Файл: Предметная и информационная технология (ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
- Приборные доски Dashboard
Визуализация данных играет немаловажную роль в любом бизнесе.Используются различные способы их отображения – таблицы, графики, отчеты и многие другие. Проблема заключается в том, что информации вокруг очень много. Информационное поле – это уже давно не поле, а целый океан. Зачастую разобраться в нем невероятно трудно. Чтобы помочь бизнесам разобраться в данных, собрать их на одном экране и постоянно обновлять их и существуют дашборды – пользовательские интерфейсы визуализации. Большинство сервисов, которыми пользуются современные компании, предоставляет метрики и данные о производительности бизнеса. Однако не каждая компания может нанять отдельного сотрудника для того, чтобы он или она занимался (-ась) этими показателями, так как данных много, и, пожалуй, только специалист способен разобраться в этом огромном объеме показателей. Использование дашбордов значительно упрощает процесс – вы выбираете только ключевые метрики, которые действительно вам нужны, собираете все эти метрики в одном дашборде и отслеживаете их в реальном времени. Дашборды – “умные” панели управления, отображающие данные в реальном времени. В этом заключается их принципиальное отличие от отчетов и таблиц. Участие человека сведено к минимуму, так как все данные обновляются постоянно в режиме реального времени. Из этого мы можем вывести принципиальное и выгодное отличие дашбордов от отчетов – они существенно экономят время. Больше не нужно снова и снова составлять отчеты, которые устаревают ежедневно – просто настройте дашборд и возвращайтесь к нему в любое удобное для вас время. Данные всегда будут актуальными. Лучшие производители дашбордов позволяют вам создавать отчеты из уже существующих визуализаций и шаблонов. Достаточно открыть приложение, выбрать группу метрик для визуализации (шаблон) и запросить отчет за необходимый период времени.
Дашборды можно вывести на монитор, чтобы у всех членов вашей команды всегда был доступ к данным о вашем бизнесе – это дает возможность сотрудникам любого ранга всегда видеть конечную цель мотивирует к её достижению – каждый день! Часто компания использует различные платформы для управления финансами и рекламными кампаниями в Интернете. Но систем очень много и постоянное переключение между ними для получения необходимой информации – это огромная трата времени. Современные платформы визуализации позволяют настолько упростить процесс, что вам нужно только один раз подключить все используемые сервисы к системе, а далее просто пользоваться дашбордами, где собрана вся необходимая информация. Существуют платформы, предоставляющие возможность настроить не один, а сразу несколько дашбордов для разных областей бизнеса. Делается это просто, и не занимает более 3 минут. При этом можно иметь один основной дашборд, показывающий общие данные в одном месте, без необходимости переключения между различными сервисами с вашей стороны. Для очень занятых людей существуют удобные шаблоны, в которых уже сгруппированы необходимые показатели из разных областей, что упрощает вашу работу с метриками. Более того, платформа Октоборд предоставляет вам возможность абсолютно бесплатно создать ваши первые дашборды и пользоваться бесплатными шаблонами. Безусловно, дашборд – это “must have” любого бизнеса.Правильно представленная и своевременная информация – залог правильных решений. Вдвойне приятно, когда визуализация этой информации занимает всего 3 минуты.
- Индикаторные панели
Очень веской причиной зональной организации, в особенности в больших системах, является предоставление подразделениям охраны информации о месте нахождения нарушителя с тем, чтобы при прибытии на место происшествия было затрачено минимальное время на поиски. Обратите внимание на то, что в последнем предложении речь идет только о предоставлении информации (индикации). Для обеспечения зональной индикации не требуется использовать много выключателей. Индикаторные лампочки могут быть расположены на контрольной панели вместе с зональными выключателями либо они могут быть смонтированы на отдельной простой панели или графической панели, на которой показано расположение отдельных частей здания. Ценность последнего варианта заключается в том, что оператор контрольной комнаты или подразделения охраны получат точную информацию в таком виде, что ее очень просто оценить, а потом принять решение о дальнейших действиях. Очевидно, что такие же индикаторы могут использоваться для локализации неисправностей, при этом необходимость использования нескольких выключателей становится достаточно спорной. Предполагается, что части здания, использующиеся в разное время, имеют неадекватную защиту, если только каждая рабочая зона не рассматривается как отдельный объект повышенной опасности со своей системой сигнализации и собственной выходной дверью. Приняв это рассуждение во внимание, прежде чем продолжить обсуждение индикаторной панели, мы должны разграничить нарушения в работе системы сигнализации, вызванные, с одной стороны, например, неплотно закрытой дверью - такая неисправность может быть устранена, если просто закрыть дверь - и с другой стороны - случайным или умышленным повреждением проводки или оборудования, или сбоем аппаратуры - в этом случае необходимо вмешательство инженера, обслуживающего систему. Имея в виду это разграничение, легче разделить при конструировании контрольного блока функции индикации, рабочих зон и локализации неисправностей. Также легче будет избежать добавления на контрольный блок ненужных элементов, что может привести к ошибке оператора, повысит риск ложной тревоги и снизит надежность оборудования. Чрезмерное внимание, уделяемое контрольному блоку тоже вредно, поскольку при этом внимание отвлекается от самого злоумышленника. К счастью, прошли те времена, когда контрольный блок можно было вывести из строя, заклинив разомкнутые контакты реле спичкой, но нельзя гарантировать, что не будут найдены другие методы нарушения работы системы.
- Анализ эффективности информационных взаимодействий в рамках существующий бизнес процессов
В современном информационном обществе образовательные учреждения широко используют преимущества информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при реализации образовательных программ в форме электронного обучения (e-education) или с использованием дистанционных образовательных технологий. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников . Очевидно, что ИКТ являются критической частью инфраструктуры электронного образования, которая подвержена различным инцидентам, приводящим к нарушению непрерывности деятельности организации. Наиболее эффективным подходом к развитию устойчивости деятельности организации является подход, основанный на методологии управления непрерывностью бизнеса (УНБ). Под непрерывностью бизнеса (деятельности) (business continuity) мы будем понимать «стратегическую и тактическую способность организации планировать свою работу в случае инцидентов и нарушения ее деятельности, направленную на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне». Проблемы, связанные с УНБ организаций, и подходы к их решению сегодня находят отражение в ряде научных трудов зарубежных и отечественных ученых по экономике, менеджменту, информационной безопасности, кибернетике и информатике. Связано это с тем, что в современных условиях возрастает зависимость материальных и нематериальных активов организации, в том числе и репутации, от негативных воздействий природного, техногенного или социального характера. Так, в исследовании «Статистика уязвимостей веб-приложений за 2010-2011 годы», проведенном Positive Technologies, приводятся данные, полученные в результате подробного анализа защищенности 123 веб-приложений. По результатам анализа все исследованные ресурсы содержали уязвимости (в среднем по 15 уязвимостей на каждый из них). При этом 64% ресурсов содержали уязвимости критического уровня риска, 98% - среднего уровня и 37% - низкого, а около 10% сайтов были заражены вредоносным кодом. Данные о потерях российских вузов от сбоев в работе информационной инфраструктуры отсутствуют, однако можно предположить, что и для образовательных учреждений, оказывающих дистанционные образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования, проблема УНБ актуальна. Среди потенциальных инцидентов и нарушений непрерывности можно назвать: сбои оборудования; некорректную работу программного обеспечения; несанкционированный доступ к информационно-образовательным ресурсам; воздействия вредоносного программного обеспечения; ошибки обслуживающего персонала и пользователей; техногенные воздействия и др. Нарушения непрерывности функционирования бизнес-процессов и ИТ-сервисов электронной информационно-образовательной среды вуза ведут к снижению качества предоставляемых образовательных услуг и эффективности информационного обеспечения, потере конкурентных преимуществ образовательного учреждения и др. В вузах в области УНБ существуют следующие типичные недоработки: отсутствуют планы, которые были бы направлены на восстановление после сбоев или прерываний деятельности бизнес-функций; неполная структура и отсутствие задокументированных протоколов нарушения непрерывности и восстановления бизнес-процессов в результате системных сбоев, аварий, катастроф и других непредвиденных негативных обстоятельств; не полный и не регулярный анализ воздействия существующих рисков, угроз и уязвимостей на бизнес-функции образовательного учреждения; недостаточный уровень подготовки сотрудников по вопросам УНБ и др. Вышеизложенные обстоятельства обуславливают объективную потребность в разработке программы управления непрерывностью деятельности вуза в сфере оказания дистанционных образовательных услуг. Жизненный цикл процесса УНБ согласно ГОСТ Р 53647 включает шесть элементов: управление программой построения процесса УНБ; анализ организации; определение стратегии обеспечения непрерывности деятельности; разработка и внедрение процедур реагирования; тестирование, поддержка и пересмотр мероприятий процесса УНБ; встраивание процесса управления непрерывностью деятельности в культуру организации. Фрагмент, разработанной в ходе исследования обобщенной модели УНБ, представлен на рис. 2. С учетом низкого уровня зрелости системы УНБ образовательной организации первоочередной задачей является анализ непрерывности деятельности вуза. Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р 53647.1-2009 и с учетом рекомендаций, изложенных в [2-4; 6; 7 и др.], был разработан и реализован проект по анализу системы УНБ вуза в сфере оказания дистанционных образовательных услуг. Данный анализ предназначен для обеспечения понимания организацией непрерывности своей деятельности путем идентификации ключевых продуктов и услуг, а также поддерживающих их критических видов деятельности и ресурсов. В результате проведенного нами анализа воздействия на бизнес (BIA Business Impact Analysis) были определены воздействия инцидентов (нарушений) на образовательную деятельность вуза и идентифицированы критические виды деятельности, определены требования к непрерывности критического вида деятельности, а также - значения допустимых отклонений основных параметров, при которых обеспечивается требуемый уровень эффективности работы ИТ-сервисов. Следующим шагом анализа являлась оценка угроз выявленному наиболее критичному виду деятельности вуза - «оказание дистанционных образовательных услуг». Данный бизнес-процесс исследовался с точки зрения подверженности тем или иным объективным внешним и внутренним угрозам, выявлялись уязвимости каждого ресурса, поддерживающего данный бизнес-процесс, и определялось потенциальное воздействие при превращении угрозы в инцидент, нарушающий деятельность организации. На данном шаге был построен реестр рисков прерывания критического бизнес-процесса. Под рисками мы понимаем возможность возникновения неблагоприятных условий или воздействий на образовательную деятельность вуза (включая миссию, функции, образ, репутацию, активы, ресурсы), обуславливаемых взаимодействием образовательной системы с угрозами и опасностями, индуцируемыми и производимыми в результате функционирования электронной информационно-образовательной среды. Иерархическая структура рисков, разработанная в ходе проекта, базируется на архитектуре образовательной системы (Learning Technology Systems Architecture - LTSA), введенной в международном стандарте IEEE P1484.1 (IEEE P1484.1/D8, 2001-04-06), используемом для проведения лицензирования информационных систем в области образования и снижения рисков при проектировании и разработке информационных систем в области обучения. Согласно уровню 3 System (Компоненты системы) данного стандарта архитектура информационно-образовательной среды содержит следующие компоненты: «Обучаемый», «Инструктор», «Репозиторий», «Доставка», «Оценивание», «База данных обучаемых). В соответствии с этим в проекте были выявлены риски обучаемого, инструктора, БД обучаемого; риски, связанные с репозитарием, оцениванием и доставкой. На этапе идентификации рисков нами были проанализированы инциденты, связанные с нарушением непрерывности дистанционного образования в МаГУ, использовались материалы из открытых источников, в том числе научные работы, базы данных угроз и уязвимостей информационной инфраструктуры, бенчмаркетинг и др. В ходе проделанной работы был составлен реестр рисков, содержащий описание: условий возникновения риска, возможного воздействия, возможного ущерба, причины риска, типа риска.
- Технология обеспечения непрерывности взаимодействий
К таким внешним воздействиям в первую очередь относятся:
- Отключение электроэнергии
- Пикетирование и забастовки
- Прорывы водопровода или канализации
- Террористические акты или их угроза
- Выход из строя кондиционеров
- Гражданские беспорядки
- Пожары
- Локальные конфликты
- Природные катаклизмы
Кроме прямых потерь организации несут издержки, связанные с нарушением процедур производственного и финансового учета, потерей расположения заказчиков, ухудшением имиджа и снижением конкурентоспособности. Концепция, методы и средства обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления деятельности после бедствий (Business Continuity Planning — BCP и Business Disaster Recovery — BDR) широко известны и апробированы на Западе при возникновении официально объявленных бедствий и чрезвычайных происшествий более мелкого характера. Они являются неотъемлемой частью производственной деятельности многих крупных компаний, что позволяет им обеспечить практически бесперебойное функционирование в случае чрезвычайных происшествий малого и среднего масштаба и восстанавливать свою деятельность с минимальными, заранее просчитанными убытками в случае широкомасштабных бедствий. Для того, чтобы обезопасить себя на случай возникновения нештатных ситуаций, нужно иметь: План действий в нештатной ситуации,
Хорошо обученные и тренированные "аварийные группы". План обеспечения бесперебойного функционирования организации в случае нештатной ситуации представляет собой детальный перечень мероприятий, которые должны быть выполнены до, вовремя и после чрезвычайного происшествия или бедствия. Этот план документируется и регулярно испытывается для того, чтобы убедиться, что в случае нештатной ситуации он обеспечит продолжение деятельности организации и наличие резерва критически важных ресурсов. Наличие даже очень хорошего плана не гарантирует защиту компании от неприятностей, если у нее нет хорошо обученных групп сотрудников, знающих, что, когда и как они должны делать при возникновении любой нештатной ситуации. Аналитики отмечают, что потери от террористической атаки 11 сентября могли быть значительно больше, если бы отсутствовали планы действий в чрезвычайных ситуациях, имеющиеся у большинства американских компаний. Заметим, что многие из этих планов появились в преддверии 2000 г. в связи с так называемой "Проблемой 2000"
- Информационная система электронной коммерции E-commerce
Развитие компьютерных информационных систем и телекоммуникационных технологий привело к формированию нового вида экономической деятельности – электронного бизнеса Электронный бизнес – это любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.Электронная коммерция является важнейшим составным элементом электронного бизнеса. Под электронной коммерцией (e-commerce) подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта, и в результате которого право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одного лица другому. Электронный бизнес имеет четыре основных этапа использования: маркетинг, производство, продажи и платежи, а степень использования информационных и коммуникационных технологий и систем служит мерой, по которой бизнес может считаться электронным. Степень использования телекоммуникационных технологий определяется использованием глобальной сети Интернет как инструмента организации единого информационного пространства электронного бизнеса.
Вся же информация хранится на web-серверах – компьютерах, принадлежащих организациям, осуществляющим интернет-услуги. Доступ к информации осуществляется по запросам из программ-браузеров клиентов сети. Продвижение e-commerce в Интернет обеспечивает доступ производителей к максимальному числу потребителей и их многообразным предпочтениям и предоставляет возможность клиентам вводить свои заказы в систему управления предприятием. Электронную коммерцию принято делить на следующие категории:
- business-to-business (B2B). Данное направление включает в себя все уровни взаимодействия между компаниями. При этом могут использоваться специальные технологии и стандарты электронного обмена данными, например такие, как EDI;
- business-to-consumer (B2C). Основу этого направления составляет электронная розничная торговля;
- business-to-administration (B2A). Взаимодействие бизнеса и администрации включает деловые связи коммерческих структур с государственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями;
- consumer-to-administration (C2A). Это направление наименее развито, однако имеет достаточно высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия государственных структур и потребителей, особенно в социальной и налоговой сфере;
- consumer-to-consumer (C2C). Подразумевается возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией. Это может быть обмен опытом приобретения того или иного товара, обмен опытом взаимодействия с той или иной фирмой и многое другое.