Файл: Rossyskoe_ugolovnoe_pravo_Kurs_lektsy_Chast.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2021

Просмотров: 1995

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ограничения прав лиц при применении принудительных мер медицинского характера связаны с определением (приговором) суда и состоят главным образом в изоляции в медицинском учреж­дении без согласия лица, к которому они применяются. Суще­ствующий в психиатрических медицинских учреждениях режим содержания значительно сужает права и возможности находящихся там лиц.

Избрание принудительных мер медицинского характера воз­можно лишь, если имеются к тому законные основания. В ст. 97 УК они перечислены исчерпывающим образом: совершение обще­ственно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью УК; наличие у лица, совершившего преступление, различного рода и степени психических отклонении; возможность причинения та­кими лицами существенного вреда другим людям или себе; необ­ходимость лечения аномального.

Принудительные меры медицинского характера назначаются судом лицам, совершившим предусмотренные в Особенной части УК деяния в состоянии невменяемости, лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, либо лицам, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, или нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании. Состояние невменяемости, лежащее в основе применения принудительных мер медицинского характера, означает патологичес­кое изменение психических реакций, в результате которых субъект признается больным. Такими болезненными состояниями счита­ются, например: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. При этом ремиссия, т.е. временное улучшение психи­ческой деятельности при фактически неизлеченном заболевании, не влияет на возможность применения принудительных мер ме­дицинского характера. Помимо лиц, совершивших преступление и характеризующихся больной психикой, принудительные меры медицинского характе­ра могут назначаться лицам, страдающим психическими расстрой­ствами, не исключающими вменяемости, т.е. характеризующимся не больной, а лишь аномальной психикой. Внешне аномальная психика может выражаться в различного рода психозах, неврозах и т.п. В отличие от лиц, которые характеризуются патологическим (болезненным) состоянием психики и нуждаются в стационарном лечении, лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, проходят лечение амбулаторно (ч. 2 ст. 99 УК). Амбулаторно лечатся и лица, совершившие об­щественно опасное деяние и страдающие алкоголизмом или нар­котической зависимостью. Условия назначения принудительных мер медицинского характера аномальным правонарушителям сле­дующие: 1) совершение ими общественно опасного деяния; 2) про­гноз медицинских работников о необходимости лечения таких лиц; 3) общественная опасность аномальных.

Общественная опасность аномального правонарушителя заклю­чается в том, что, будучи оставленным без медицинского присмот­ра, он может причинить вред или себе, или окружающим.



Виды принудительных мер медицинского характера и их особенности

(2 вопрос)


Статья 99 УК устанавливает следующие виды принудительных мер медицинского характера: амбулаторное принудительное на­блюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в пси­хиатрическом стационаре общего типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; при­нудительное лечение в психиатрическом стационаре специализиро­ванного типа с интенсивным наблюдением. Данные виды принуди­тельных мер медицинского характера представляют собой, по суще­ству, типы медицинских учреждений, которые различаются режимом содержания и интенсивностью медикаментозного воздействия.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психи­атра (ст. 100 УК) может быть назначено лицу, совершившему про­тивоправное деяние и не нуждающемуся по своему психическо­му состоянию в помещении в психиатрический стационар. При­чем амбулаторное лечение можно избрать лишь в отношении таких правонарушителей, которые совершили преступления, не относя­щиеся к категории тяжких или особо тяжких, и не склонны к аг­рессивным проявлениям.

В отличие от амбулаторного лечения и наблюдения помещение в психиатрический стационар предполагает совершение лицом преступлений, относящихся к тяжким или особо тяжким, и нега­тивный прогноз общественной опасности такого липа.

В психиатрический стационар общего типа помещаются лица, совершившие общественно опасные деяния, как правило, не свя­занные с посягательством на жизнь граждан, и по своему психи­ческому состоянию не нуждающиеся в интенсивном наблюдении, но в то же время требующие больничного содержания и лечения.

Психиатрический стационар специализированного типа пред­назначен для лиц, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении и постоянном наблюдении. Выбор данного типа стационара обусловливается склонностью субъекта к совершению тяжких преступлений, побегам и агрес­сивному поведению.

Психиатрический стационар специализированного типа с ин­тенсивным наблюдением служит для лиц, представляющих осо­бую опасность для себя или других лиц и которые требуют постоянного и интенсивного наблюдения.

Контроль за деятельностью учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь, осуществляют органы местного само­управления. Надзор за соблюдением законности при оказании пси­хиатрической помощи и, в частности, за соблюдением прав паци­ентов осуществляется Генеральным прокурором. Кроме того, в психиатрических стационарах создается независимая от органов здравоохранения служба защиты прав пациентов. Ее представите­ли принимают жалобы пациентов и их заявления, которые разре­шают с администрацией стационара, либо в зависимости от пред­мета жалобы или заявления направляют в прокуратуру или суд.



Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера

(3 вопрос)


Согласно ч. 3 ст. 97 УК, порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством России и иными федеральными законами. В частности, имеется в виду, Закон РФ «О психиатрической по­мощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицу, совершившему общественно опасное деяние и признанно­му в установленном порядке невменяемым, которому не назначе­но наказание. Если субъект совершил преступление в состоянии вменяемости, но, по мнению специалистов, нуждается в лечении от алкоголизма или наркотической зависимости, или психических расстройств, не исключающих вменяемости, то такому лицу суд назначает наказание и принудительные меры медицинского харак­тера, которые могут исполняться параллельно с исполнением на­казания либо предшествовать его исполнению. Мера наказания параллельно с принудительной мерой медицинского характера определяется также лицу, которое заболело психической болезнью после совершения преступления.

Если субъекту назначается наказание наряду с принудительны­ми мерами медицинского характера, то, как правило, последние исполняются прежде исполнения наказания.

При изменении психического состояния лица, подвергнутого принудительным мерам медицинского воздействия, суд по пред­ставлению администрации учреждения, осуществляющего прину­дительное лечение, может изменить вид принудительной меры, прекратить лечение или, напротив, продлить его.

Сроки, в течение которых субъект проходит обязательное ле­чение, не установлены ни законом, ни иным подзаконным актом. Их продолжительность зависит исключительно от достижения целей, стоящих перед принудительными мерами медицинского характера. Однако, согласно правилу ч. 2 ст. 102 УК, лицо, содер­жащееся под наблюдением врача-психиатра, подлежит освидетель­ствованию компетентной врачебной комиссией не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований его дальнейшего содержания в соответствующем учреждении. С уче­том решения комиссии суд может изменить меру содержания, пре­кратить исполнение меры медицинского воздействия или продлить время ее исполнения. Первое продление принудительного лечения можно проводить по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

При параллельном применении принудительных мер медицин­ского характера и наказания сроки содержания в психиатрическом стационаре засчитываются в срок отбывания наказания, установ­ленного судом. В ст. 103 УК изложены правила зачета времени применения принудительных мер медицинского характера только в отношении лишения свободы: из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.





Конфискация имущества



(В основе статья Архипенко Т.В. "Российский следователь", 2008, N 23).

В уголовном законодательстве России конфискация имущества была известна давно и рассматривалась до исключения из УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. в качестве дополнительного наказания. Уголовно-правовая конфискация определялась как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. По правилам ст. 52 УК РФ конфискация имущества устанавливалась за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. При этом не подлежало конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Конфискация также предусмотрена уголовно-процессуальным законом. Ключевым положением уголовно-процессуальной конфискации является то, что имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, сначала признаются вещественными доказательствами по уголовному делу; затем - при вынесении приговора, а также определения о приостановлении или прекращении уголовного дела - как вещественные доказательства они подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ.

Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности исходит из позиции, согласно которой "термин "конфискация" означает наказание или меру, назначенную судом в связи с уголовным правонарушением или уголовными правонарушениями, приводящую к лишению имущества".

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" вернул конфискацию имущества в отечественную правовую систему. В связи с восстановлением в УК РФ конфискации имущества изменилось название раздела VI "Иные меры уголовно-правового характера" и его структурное содержание. Теперь в раздел включено две главы: гл. 15 "Принудительные меры медицинского характера" и гл. 15.1 "Конфискация имущества".

Иные меры уголовно-правового характера являются мерами государственного принуждения, поскольку они предусмотрены уголовно-правовыми нормами материального, процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Их можно определить как особую уголовно-правовую форму государственного принуждения, содержание которой зависит от вида выбранных мер. Содержание конфискации имущества как формы государственного принуждения состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства определенного имущества.


Иные меры уголовно-правового характера можно сгруппировать по признаку применения таких мер вместо наказания и наряду с наказанием.

Вместо наказания применяются принудительные меры медицинского и воспитательного характера, а также разные виды отсрочек. Конфискация имущества относится к мерам, применяемым наряду с наказанием.

Несмотря на то что раздел VI УК РФ содержит только меры медицинского характера и конфискацию имущества, ученые считают, что данный список гораздо шире. К иным мерам уголовно-правового характера, в частности, относят также меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним при освобождении их от уголовной ответственности или от наказания (ст. ст. 91, 92 УК РФ), условное осуждение, отсрочку исполнения приговора беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ), условно-досрочное освобождение.

С.Г. Келина считает, что кроме вышеперечисленных мер к иным мерам относятся также дополнительные наказания, которые могут применяться по усмотрению суда независимо от того, определены или не определены они в санкции за конкретное преступление, а также судимость. К таким видам дополнительных наказаний относятся лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). "В тех случаях, когда эти дополнительные виды наказаний применяются, будучи не предусмотренными в санкции за соответствующее деяние, они могут рассматриваться как иные меры уголовно-правового характера, так как устанавливаются судом к лицу, признанному виновным в совершении преступления, связаны с определенными правоограничениями, не являются карой, а применяются в целях удержания осужденного от повторного нарушения уголовного закона"

Сходство иных мер уголовно-правового характера с наказанием заключается в следующем:

1) эти меры назначаются судом;

2) являются правовым последствием совершенного преступления;

3) УК РФ предусмотрены основания и порядок их применения;

4) представляют собой государственное принуждение;

5) по своему содержанию эти меры направлены на определенные правоограничения лиц, виновных в совершении противоправного деяния;

6) назначение иных мер состоит в том, чтобы удержать лицо от повторного нарушения уголовного закона, т.е. они направлены на достижение таких же целей, что и наказание, - предупреждение совершения преступления, перевоспитание преступника.

В то же время иные меры уголовно-правового характера принципиально отличаются от наказания. Можно выделить следующие характерные черты комплекса указанных мер:

1) определяются судом по его усмотрению не за каждое совершенное преступление, а по необходимости;