учреждения в целом, т. е. представление об эффективности функционирования организации у работника не выходит за рамки подразделения, в котором он работает; стремление работников выполнять свои обязанности таким образом, чтобы они удовлетворяли вышестоящего руководителя, т. к. он является основным потребителем результатов труда. При этом утрачивается заинтересованность в том, чтобы результаты работы были удобны для использования коллегами из других подразделений; затрудненный обмен информацией между подразделениями по причине их обособленности; искажение информации при передаче ее между подразделениями (закон информационной энтропии). Организация учреждений по функциональному признаку препятствует извлечению различных выгод, связанных с рассмотрением деятельности как процесса и выделением в рамках этого процесса различных потоков (материальных, финансовых, информационных и т. д.). Функциональная изолированность отдельных подразделений даже при наличии высококвалифицированного персонала может тормозить повышение эффективности всей системы в целом. Поэтому одним из важнейших условий успешного функционирования организации является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность и управлять ею исходя из принципов единого целого. Решению очерченных проблем посвящена довольно новая область научного и практического исследования — информационная логистика, объектом исследования которой и являются информационные потоки, сопровождающие бизнес-деятельность. Основная задача информационной логистики — обеспечение и координация информационного потока по всей логистической цепи на всех иерархических уровнях.


Система управления workflow — система, которая описывает поток работ (по сути, бизнес-процесс), создает его и управляет им при помощи программного обеспечения, способного интерпретировать описание процесса, взаимодействовать с его участниками и при необходимости вызывать соответствующие программные приложения и инструментальные средства. Таким образом, система workflow автоматизирует процесс, а не функцию. Появление ее и соответствующих программных средств workflow — это реакция рынка информационных технологий на внедрение новых принципов в управление предприятиями и миграцией системы управления от функционально-ориентированной в направлении процессной ориентации. Практически все предыдущие решения (чаще всего реализованные в технологиях СУБД) позволяли достаточно эффективно автоматизировать отдельные операции и функции, а не процесс (например, функцию продаж, которая является частью процесса обслуживания клиента). По Сравнению с ними система workflow дает следующие реальные преимущества: для организации: усиливается контроль над выполнением задач, связанных с информацией, повышается конфиденциальность и ужесточается контроль доступа; для клиента: улучшается качество обслуживания, повышается его оперативность, упрощается доступ к представителям компании; для сотрудников: каждый работающий видит перечень функций, которые он должен выполнить, и может организовать свою работу соответствующим образом, из чего вытекают гибкость в работе, быстрота исполнения и высокая степень комфорта; для руководства: workflow позволяет принимать решения в нужный момент и представляет достаточную информацию, чтобы руководство могло эффективно вмешиваться в процесс; workflow дает возможность менеджерам действовать оперативнее, быстрее и компетентнее, обеспечивая постоянный доступ к информации о состоянии каждого заказа, а система мониторинга позволяет держать ситуацию под контролем и сделать эту функцию более эффективной; для аналитика: автоматизация процедур на базе workflow предоставляет в распоряжение аналитиков всю необходимую статистику и информацию для анализа. Внедрение workflow является одним из самых эффективных и безболезненных путей реорганизации и совершенствования бизнес-деятельности на основе применения методов информационной логистики. В настоящее время имеется положительный опыт использования технологии workflow для автоматизации в промышленной сфере. В то же время программное обеспечение класса workflow предоставляет контейнер данных и документов для каждой единицы работы, называемой частицей работы, и автоматически маршрутизирует и отслеживает движение таких контейнеров в соответствии с бизнес-правилами к пользователям или “ролям”, указанным в определении процесса. Это хорошо отражает технологию обработки исходной информации при создании информационных продуктов, что позволяет предположить высокую эффективность workflow-подхода и в приложении к задачам управления процессами производства информационных продуктов.


  1. Электронная цифровая подпись

Электронная подпись предназначена для идентификации лица, подписавшего электронный документ. Кроме этого, использование электронной подписи позволяет осуществить:

  • Контроль целостности передаваемого документа: при любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему.
  • Защиту от изменений (подделки) документа: гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев.
  • Невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом.
  • Доказательное подтверждение авторства документа: так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё авторство подписи под документом. В зависимости от деталей определения документа могут быть подписаны такие поля, как «автор», «внесённые изменения», «метка времени» и т. д.

Все эти свойства ЭП позволяют использовать её для следующих целей:

  • Декларирование товаров и услуг (таможенные декларации)
  • Регистрация сделок по объектам недвижимости
  • Использование в банковских системах
  • Электронная торговля и госзаказы
  • Контроль исполнения государственного бюджета
  • В системах обращения к органам власти
  • Для обязательной отчетности перед государственными учреждениями
  • Организация юридически значимого электронного документооборота
  • В расчетных и трейдинговых системах
  1. Технология микрокубов

С точки зрения ИТ-специалиста, микрокуб - это файл, в котором хранятся многократно сжатые данные первоисточника, описание структуры многомерной БД, алгоритмы расчета вычисляемых полей, а также набор отчетов для просмотра и анализа данных.

Данные в микрокубе подготовлены для многомерного анализа и оперативного получения показателей в различных аналитических разрезах. Куб потенциально содержит всю информацию, которая может потребоваться для ответов на любые пользовательские запросы.

Для прикладного специалиста микрокуб — это неисчерпаемый источник интерактивных OLAP-отчетов, позволяющий анализировать числовые значения показателей (фактов) в разрезе произвольного набора аналитических признаков (измерений микрокуба). При помещении в микрокуб «Контур» объем исходной информации сжимается в десятки раз. Это достигается за счет применения нетрадиционных для OLAP подходов к хранению данных. Во-первых, в кубах не хранятся рассчитанные агрегаты, они заменяются специальными механизмами индексации, которые позволяют вычислять агрегаты «на лету». Во-вторых, значения всех измерений хранятся в кубе в одном экземпляре. И наконец, данные хранятся в микрокубах в архивированном виде. Технология микрокубов обеспечивает ряд преимуществ при работе с большими массивами данных:


  • микрокуб хранит данные и правила представления отчетов в одном файле, поэтому пользователь получает возможность работать с микрокубом автономно (открыв его как файл MS Excel);
  • файл микрокуба может быть размещен в локальной сети, на персональном компьютере, web-сервере, FTP-сервере;
  • микрокуб может использоваться пользователем для просмотра и анализа данных, настройки новых видов отчетов, печати отчетов;
  • открытие отчета из микрокуба происходит практически мгновенно, поскольку данные уже получены из источника и сохранены в оптимизированную структуру;
  • с одним микрокубом может одновременно работать любое количество пользователей, поскольку все вычисления выполняются на клиентском ПК;
  • исходные данные сжимаются в микрокубе на 90—99,9% в зависимости от их состава.
  1. Распространение отчётности с помощью интернет-технологий.

Отчетность - одно из первых применений компьютеров. С появлением мэйнфреймов лет 30 тому назад, операционную информацию стали хранить в системах баз данных, а приложения подготовки отчетов стали основными средствами для ее извлечения, форматирования и распространения. Потребность в данных с годами стремительно росла по мере того, как все больше сотрудников отдела продаж, производства и службы техподдержки заявляли о своем желании просматривать и анализировать их. Параллельно с ростом спроса совершенствовалась технология подготовки отчетов. Теперь несмотря на то, что Internet позволяет буквально мгновенно доставить любому пользователю огромные объемы информации из любой точки планеты, информационные службы предприятий по-прежнему борются с проблемами распространения операционных данных пользователям, находящимся на расстоянии всего в несколько метров. В этой статье анализируются причины того, что отчетность часто оказывается скорее препятствием на пути распространения данных, нежели скоростной магистралью. Нынешнюю ситуацию с отчетностью лучше понять, если проследить эволюцию приложений подготовки отчетов за последние 30 лет, когда сменилось четыре - пять поколений компьютерных архитектур. Подробно рассматриваются такие вопросы, как доступ к данным, производительность баз данных и сетей, создание отчетов, распространение, защита и контроль данных применительно к крупным системам. Наконец, описывается решение в области отчетности, от использования которого, как я считаю, многие организации получат немалые преимущества. Новая организация работы с отчетами, которую я называю Enterprise Reporting ("корпоративная отчетность"), предлагает информационным службам и конечным пользователям новое представление об отчетности. На каждом этапе эволюции компьютерных систем отчетность приспосабливалась к требованиям конкретной среды. Однако по мере того, как компьютеры продолжали совершенствоваться и все более широкое распространение получали новые концепции типа клиент-серверных архитектур и Internet, технологии отчетности не успевали развиваться так, чтобы использовать все их преимущества.