Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
Президент России в каждом своем послании Федеральному Собранию обращает свое внимание законодателей, исполнительной власти и всего общества на опасный характер коррупции. «…Нынешняя организация работы госаппарата… - подчеркивает он – способствует коррупции», «Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер, тем больше взяток и чиновников, их берущих».
По оценке Генеральной прокуратуры России, в 2002 году чиновниками получено взяток до 16 млрд. долларов США.
Однако, понятие коррупции выходит за рамки взяточничества. В документах ООН и Совета Европы коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.
Коррупция не является собственно российским изобретением. Нет ни одной свободной от нее страны. Коррупция сопровождает государство на протяжении всей его истории. Она была известна в глубокой древности государствам Китая, Египта, Греции. Коррупция существует в современных странах, в том числе с наиболее развитыми демократическими традициями.
Согласно исследованию, проведенному с участием Европейского банка реконструкция развития, 45% опрошенных западных бизнесменов заявили, что в Центральной и Восточной Европе дача взятки – обычная практика, 80% указали, что расходы на взятки себя оправдали.
По данным американских экспертов, большинство крупных международных контрактов заключается с компаниями, давшими взятки. Компании, вкладывающие капиталы в других государствах, выделяют целевые средства на взятки местным властям. Эти затраты включаются в себестоимость производства и таким образом закладываются в стоимость товаров и услуг.
В большинстве государств подобное положение не только не пресекается, но и признается полезным и необходимым.
Эксперты Мирового банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. Рассматривая коррупцию как своего рода дополнительный налог на бизнес, они пришли к выводу, что каждое увеличение ставки этого налога на один процент сокращает приток прямых инвестиций в экономику страны на пять процентов, а сокращение коррупции до уровня Сингапура имело бы влияние на объем инвестиций, равное уменьшению налога на прибыль предприятий на 20%.
Россия, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов и научных центров, относится к числу наиболее коррумпированных государств. Независимая организация «Транспаренси интернешнл», исследовавшая индекс коррумпированности власти по десятибалльной шкале, где 10 баллов означает бескоррупционное государство, а 0 – полную коррупцию власти, пришла к заключению, что в России такой индекс составляет 2,4 – 2,6 балла. Более коррумпированные страны на постсоветском пространстве – Грузия, Узбекистан, Азербайджан, Киргизстан, в иных частях мира – Албания, Индонезия, Кения, Уганда, Нигерия, Камерун.
Коррупция оказалась настолько глубокоукорененной в жизнь российского общества, что обрела силу реального систематизирующего фактора. Она пронизывает все сферы, в которых гражданин соприкасается с властью. К примеру, в Иркутске более 70% опрошенных граждан допускают дачу взятки для достижения своих целей, а 60% из них сами давали взятки, в том числе 79% делали это неоднократно. Среди предпринимателей, принявших участие в данном исследовании, не нашлось ни одного, кто бы многократно не давал взятки чиновникам.
Исследователи общественной организации «Технологии – XXI век» подсчитали, что мелкие и средние предприниматели ежегодно тратят на взятки до 6 млрд. долларов США. Чтобы начать самый простой бизнес, требуется дать взятки не менее 50 чиновникам, конвертирующим свои визы и подписи в валюту. По сообщениям, появившимся в прессе в связи с «делом ЮКОСа», крупный бизнес несет затраты на взятки чиновникам до 40 млрд.долларов в год.
Говоря о причинах всепроникающей коррупции, следует исходить из того, что она почти всегда экономически мотивирована. Коррупционный взрыв в России приходится на начало процесса разгосударствления собственности.
С момента, когда был провозглашен и стал воплощаться в практику известный лозунг «Берите суверенитета столько, сколько проглотите», когда без глубоко осмысленной концепции и программы реформирования страны начались радикальные преобразования в экономике, российское государство надломилось и выпустило из своих рук основные рычаги власти, оказалось в хвосте процессов в решающих областях жизни общества.
Отодвинутое на обочину экономических преобразований, государство периода Б. Ельцина усилиями олигархов и Семьи трансформировалось в орудие криминальной приватизации наиболее прибыльной государственной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования.
Грандиозные масштабы и механизм такой приватизации широко изложены в книге американского журналиста П. Хлебникова «Крестный отец Кремля Борис Березовский или История разграбления России». «В результате приватизации, - пишет автор, - обогатилась лишь небольшая группа «своих». И далее: «…при проведении в 1995-1997 годах залоговых аукционов оставшиеся сокровища российской промышленности Чубайс распродал по номинальным ценам группе «своих».
Назначенные (по выражению В. Путина) быть миллиардерами, новые собственники основных финансовых ресурсов и экономики страны приватизировали и само государство.
Преследуя собственные интересы, финансово-промышленные группы в стремлении подчинить власть своему влиянию подобно спруту опутали госаппарат на всех уровнях взятками, «растаскивают» его между собой, покупают в нем должности и чиновников с нужным административным ресурсом, места в законодательных, правоохранительных и других органах государственного управления.
Коррумпированное чиновничество стало ключевым фактором экономических отношений. Приватизация и передел собственности, доступ на выгодные рынки, борьба с конкурентами, получение преимуществ на выгодных аукционах и тендерах, льготных кредитов и экспортных квот, заказов на инвестиционные проекты, доступа к субсидированному экспорту, распределению и перераспределению государственного бюджета и другие экономически значимые акты, как правило, сопровождаются коррупционными правонарушениями.
Через коррупционные отношения крупный бизнес реализует свои не только экономические, но и политические цели и задачи, воздействует на политические партии и движения.
Таким образом, коррупция – активный элемент криминальных услуг, на которые существует спрос. Чрезмернаязабюрократизированность власти, ее отношений с населением, особенно в области экономических интересов физических и юридических лиц, избыток разрешительных полномочий государственного аппарата и сферы чиновничьего усмотрения, несовершенство и пробельность административного, экономического (прежде всего налогового) законодательства понуждают предпринимателей и других граждан к установлению коррупционных отношений с властью, созданию теневого сектора экономики.
Своими масштабами и всепроникающим характером коррупция, особенно низовая, каждодневно «убеждает» огромные массы людей в своей несокрушимости. Лишь 16,5% опрошенных граждан полагают возможным успешно бороться с этим явлением, но при благоприятных переменах в экономике. Общественный пессимизм, воплощенный в столь низком показателе, отражает слабую эффективность борьбы с коррупцией. В России выявляется всего около 2% коррупционных преступлений, а к уголовной ответственности привлекается реально не более 0,2% лиц, занимающихся коррупционной деятельностью.
Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству. Но снизить ее порог до уровня, когда она теряет характер явления, предшествующего угрозу национальной безопасности, и перестает определять облик власти и сущность государства, можно и должно. Этого достигли многие страны, в частности, Англия, Дания, скандинавские государства, Сингапур, Малайзия. Есть очевидные успехи на этом пути в бывшей социалистической Польше.
В борьбе с коррупцией базовое значение имеют гуманитарное образование, воспитание позитивной ценностной ориентации людей, начиная со школьной скамьи, повышение интеллекта населения на основе обеспечения доступа всех его слоев и каждого человека к знаниям и культуре, консолидации усилий общества и государства, политических сил и СМИ, направленных на искоренение причин и условий коррупции, создание обстановки нетерпимости к ней в обществе.
Пути сокращения коррупции до уровня подконтрольности обществу следует видеть также в упорядочении экономических преобразований, отношений собственности, устранении избыточного администрирования государства, ограничении сферы чиновничьего усмотрения в экономике и других областях жизни людей, создании необходимых условий для свободной экономической деятельности, антикоррупционных механизмов, эффектно работающих судебной и правоохранительных систем.
Указом главы государства создан Совет по борьбе с коррупцией при Президенте Российской Федерации, состоящий из двух профильных комиссий – по противодействию коррупции и по разрешению конфликта интересов. Совет является совещательным органом при Президенте.
Решение об образовании Совета – несомненный шаг вперед в развитии государственной системы противодействия коррупции. То, что эта проблема взята под личный контроль Президента страны, само по себе придаст мощный импульс к усилению борьбы с этим опасным явлением.
Представляется, однако, что Совет – это лишь локомотив «антикоррупционного поезда», который надо сформировать.
Основную тяжесть реальной борьбы с коррупцией несут службы МВД России, прежде всего подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями и организованной преступностью. Но для успешного противодействия этим преступлениям и связанной с ними коррупцией структуры МВД объективно не имеют необходимых и достаточных знаний. Алгоритм этой работы, основанный на приоритете оперативно-розыскных методов, а также профессиональные навыки, которые они получают в повседневной оперативно-розыскной деятельности, не адекватны характеру и сложности рыночных отношений, современных процессов производства, бизнеса и менеджмента, финансовых и экономических систем, интеллектуально утонченным технологиям их криминализации и т.д.
В этом несоответствии главная причина низкой эффективности работы органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.
На наш взгляд, в сложившейся обстановке требуется создание вне системы МВД самостоятельного ведомства по защите экономики от преступных посягательств и борьбе с коррупцией, куда могли бы войти соответствующие структуры МВД с их штатной численностью, возможно финансовая разведка при министерстве финансов России и др.
Имеется в виду, что в деятельности такого ведомства доминирует финансово-экономические методы, в том числе оперативно-экономический анализ, аудит, мониторинг экономики и производства, финансовых и товарных потоков, рынка ценных бумаг, бюджетного и экспортно-импортного процессов и т.д.
В соответствии с этим кадры ведомства должны соединять в себе специалиста в области экономики, финансов и кредитования, банковского и таможенного дела, гражданского, бюджетного, налогового, торгового, валютного, санитарного, экологического, жилищного права а также и уже затем оперативно-розыскной деятельности, уголовного права и уголовного процесса, административного права и административно-служебной деятельности.
Предлагаемый проект носит радикальный характер. Но его появление диктуется той же логикой, что и создание самостоятельного Комитета по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Оценивая данное предложение, следует иметь в виду главное: его реализация – самое правильное, на наш взгляд, решение вопроса о создании эффективной государственной системы борьбы с организованной преступностью, проистекающей из экономики.
КОРРУПЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НЕЙ В РОССИИ
Часть 2
Поскольку главным источником коррупции является олигархический капитал, удаление его от власти- первейшее условие подрыва коррупции. Президент В. Путин продекламировал равноудаленность магнатов от власти. Но реализовать эту линию – дело весьма трудное. Она встречает жесткое противодействие, в том числе со стороны госчиновников, для которых государственная служба стала криминальным бизнесом. В этом противодействии чиновники выступают единым фронтом с теми, кто их приватизировал, опираясь на экономическую и политическую мощь последних.
Важнейшее условие эффективной борьбы с коррупцией есть укрепление государства посредством радикального улучшения кадровой политики в сфере органов власти и управления. В подборе и расстановке кадров на всех уровнях господствуют принципы семейственности, принадлежности к «команде», личной преданности. Распространена продажа должностей в госаппарате. Кадровая практика в государстве подчас просто абсурдна. Примеров на этот счет на всех этажах власти множество.
Требуется реформа в области кадров госаппарата, направленная на обеспечение безусловного приоритета профессионализма, деловитости и нравственности чиновничества, его деприватизацию и декриминализацию. И, как представляется нужен закон , регулирующий эту ключевую область, кодексом поведения государственного служащего здесь не обойтись.