Добавлен: 23.10.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» |
Кафедра теоретической и прикладной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика производственного предприятия »
на тему: Промышленная политика: цели, инструменты и модели
Студент (ка) ______2 ____ курса
Гусева Екатерина Сергеевна
(фамилия, имя, отчество)
eboz0121076
(группа, шифр)
Руководитель
кандидат экономических наук, доцент
Нитяго Ирина Васильевна
(должность, ученое звание, ученая степень)
(фамилия, имя, отчество)
Оценка после защиты
_____________________________
Состав комиссии:
_____________________________
(подпись) (ФИО)
_____________________________
(подпись) (ФИО)
Дата защиты__________________
Новосибирск 2023
Содержание
Введение 2
1. Теоретические основы промышленной политики государства 4
1.1. Понятие и цели промышленной политики 4
1.2. Инструменты и модели промышленной политики 8
2. зарубежная промышленная политика 16
2.1. Зарубежный опыт промышленной политики 16
2.2. Основные инструменты промышленной политики в ключевых промышленно развитых зарубежных странах 18
3. промышленная политика РФ 24
3.1. Регулирование развития промышленной политики в РФ 24
.3.2.Современная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации 29
Заключение 35
Библиографический список 37
Введение
Промышленная политика представляет собой целостную систему законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений, мер и действий по управлению динамикой индустриального комплекса и в целом материального производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития и национальной безопасности страны, которая реализуется как методами макроэкономического регулирования (создание правил и условий, мотиваций поведения участников рынка, бюджетное перераспределение ресурсов), так и административными методами. В состав ее инструментов входят также формирование общественного мнения и ценностных шкал, организация диалога рыночных субъектов и государственной власти, согласование интересов на территории (горизонтальное) и межуровневое (вертикаль власти).
Целью курсовой работы является исследование целей, инструментов и моделей промышленной политики государства
Задачи курсовой работы состоят в раскрытии следующих вопросов:
1. Теоретические основы промышленной политики;
2. Промышленная политика развитых зарубежных стран;
3. Промышленная политика РФ.
Объект исследования – механизм формирования и реализации промышленной политики государства.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в экономике государства в процессе формирования и реализации промышленной политики.
Информационной базой при написании курсовой работы получили статистические данные министерств и ведомств, нормативно правовые акты РФ по исследуемой проблеме. Также, в процессе подготовки работы использовались материалы отечественных авторов по исследуемому вопросу, а также материалы, размещенные в сети Интернет.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, метод научной абстракции, статистический метод, метод экспертных оценок, метод группировки данных.
Научная новизна исследования заключается в расширении представлений о содержании промышленной политики государства и указывает, что в ближайшем будущем основным документом промышленной политики должна стать концепция устойчивого развития промышленности, предполагающая системное понимание развития промышленного комплекса региона, а также содержащая конструктивные ориентиры промышленной политики.
Указанная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, библиографический список.
1. Теоретические основы промышленной политики государства
1.1. Понятие и цели промышленной политики
Промышленная политика понимается также как «комплекс мер государственного регулирования экономических процессов на отраслевом и корпоративном уровнях, направленный на стимулирование инновационной активности, структурной перестройки экономики и экономического роста» [14, С. 203].
Промышленная политика является лишь одним из направлении государственной политики, имеющим определенные точки соприкосновения с другими ее областями, но в то же время характеризующимся специфическими целями и инструментами реализации. В отличие от макроэкономической политики объектом промышленной политики не является народное хозяйство в целом.
Системный подход к пониманию промышленной политики означает также, что государство должно предусматривать соответствующую поддержку не только конкретным хозяйствующим субъектам, но и формировать приоритеты реализации промышленного потенциала, структурных преобразований, учитывать территориальные особенности экономического развития, инициировать формирование и развитие благоприятной институциональной среды. При разработке промышленной политики на базе системного подхода особое внимание необходимо обратить на согласованность и взаимный учет требований, предъявляемых к другим видам государственной политики, а также их требований к формированию целей, принципов, форм и методов реализации промышленной политики.
Государственная промышленная политика в узком смысле понимается как макроэкономическая политика в области управления отдельными отраслями и предприятиями. В ее рамках могут ставиться задачи увеличения (сокращения) выпуска той или иной продукции, достижения адекватной требованиям экономики структуры промышленности, механизации отдельных производств, создания новых отраслей, предотвращения неэффективных инвестиций или восполнения их дефицита в отдельных секторах, развития малого и среднего предпринимательства, экономии ресурсов, экологической безопасности.
В отечественной экономике понятие «промышленной политики» стало трактоваться как «государственная политика в области промышленности», «государственная поддержка промышленности», «политика промышленного развития».
Основы российской национальной промышленной политики, сформулированные с учетом основных позиций, изложенных в современной экономической литературе, состоят в следующем:
1. Промышленная политика является составной неотъемлемой частью государственного экономического регулирования, она не подменяет его, а только дополняет, конкретизирует. Как элемент системы социально-экономического воздействия на национальное хозяйство промышленная политика равноправна с инвестиционной, финансовой, инновационной, социальной, внешнеэкономической и другими видами политики макроэкономического регулирования.
Предмет и центральное звено промышленной политики – межотраслевые пропорции, структурные сдвиги в промышленности. Такая трактовка промышленной политики означает, что это не система текущих мер, а средне- и долгосрочная политика, поскольку серьезные структурные сдвиги требуют времени, как и оценка их результатов.
2. Стратегической целью государственной промышленной политики России является создание многоотраслевого, высокотехнологичного, конкурентоспособного промышленного комплекса. На него возлагается укрепление экономической независимости и национальной безопасности страны, повышение уровня жизни народа, оздоровление экологической обстановки и интеграция России в систему мирохозяйственных связей на равноправных взаимовыгодных условиях. На пути движения к стратегической цели очень важно обеспечение расширенного воспроизводства в промышленности.
3. Основой для детализированной проработки промышленной политики России должна служить стратегия развития страны, составной частью которой является новая региональная политика, выстраивающая этапные задачи пространственного развития экономики России.
4. Ключевым фактором успешной реализации национальной промышленной политики России является укрепление российской государственности, завершение процесса консолидации национального государства
5. Целенаправленные структурные преобразования в рамках промышленной политики требуют соответствующей инвестиционной поддержки и адекватных государственных трансформационных действия. В фазе адаптации промышленности к рыночным преобразованиям промышленная политика реализуется как программа селективной поддержки и создания новых «полюсов роста» в этом секторе экономики. В фазе стимулирования экономического роста промышленная политика формирует условия для реализации приоритетов развития индустриального сектора путем создания соответствующей внешней среды для его оптимального функционирования.
Существует также понимание промышленной политики, связанное с формулировкой ее цели как инструмента решения экономических и социальных проблем общества. Трактовка промышленной политики как инструмента повышения эффективности производства, повышения бюджетной обеспеченности территории, уровня и качества жизни населения и т.д. также уязвима, поскольку она фактически подменяет понятие экономической или социальной политики [14, С. 205].
Все вышесказанное позволяет предложить следующее понятие промышленной политики. В современных условиях промышленная политика представляет собой составную часть стратегии общественного развития, основанной на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной
, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом. Механизм ее реализации предполагает систему правовых, экономических, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования. Сущность промышленной политики заключается в обоснованном выборе ее субъектами приоритетных видов деятельности и в оказании им эффективной поддержки[16, с. 17].
Вывод: В структуре любой экономики сосуществуют отрасли и технологии различного уровня. Реальное технологическое лидерство, как и технологическая отсталость, имеют локальную природу и могут быть корректно определены лишь применительно к отдельным производствам, подотраслям, редко - к агрегированным отраслям национальной экономики. Ни одна из стран не является лидером по технологическому уровню производства по всему спектру видов деятельности, представленных в ее национальной экономике.
1.2. Инструменты и модели промышленной политики
Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем: собственник (или совладелец); поставщик (продавец) факторов производства; потребитель произведенной продукции; получатель налоговых платежей; регулятор рынков факторов производства и конечной продукции; регулятор деятельности производителя; арбитр в хозяйственных спорах; политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.
В качестве получателя налоговых платежей, регулятора и арбитра государство реализует властные полномочия, т.е. может осуществлять принуждение или угрозу принуждения. В других ролях оно выступает равноправным субъектом по отношению к другим участникам рынка и/или иностранным государствам[12, с.44-45].
Все перечисленные роли государства в отношении производителя предоставляют в его руки разнообразные инструменты (средства), которые могут быть использованы для проведения промышленной политики. Набор таких мер воздействия составляет инструментарий промышленной политики:
1) Регулирование прав собственности и корпоративных структур