Файл: Принципы дидактики А.Дистервега (основоположник педагогического образования в Германии).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
В историю педагогики Адольф Вильгельм Дистервег(1790 – 1866) вошел как «учитель немецких учителей» и прогрессивный представитель германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX в. Он родился в небольшом промышленном городке Зиген в семье чиновника-юриста. Он учился сначала в обычной народной, а потом в латинской школе, которые, по его мнению, практически не дали ему нужного образования и оставили о школе самые тяжелые воспоминания. Эти детские и юношеские впечатления явились первым толчком к возбуждению у Дистервега интереса к проблемам народной школы и подготовки учителя для нее. С недостаточной общеобразовательной подготовкой, но большим стремлением к знаниям в 1808 г. Дистервег поступил в маленький Гернборнский университет, в котором некогда учился и Я.А. Коменский. Через год он перешел в Тюбингенский университет, который окончил в 1811 г. и защитил здесь же докторскую диссертацию, но через шесть лет. В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическим идеями Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и стал горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений. Он сознательно решил посвятить свою жизнь делу образования народа. По окончании университета началась практическая деятельность Дистегвега. Некоторое время он был домашним учителем, работал учителем гимназии.
Немецкого педагога можно по праву считать основоположником педагогического образования в Германии. Почти три десятилетия он был директором учительских семинарий – в Мерсе, на Рейне (1820 – 1832) и Берлине (1832 – 1847), где преподавал педагогику, математику, немецкий язык. Эти учебные заведения были образцовыми и готовили педагогические кадры для народной школы.
Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег удачно совмещал с большой литературной и методической работой. В 1827 г. он основал и до последних дней жизни редактировал педагогический журнал «Рейнские листки для воспитания с особым вниманием к народной школе». Работая над изданием журнала, Дистервег поместил в нем более 400 статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. С 1851 г. он издает журнал «педагогические ежегодники». В 1835 г. вышел в свет наиболее известный его педагогический труд «Руководство к образованию немецких учителей», в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения и воспитания.
Дистервег всю жизнь стремился объединить немецкое учительство. Он создал четыре учительских общества, являлся председателем Всеобщего немецкого учительского союза. Возглавляя «Всеобщий немецкий учительский союз» он выступал за демократические реформы в школе, требовал отделения школы от церкви, ратовал за всеобщее, основанное на общечеловеческих принципах и учете национальных традиций, образование детей. Дистервег известен как автор более 20 учебников и руководств по математике, астрономии, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии, которые пользовались широкой известностью не только в Германии, но и далеко за ее пределами.Прогрессивный немецкий педагог выступил в защиту единой и всеобщей школы. Он настаивал на создании школы, которая бы была доступна всем детям независимо от сословной принадлежности, общественного положения и религиозных взглядов их родителей. Дистервег выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Главная задача школы, по мнению педагога, заключалась в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных прусаков». «Человек – мое имя, немец – мое прозвище», – писал Дистервег.
Дистервег выдвинул три ступени возрастного развитиядетей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой из них. Для детей первой возрастной ступени( 6 – 9 лет ) характерны повышенная физическая активность склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное значение при их обучении следовало уделять чувственному познанию и упражнению чувств. Школьники второй возрастной ступени( 9 – 14 лет ) отличаются развитием памяти и накоплением представлений об окружающем мире. В этот период важно развить у школьников абстрактное мышление, умение делать выводы, сравнивать, анализировать. Третья ступеньохватывала школьников в возрасте (от 14 до 16 лет).В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем должны превратиться в убеждения.В педагогическом наследии Дистервега особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения – природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.
Под природосообразностью Дистервег понимал следование в воспитании и обучении природе ребенка, развитие заложенных в нем хороших природных задатков, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип культуросообразности означал учет в содержании воспитания исторически достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества. Культура, по мнению Дистервега, подразделяется на внешнюю, внутреннюю и общественную. Внешняя культура это нормы морали, правила поведения в быту. Внутренняя культура – духовная жизнь индивида . Общественная культура подразумевает общественные отношения и национальную культуру.
Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативность личности в процессе обучения и воспитания. По мнению великого немецкого педагога, развитие детской самодеятельности для служения истине, красоте и добру есть конечная цель воспитания.
Заслугой Дистервега является отстаивание им идеи развивающего обучения ,которую он изложил в 33 дидактических правилах. Знание и применение этих дидактических правил должно помочь учителю успешно осуществлять процесс обучения, хорошо изучить своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов, понятий и представлений. Вслед за Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей . Но обучение должно способствовать не только всестороннему развитию человека, но и нравственному воспитанию, а каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Поэтому Дистервег неразрывно связывает вопрос о дисциплине в школе с постановкой в ней обучения. По его мнению «кто хорошо преподает, хорошо и дисциплинирует».
Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.
К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.
Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.
Третьягруппа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.
Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.
Особое внимание Дистервег уделял следующим дидактическим правилам:
обучать природосообразно; учитывать особенности детского восприятия;
идти от простого к сложному; от легкого к трудному;
от известного к неизвестному; широко использовать наглядность;
сознательно усваивать учебный материал; закреплять пройденный материал на практике и др.
Немецкий педагог настоятельно рекомендовал учителям не торопится при усвоении наук. В этой связи он советовал усваивать материал основательно, не торопясь, так как «всякая поверхностность и легкомысленное отношение к действительным основам предмета неминуемо мстят за себя».
Решение главных задач школы, а именно, воспитание гуманных людей и сознательных граждан, развитие детской самодеятельности, вооружение учащихся знаниями Дистервег рассматривал лишь при руководящей роли учителя. Хороший учитель, по его мнению, должен в соверщенстве владеть своим предметом, любить свою профессию и детей. На уроке должна царить атмосфера бодрости, а энергичное преподавание должно будить умственные силы учащихся, укреплять их волю и характер. Дистервег считал, что «беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, но на самом же деле надо сообщать учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». Дистервег рекомендовал учителям постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…». Он призывал народных немецких учителей быть строгими, требовательными и в тоже время справедливыми, завоевывать авторитет у своих учеников, проявлять активную гражданскую позицию и иметь прогрессивные убеждения, вести большую культурнВзгляды А. Дистервега на сущность воспитания, его цели и принципы, законы и правила обучения
Свои педагогические воззрения Ф.В.А. Дистервег изложил в педагогических сочинениях.
«Разумное воспитание, по мнению Ф.В.А. Дистервега, должно строиться с учётом трёх принципов:
- природной сообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка),
- культурной сообразности (учёт условий, в которых ребёнок живёт, национальной культуры),
- самодеятельности (стремление развивать детскую активность)».
Природной сообразность в трактовке Дистервега - это следование за процессом естественного развития человека, это учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника:
«Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами её развития. Это главный и высший закон всего обучения»- говорил Дистервег.
Для этого, по его мнению:
«Для воспитателя самое главное - узнать природу человека вообще и в частности, чтобы верно служить её свойствам, особенностям и стремлениям. Всякое искусство может достигнуть чего-либо лишь при содействии природы; оно не достигает ничего, идя против её».
Говоря об особенностях ребёнка, Дистервег отмечал, что природа ребёнка правдива, она не создаёт в ребёнке отравляющего жизнь недоверия, это результат искажённых влияний.
В процессе воспитания и обучения также одним из важнейших принципов Дистервег отмечал принцип культурной сообразности:
«В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика».
По словам Дистервега, принцип культуросообразности подчиняется принципу природосообразности, что значит - поступать наперекор природе всегда недопустимо. Раскрывая этот момент Дистервег говорил:
«Что противоречит природе - невыгодно, хотя бы и было весьма культуросообразно. Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь».
В связи с этим, в практической учительской деятельности он рекомендовал не участвовать ни в чём, что требуется культурой времени или её господствующим духом, но противоречит природе; стремиться необходимо к гармоническому сочетанию культуры с природой. При обосновании этого принципа, по мнению исследователей, он отошёл от его индивидуалистической трактовки и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и жизнью общества.
Принцип самодеятельности. Под самодеятельностью Дистервег понимал активность, инициативу, и считал это важнейшей чертой личности.
«Быть человеком, - по его словам, - значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования».
В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования:
«Пробуждение самодеятельности как в ученике, так и в учителе я считаю высшим достижением его формального развития и воспитания».
Положение Дистервега о том, что ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить и переработать, актуально и в наши дни. Этот принцип можно выделить, как самый важный:
«Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».
Ум, воля, память, мышление, наблюдательность, свойственные всем людям, развиваются в процессе самодеятельности, о развитии которой у своих учеников учитель и должен заботиться.
Воспитание, по существу, заканчивается тогда, когда человек начинает проявлять желание и чувствовать в себе силу продолжать всю жизнь работу по самообразованию, когда он начинает видеть пути и методы этого самообразования. Задачу учителя Дистервег ограничивал заботой о развитии природных способностей. Кто же впоследствии выйдет из ученика - математик, техник или музыкант, - это уже дело не учителя.
Самодеятельность в понимании Дистервега равнозначна свободному, самостоятельному познанию. В противовес догматизму и авторитаризму феодальной педагогики он защищал право каждого человека на развитие самостоятельного мышления. По его мнению, самостоятельность мышления должна вести к сознательной деятельности в жизни.
В «Руководстве к образованию немецких учителей» писал, что ученик всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. В связи с этим высшая задача воспитателя, по мнению Дистервега, состоит в стимулировании воспитанника к выражению собственного “я”.
Дистервег создал дидактику развивающего обучения, основные требования которой он изложил в 33 законах и правилах обучения. Он прежде всего наставал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия и развития. Он говорил о том, что от примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них - к обозначающим их словам. Придавая большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными органам чувств, Дистервег в то же время подчёркивал необходимость продумывания и осознания ребёнком всего чувственно воспринимаемого материала. Так, наглядное обучение связано у него с правилами «от близкому к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному» и др.