Файл: Литература. Живопись. Скульптура. Театр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, комплекс Смольного монатрыря). Одно из выдающихся достижение Растрелли – это создание комплексов парадных интерьеров (обилие золота, света, лепнины,бронзы, зеркал). Архитектура ярко передающая новые тенденции в архитектуре, может быть представлена Палатами дьяка Аверкия Кириллова, что на Берсеневской набережной в Москве. Новшества имели и здания административно-хозяйственного назначения (например, здание Арсенала начала 18 в. в Кремле). В 60-е г. 18 в. на смену барокко приходит классицизм, использовавший античные традиции и отличавшийся благородной и величавой простотой. В развитии классицизма во второй половине 18 в. прослеживаются два этапа:

1) ранний классицизм (60-80 гг.), когда ведущее значение имели общественные здания, архитектурные формы которых определяли характер и всех других построек;

2) строгий классицизм (80-90 гг.), когда преобладали частные дворцы и усадебные постройки с присущей традиционной схемой. Крупнейшими зодчими классицизма являлись: в Петербурге – Кваренги (Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе; Н.А. Львов (Главный почтамт в Петербурге); Ч. Камерон (создатель дворцово-парковых ансамблей в пригородах Петербурга); И.Е. Старов (Таврический дворец); в Москве – В.И. Баженов (проект Кремлевского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно (стиль псевдоготика), Дом Пашкова); М.Ф. Казаков (Петровский дворец, здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета на Моховой, Голицынская больница).

Принципиально новая архитектура создала основу новой столицы России – Петербурга. Здесь с самого начала получил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со сдержанным суховатым декором, со стремлением к максимальной рациональности. Носителем этой тенденции был Д. Трезини. В первую очередь, это знаменитый собор Петра и Павла (1712-1732). Трезини принял активное участие и в планировке Петербурга, в частности, его Васильевской части. Временный деревянный Петербург быстро сменился «мазанковым», а этот последний уступил место каменному городу регулярной планировки (для этого во всем государстве было запрещено каменное строительство: Россия была бедна строительным камнем). Облик города создавали общественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские коллегии 1723-1734 гг.). В облик Петербурга вложили труд такие архитекторы, как Жан-Батист Леблон,
Варфоломей Растрелли, А.Д. Захаров, И. Коробов и др.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из исторически значимых аспектов петровских преобразований – крутые реформы в области культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности Петра 1. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой русской культуры в 18 в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизованному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России. Ведь только в 19 столетии, после национальных потрясений Отечественной войны 1812 г. господствующий класс страны вновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры.

В стране создается общество с высокими умственными интересами и духовными запросами. Русская Православная Церковь постепенно утратила роль в просвещении и культуре. Светский характер, открытость к культурам западноевропейских народов, развитие рационализма, внимание к человеческой личности резко отличают культуру 18 в. от культуры предшествующего периода. Характерной чертой историко-культурного процесса становится его ускорение и усложнение, демократизация культуры, изменение знаковой системы Древней Руси. Создается новая знаковая система передачи информации. К последней трети столетия сложилась система новых ценностей, требований к личности и обществу. Новая система ценностей повлияла на смену направлений в искусстве. Почти до конца века в российской культуре царит классицизм культа разума, подчинения человека обществу и государству во имя построения идеальной системы общежития. В конце 18 в. классицизм не выдерживает натиска сентиментализма, культ разума сменяется культом чувства. Но российский 18 в. хотя и был дилетантом, но не во всем. Он смог профессионально высказаться в архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи.


ЛИТЕРАТУРА.

1. А.Н.Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов «История России с начала 18 до конца 19 в.» Институт Российской истории РАН, Москва АСТ 2001г.

2. Очерки русской культуры 18 в. 4.1-4 Москва 1986-1990 гг.

3. В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов «История России» Московский университет изд. ГИС 1996 г.