Файл: Анализ коррупции в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При анализе коррупции следует иметь в виду, что она не всегда является уголовно-правовым явлением. В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административно-правовая, так и уголовная ответственность.

Уголовная и административная ответственность предполагает применение к субъекту коррупционного правонарушения санкций, предусмотренных статьями УК РФ и КоАП РФ в рамках уголовного либо административного процесса. Правовым основанием дисциплинарной ответственности являются нормы таких Федеральных законов, как ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» и ряда других.

К коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные правонарушения, а также преступления.

Виды коррупционных правонарушений:

1) гражданско-правовые коррупционные деликты - обладающие признаками коррупции нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных законодательством РФ.

К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:

- принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании, от супругов и родственников этих граждан;

- дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами;

- принятие в дар (и дарение) подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.

б) дисциплинарные коррупционные проступки - обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями проступки, за совершение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание.


Как справедливо указывается в научной литературе, указанные проступки с трудом поддаются систематизации, поскольку достаточно произвольно определяются решениями руководящих органов огромного числа государственных, муниципальных, коммерческих и иных организаций[1].

Например, в военном законодательстве о коррупции и о коррупционных правонарушениях не сказано ни слова. Однако, тем не менее, в перечне грубых дисциплинарных проступков, установленных п. 2 ст. 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» и приложением № 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ, указаны действия, обладающие коррупционными признаками, которые военнослужащий не вправе совершать:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

- использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

-и др.

3) административные коррупционные правонарушения - обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за совершение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность.

К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отнесены следующие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц:


-подкуп избирателей, участников референдума;

-использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; - многие административные правонарушения в области охраны собственности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.

4) коррупционные преступления – предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

К преступлениям коррупционного характера относятся в первую очередь предусмотренные уголовным законодательством деяния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

-воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;

-фальсификация избирательных документов, документов референдума, соединенная с подкупом;

-незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;

- подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

-коммерческий подкуп;

-получение взятки;

-дача взятки;

-провокация взятки либо коммерческого подкупа;

- подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний, либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмотренные уголовным законодательством следующие деяния коррупционного характера, совершенные должностным либо иным лицом с использованием служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности, в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц:

-невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;

-регистрация незаконных сделок с землей;

-контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения;

-злоупотребление должностными и служебными полномочиями;


-незаконное участие в предпринимательской деятельности;

-служебный подлог.

Все отмеченное выше позволяет сделать несколько выводов:

-любое из коррупционных правонарушений связано с эксплуатацией своего служебного статуса;

- действия коррупционера могут трансформироваться в достаточно широкий спектр отклоняющихся форм поведения, в том числе и уголовно наказуемых.

Коррупционная преступность включает разные по своей уголовно-правовой природе деяния. Ее составляют многие преступления против государственной власти, государственной и иной службы. Это, прежде всего, взяточничество (ст.290-291 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст.299 УК РФ), незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ), преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201-204 УК РФ) и целый ряд иных преступлений, в том числе в сфере компьютерной информации – неправомерный доступ к компьютерной информации лицом с использованием своего служебного положения (ч.2 ст. 272 УК РФ).

Согласно мнению некоторых специалистов, вся совокупность коррупционных преступлений может быть разделена на две группы:

- публичные коррупционные преступления, к которым относятся злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), служебный подлог (ст.292 УК РФ), провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч.1. ст.309 УК РФ), а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенного с подкупом (п. «а» ч.2 ст. 141 УК РФ). При наличии корыстной или иной личной заинтересованности – превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

- непубличные коррупционные преступления, к которым относятся подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст.184 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201УК РФ), злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ), превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст.203 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)[2].


  1. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Автореф. дис... д-ра юрид. наук– Люберцы., 2008. – С. 26.; Сторчилова Н.В. Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией // Российский следователь. – 2009. - № 8. – С.28.

  2. Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты. – М. : Волтерс-Клутерс, 2010. – С. 93.