Файл: Право это система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке и гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
Право это система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке и гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения.
Понятие, признаки и функции государства
Государство можно определить как исторически сложившуюся особую политическую организацию, обладающую суверенитетом, располагающую аппаратом управления и принуждения и придающую своим требованиям обязательную для населения всей страны силу.
В правоведении выделяют следующие признаки государства, принципиально отличающие его от органов управления догосударственных форм общества.
· Наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы страны), а также управления. К последним относятся органы законодательной и исполнительной власти, выступающие носителями государственного суверенитета.
Административно-территориальная организация населения страны и властного аппарата. Распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.). В отличие от государства, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от кровнородственных связей и принадлежности их к тому или иному племени, род или семье.
· Государственный суверенитет, то есть независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в исключительном праве самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики.
· Сбор налогов с населения, направляемых на содержание органов государственного управления, развитие национальной и региональной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т. д.).
Функции государства– это основные направления его деятельности. Сущностью государства является упорядочение общественных отношений при помощи присущих публичной власти специфических форм и методов.
Публичное упорядочение общественных отношений имеет два аспекта: установление определенных правил, имеющих общий характер и охрана этих правил от нарушения кем бы то ни было. Соответственно функции государства можно разделить на два типа: регулятивные и охранительные (рис. 1.1).
В зависимости от сферы применения выделяются также внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее развитие общества; внешние функции – направления деятельности в отношениях с другими государствами.
Политическая функция государства заключается в обеспечении государственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социального согласия, разрешении социальных конфликтов и т. д.
Экономическая функция государства призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, установления нормативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.
Социальная функция государства направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоятельно обеспечить себе средства для достойного существования и т. д.
Формы, в которых осуществляются функции государства, могут быть правовыми и не правовыми (организационными).
К числу правовых форм осуществления функций государства относятся:
· правотворчество – разработка и принятие законов и иных нормативных актов;
· правоприменение – государственно-властная деятельность специально уполномоченных органов власти по реализации норм права;
· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.
К не правовым формам осуществления функций государства относятся:
· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т. п.;
политические– согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и пр.;
· идеологические– призывы политических лидеров к населению, агитация через средства массовой информации и т. п.;
· организационные мероприятия – планирование, социальное программирование, контроль и др.
Форма правления
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
Теория государства, фиксируя в его истории, реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем -демократия, или республика. Существовали и другие классификации.
Рассмотрим традиционную классификацию форм правления.
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя и функции главы государства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление.
Республика — общенародное дело. Республиканская форма правления — эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства.
1.3 Форма государственного устройства
Территориальная организация государства — явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование.
Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.
Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются:
унитарными: Унитарное (от латинского — единство) — это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.). Термин “унитарное государство” происходит от латинского слова “унус”, что значит один, единственный. Унитарное государство, как правило, более централизованная форма государственного устройства по сравнению с федерацией, где государственной властью обладают и ее субъекты.
Унитарные государства бывают простыми и сложными. Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.
Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.
Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.
Принципы права — это основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.
Важное значение для правотворческого и правореализационного процессов имеют принципы права, которые воплощают в себе социальную природу права, отражают закономерности его развития и используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения.
Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.
Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.
Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.
Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник».
форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.
Самым первым источником права следует считать правовой обычай.
Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.
Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской, существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:
нормативный правовой акт;
основной нормативный правовой акт (в том числе конституция, религиозные тексты);
закон;
подзаконный нормативный правовой акт;
нормативный договор (в том числе международные, межправительственные договоры);
правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
правовой обычай (в том числе урф);
правовая доктрина (в том числе религиозные догмы, кияс);
принцип права (в том числе принципы международного права, истислах)
Источниками права в Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.
Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц. Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия. Вступление в юридическую силу: 1) Называется конкретная дата введения НПА в действие
Система права – внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи
Право занимает наиболее значимое место в системе социальных норм. Оно регулирует наиболее важные общественные отношения, исходит от государства, выражает его волю и охраняется от нарушений с помощью мер государственного принуждения.
Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Конституция создаёт правовую основу организации и деятельности различных объединений. Законодательство определяет порядок их образования, права, условия деятельности и ответственность.
В условиях демократии правом ограничивается действие политических норм. С его помощью обеспечивается равновесие институтов власти, противоборствующие интересы и стремление различных общественных сил, опосредуемые политическими нормами, получают упорядоченность и согласованность. Формы взаимодействия норм права и политики – взаимоподдержка, противоборство, солидарность, блокирование.
В истории ряда стран право получало выражение в религиозных нормах, они регулируют некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения (каноническое, мусульманское право). В России Конституция создаёт правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому гражданину определённые права и свободы в отношении к религии.
Взаимодействие правовых и экономических норм определяется конкретно-историческими условиями, через отношения собственности и государственной власти. Правовое регулирование в экономической области выделяет следующие основные направления: установление целей экономического развития; закрепление в законе экономической основы движения к рынку и рыночной динамики; определение круга субъектов экономических (рыночных) отношений; правовое запрещение и вытеснение порочных средств в экономической (коммерческой) деятельности; правовая регламентация разрешения рыночных дел и споров; установление юридической ответственности.
Обычаи приобрели правовой характер при фиксации в различных сборниках, кодексах; приданием судами обычаям правового характера издавался правовой обычай как источник права, а совокупность этих правовых обычаев сформировалась в обычное право.
Норма права - это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое предоставляет участникам общественного отношения юридические права и налагает на них юридические обязанности.
Как правило поведения норма права обладает следующими специфическими признаками:
1. Норма права исходит от государства. Это правило поведения, содержащее требование о должном, необходимом поведении людей.
2. Норму права охраняет принудительная сила государства, ее исполнение обеспечивается принудительной силой государства.
3. Норма права носит общеобязательный характер. Это означает, что нормы права распространяются на участников отношений данного вида и должны быть исполнены каждым из них независимо от того, как относится к норме права тот или иной человек, согласен он с нормой или нет, одобряет ее содержание или нет.
4. Норма права - это формально определенное правило поведения, которое должно быть четко и категорично сформулировано и формально закреплено в конкретном источнике права (нормативном акте).
5. Норма предоставляет участникам общественных отношений данного вида субъективные права и возлагает на них субъективные юридические обязанности.
Структура нормы права выражается в ее логическом построении. Как правило, эта структура состоит из трех элементов:
Гипотеза - это условия, при наличии которых норма права начинает действовать, и круг лиц к которым она адресована.
2. Диспозиция - это правило поведения людей, субъектов права, которое установлено в данной норме права.
3. Санкция - это мера неблагоприятного последствия, которое вправе применить государство в случае нарушения или ненадлежащего исполнения установленного в диспозиции правила поведения.
Виды норм права:
а) управомочивающая,
б) обязующая,
в) запрещающая.
В рамках теории государства и права в целях упорядочения правовых норм приводится их классификация. Данная классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:
• определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;
• уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;
Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.
Виды юридической ответственности
К видам юридической ответственности относятся уголовная, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и материальная.
Дисциплинарная ответственность – меры дисциплинарного взыскания, применяемые администрацией учреждения к сотруднику, совершившему дисциплинарный проступок, закреплённые в Трудовом Кодексе РФ. Примеры привлечения: опоздание на работу или прогул, использование нецензурной лексики, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей. К дисциплинарным взысканиям относятся замечание, выговор, увольнение.
Материальная ответственность – меры наказания, применяемые за материальный ущерб, причинённый действиями сотрудников учреждения физическому лицу или организации, закреплённые в Трудовом Кодексе РФ. Примеры привлечения: порча оборудования, недостача имущественных ценностей. Материальное возмещение ущерба может быть в полном объёме либо в его части.
Гражданское – правовая ответственность – меры воздействия, применяемые за нарушения имущественных и личных неимущественных прав, закреплённые в Гражданском Кодексе РФ. По общему правилу наступает с 18 лет, а в случае эмансипации с 16 лет. Если человеку, совершившему гражданско - правовой проступок нет 14 лет, то ответственность несут родители или другие законные представители. Особенностью гражданско - правовой ответственности является то, что наличие вины не является обязательным условием её наступления. К примеру, сотрудники полиции взломали дверь квартиры гражданина А., чтобы поймать преступника. Вины полиции в порче имущества гражданина А. нет, они совершали необходимые процессуальные действия, но тем не менее нанесённый вред должен быть возмещён. Другой пример, должник не выполнил договорное обязательство в срок из-за того, что сильно заболел, то есть из-за независящих от него обстоятельств. Вины должника в просрочке нет, но гражданско - правовая ответственность возникнет, если кредитор подаст на него исковое заявление в суд. Примеры привлечения: неуплата алиментов, неисполнение договора поставки груза, несоблюдение срока погашения кредита, клевета, нарушение авторских прав и др. Мерами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение вреда, взыскание неустойки, конфискация, ограничение дееспособности в результате злоупотребления спиртными напитками и др.
Административная ответственность – меры воздействия, применяемые государственными органами исполнительной власти и органами МСУ, закрепленные в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Наступает с 16 лет. Примеры привлечения: превышение скорости, уничтожение знаков дорожного движения, самовольное занятие земельного участка, распитие спиртных напитков в общественном месте и др. К административным наказаниям относятся: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, лишение права занимать руководящую должность и др.
Уголовная ответственность – меры воздействия, применяемые за совершение преступлений, закреплённые в Уголовном Кодексе РФ. Наступает с 16 лет, а за тяжкие и особо тяжкие преступления с 14 лет. Если человек, совершивший преступление моложе 14 лет, к нему наказание по уголовному закону не применяется. Он помещается в специализированное учреждение, осуществляющее меры воспитательного воздействия, на срок не более трёх лет. Примеры привлечения: кража, убийство, порча чужого имущества, мошенничество, угон автомобиля и др. К мерам уголовного наказания относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, арест, лишение свободы, смертная казнь и др