Файл: Эволюция документа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие страны. Тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не знали, как записывать свои мысли. Весь накопленный людьми опыт передавался из поколения в поколение только устно. Весь документ сопровождает человека от рождения до смерти. В нем фиксируются события всей его жизни: рождение, окончание школы, получения образования и т.д. Отсутствие или наличие какого-либо документа может изменить всю его жизнь. Одна из интереснейших тем документирования - эволюция документа. За длительный исторический период значение «документ» постоянно менялось. Документ является объектом исследования многих научных дисциплин. Отдельные виды документов изучают сфрагистика, геральдика и т.д.

Документ специальная значимость функции. Одно из важнейших проявлений человеческого поведения является коммуникация, то есть общение людей друг с другом, посредством определенных знаков или символов. Поначалу человек передавал информацию с помощью жестов, мимики, крика, прикосновений. Значительным прорывом в истории человеческого общества является возникновение осмысленной человеческой речи и языка. По мере развития человека, возрастала потребность в передаче информации не только в пространстве, но и во времени, то есть потребность в хранении информации. Эти средства коммуникации были несовершенны. Поэтому люди пытались найти способы и средства, для преодоления этих не совершенств

Слово документ (лат. documentum - образец, доказательство, свидетельство) происходит от глагола "docere" - учить, обучать. Корни этого слова уходят в индоевропейский праязык, где оно означало жест вытянутых рук, связанный с передачей, приемом или получением чего-либо. По другой версии слово "dek" происходит от имени числительного "десять" и связано с тем, что на раскрытых ладонях вытянутых рук насчитывалось десять пальцев. Постепенно корень "dek" был заменен на "doc" в слове "doceo" - учу, обучаю, от которого были образованы слова "doctor" - ученный, "doctrina" - учение, "documentum" - то, что учит, поучительный пример. Говорят, именно в этом значении слово документ использовалось Цезарем и Цицероном. Позднее оно приобрело юридическое звучание и стало означать "письменное доказательство", "доказательство, почерпнутое из книг, подтверждающих записей, официальных актов". В значении письменного свидетельства слово "документ" употреблялось от средневековья до XIX в. Из латинского языка оно заимствовано во все европейские языки.


До начала петровской эпохи документация на Руси имела место, хотя и называлась по-другому. Так, исследователи говорят о том, что делопроизводственный стиль был развит и имел разветвленную систему уже на момент существования Киевской Руси, то есть X-XII веках. Рассмотрим главный и наиболее изученный юридический документ того времени - «Русскую правду». Это древнейший письменный свод законов, созданный в 1016 году при Ярославе Мудром. Спустя приблизительно век этот документ был дополнен статьями, внесенными потомками Ярослава. И наконец, в начале XII века «Русская правда» включала в себя еще и статьи из «Устава Владимира Мономаха». Процесс формирования делового стиля речи на тот момент был на начальной стадии, однако некоторые черты выделить все же можно. Примечательно, что язык деловых памятников киевского периода был смешанным по своему составу и являлся результатом слияния книжной и живой разговорной речевых систем. Таким образом можно говорить об отсутствии стилистической кодификации на тот момент. С другой стороны, именно тогда появляется деловой этикет, формульность изложения, простой и логичный синтаксис - словом, все то, что присуще документальным источникам и на сегодняшний день. Помимо основных черт делового стиля, тогда же начинает формирование и система жанров: это всевозможные записки, расписки, долговые обязательства, грамоты.

В конце XIX в. наблюдается тенденция к сужению границ понятия "документ": сначала оно рассматривалось как любой предмет, служащий для получения и доказательства, затем - как письменное свидетельство, подтверждающее определенные правовые отношения. Понятие использовалось преимущественно в юридическом значении, а в начале XX в. Понятие «документ» уже имело два основных значения: 

a) любая бумага, составленная законным порядком и могущая служить доказательством прав на что-нибудь (имущественных, состояния, на свободное проживание) или на выполнение каких-либо обязанностей (условия, договоры, долговые обязательства); 

б) вообще любое письменное свидетельство. 

Исходя из этого можно выделить основные признаки документов :

1.наличие информации, смыслового содержания; 

2.стабильную вещественную (материальную) форму, обеспечивающую долговременное использование и хранение документа; 

3.функциональную предназначенность для передачи информации в пространстве и времени, т.е. для использования в социальных коммуникационных каналах. 

4.Юридическая сила документа. Юридическая сила - это свойство документа быть подлинным доказательством тех фактов, событий и действий, которые отражены в документе. На приобретение документом юридической силы влияет ряд факторов: 


Современный документ должен быть оформлен по правилам современного делопроизводства, содержать профессионально выполненные иллюстрации. Он должен быть оформлен по правилам современного делопроизводства, содержать профессионально-выполненные таблицы и рисунки. Особенно остро и зримо отставание нашей страны выявилось в 80-90-е гг., когда теоретические разработки в области кибернетики, математических методов управления, информатики и технической элементной базы привели к широкой информатизации общественно-политической и экономической жизни промышленно развитых стран Запада, внедрению в реальную управленческую деятельность новых технологий, к разработке концепции "безбумажного офиса". Это вовсе не переоценивает достижений отечественной науки в области управления, НОТ, документоведения, в разработке комплекса теоретических и прикладных проблем - создание системы стандартов по документации, Единойгосударственной системы документации (ЕГСД), общесоюзных классификаторов, унифицированных систем документации, совершенствование специальных систем документации, рекомендации НИИ труда по нормированию и оптимизации деятельности управленческих работников. В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата. Принятые решения по своему содержанию во многом совпали с рекомендациями совещания 1941 года - подтверждена актуальность создания специализированного института с возложением на него задачи разработки Единой системы делопроизводства, сформулировано понятие НОТ и обозначены основные направления исследований. 

РОЛЬ ДОКУМЕНТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Документ сопровождает человека от рождения до,смерти и в нем фиксируются важнейшие события всей его жизни: рождение, окончание школы, получение специального среднего и высшего образования, вступление в брак и т.д. В далеком прошлом документ появляется прежде всего для того, чтобы закрепить, подтвердить право отдельного лица, семьи, рода на землю, какое-то имущество, право на власть и т.д. Документ стал нужен для учета скота, денег, других ценностей, для передачи распоряжений правителя. Наличие или отсутствие какого-либо документа может изменить всю жизнь человека. 
Большую роль документ играет в жизни общества, закрепляя и отражая в законах порядок организации и управления государством, правила поведения людей, порядок их взаимоотношений, принятую мораль и т.д. Таким образом, документ может выполнять много функций, иметь различные назначения. Одной из важнейших функций любого документа, безусловно, является функция закрепления, запечатления информации. Именно она в решающей степени предопределяет создание документа. Человек таким образом пытается «остановить мгновение». В процессе реализации этой функции происходит материализация информации, создающая необходимые предпосылки для выполнения документом ряда других функций. 
Информационная функция - это способность документа удовлетворять потребности общества в информации, т.е. служить источником информации, знаний. Способность документа - служить «внешней памятью» человека и общества в целом, сохранять информацию и передавать ее от одного поколения к другому. 
Гедоническая функция - способность документа служить средством отдыха, развлечения, рационального использования свободного времени (произведения художественной литературы, издания по искусству, кинофильмы, компакт-диски, магнитные фонограммы и т.п.). 
Зарождение, становление и развитие социальной системы возможно только с помощью информационных связей, которые зачастую находят материальное воплощение в документированной информации. 
Документы содержат самую разнообразную информацию о протекающих в обществе процессах, поэтому социальная информация изначально определяет социальную природу, сущность любого документа. Вместе с тем документ, будучи продуктом общественного развития, одновременно и сам оказывает определённое влияние на формирование и характер общественных отношений, тормозит или, наоборот, стимулирует их развитие. Поэтому изучение любого документа невозможно вне той социальной среды, в которой этот документ появился и где он функционирует. 
Коммуникативная функция предназначена не только для решения задачи трансляции информации в социальном пространстве, но также и для организации, упорядочения и поддержания информационных связей в обществе.Иначе говоря, она играет и передающую, и социально цементирующую роль.


Заключение

Появление письменности стало одним из самых важных открытий на долгом пути эволюции человечества. Становление письменности – очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. 
Современное письмо, которым мы повседневно пользуемся, представляет собой результат творчества народов многих стран в течение десятков тысяч лет.
Появление документа – это закономерный этап развития хозяйственных, деловых и межличностных отношений людей. В настоящее время документ является тем материальным объектом, который несет в себе информацию, обрабатываемую, создаваемую и переносимую в глобальном информационном пространстве.

Список использованной литературы:

  1. https://educontest.net/ru/197347/курсовая-работа-документ-и-его-эволюц/
  2. https://otherreferats.allbest.ru/management/00261024_0.html
  3. https://works.doklad.ru/view/OiHEiQPsIBM.html