Файл: Организация профилактики отклоняющегося поведения личного состава в подразделениях гпс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2023

Просмотров: 1065

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Начальник 11-ОГПС

ГКУ по делам ГО, ЧС и ПБ

Нижегородской области

_____________ А.П. Тузов

«_____» __________2021г.

ПЛАН - КОНСПЕКТ

проведения занятий с личным составом дежурных караулов 6 ПЧ

по общественно - государственной подготовке с 18.04.2021 по 21.04.2021г.
ТЕМА: «Организация профилактики отклоняющегося поведения личного состава в подразделениях ГПС»
ВИД ЗАНЯТИЯ: классно-групповое ОТВОДИМОЕ ВРЕМЯ: 1 уч.час
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Актуализировать внимание работников к рассматриваемой теме путем доведения положений руководящих документов, а также рекомендаций и требований по организации служебной деятельности с целью профилактики и преодоления наиболее острых форм отклоняющегося поведения среди личного состава в подразделениях ГПС.
Литература, используемая при проведении занятия:

1. Профилактика самоубийств: Методическое пособие. - М.: ГУВР МО РФ, 1995.

2. Сыромятников И., Чайка В. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика. - М: ВУ, 2001.

3. Буранов С. Методика работы сержантов (старшин) по профилактике отклоняющегося поведения у подчиненных // Ориентир. - 2005. - №. 5

4. Чесноков Н. Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2005. - №. 4

Развернутый план занятия:

1. Учебный вопрос №1 -Сущность отклоняющегося поведения , 20 мин.

Сущность отклоняющегося поведения

Количественные и качественные показатели процессов, характеризующих состояние правопорядка, воинской дисциплины и морально-психологического состояния в воинских коллективах, направляют внимание органов военного управления, должностных лиц частей и подразделений на насущные проблемы обеспечения безопасности военной службы. Устойчивая, негативная статистика последних лет наглядно демонстрирует реальную картину армейской действительности. Ее причины общеизвестны. Существенную часть из них составляют неблагоприятные социальные факторы: неукомплектованность подразделений личным составом; неудовлетворительные социально-психологические характеристики призывников; недостаточная ресурсная обеспеченность жизнедеятельности войск и др. Вместе с тем существуют и внутренние предпосылки неблагоприятных явлений, которые являются следствием серьезных упущений в организации и содержании служебной деятельности должностных лиц частей и подразделений.


Однако в отечественной психологии ОП рассматривается не как результат «прирожденных механизмов», а как следствие социально-психологических причин, в том числе характера микросреды, групповых взаимоотношений, недостатка воспитания и т.п. Именно под их воздействием возникают и развиваются такие виды ОП, как агрессия, аномия и фрустрация.

Агрессия - поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности, неполноценности и т.д.).

Аномия - ОП, вызванное отсутствием целей в жизни, чувством изолированности и гнетущего одиночества.

Фрустрация - поведение, возникающее как негативная реакция на непреодолимую преграду, препятствие, мешающее достижению цели и удовлетворению актуальной потребности.

Центральным звеном проблемы отклоняющегося поведения является сама личность. Именно через нее осуществляется сложное взаимодействие «причины - среда» и «ситуация - личность - деяние - меры».

Рассматривая социально-психологические особенности личности военнослужащего с ОП, необходимо уяснить сущность данного феномена. Личность есть целостная система, неразрывное единство взаимосвязанных качеств, которые природный индивид приобретает в конкретно-исторических условиях существования на основе деятельности, общения и познания. Структура личности с ОП, так же, как и личности «в норме», обусловлена влиянием жизни, характером отношений. Нет какого-то единого свойства, которое бы вызывало ОП и отличало лиц, склонных к такому поведению, от лиц, соблюдающих социальные нормы. Хотя, несомненно, имеется такая категория людей (например, преступники-рецидивисты), которая наделена определенным комплексом черт, характерных для разных типов нарушителей социальной нормы, что связанно не с генетической предопределенностью, а с их образом жизни и биографией. Этот комплекс включает: негативное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных ценностях; специфические негативные черты личного опыта; повышенную возбудимость и агрессивность; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении и т.п. Когда подобные комплексы черт личности вступают во взаимодействие с определенной ситуацией, то они содействуют выбору противоправного (ненормативного) пути достижения цели.



Рассмотрение социально-психологических особенностей военнослужащих с ОП позволяет выделить некоторые их характерные признаки.

Во-первых, это стремление к приспособлению, которое состоит в тщательном сокрытии (маскировке) болезненного тщеславия, желания любой ценой удовлетворить свои потребности, получить личную выгоду или сохранить в тайне негативную направленность своих интересов.

Во-вторых, это страсть к моде: гипертрофированная мода на определенные прически, различные подвески, нашейные знаки и другие предметы.

В-третьих, заметное расхождение между знанием норм, ценностей и реальными поступками.

В-четвертых, раздвоение и противоречивость убеждений.

Психологи на основе опыта исследований направленности личности и особенностей ее поведения дают следующую типологию лиц с ОП.

Первая группа характеризуется устойчивым комплексом аморальных, примитивных потребностей, стремлением ее представителей к потребительству, деформации ценностей и отношений. Отличительные черты таких людей - эгоизм, равнодушие, неустойчивость, цинизм, озлобленность, вспыльчивость.

Вторую группу составляют лица с деформированными потребностями, Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых. Их отличает импульсивность, быстрая смена настроений, ленивость, раздражительность. У них извращены представления о товариществе, мужестве, долге, чести. Им доставляют удовольствие чужая боль, несчастье, унижение.

Третью группу лиц с ОП характеризует внутренний конфликт между деформированными и позитивными устремлениями, ценностями, отношениями. Они отличаются выраженным приспособленчеством, притворством, лживостью. Эти люди, как правило, лишены потребности в социально-значимых достижениях, успехах, апатичны.

Четвертую группу составляют личности, которые отличаются незначительными деформациями потребностей, но в то же время у них отсутствуют социальные интересы, и ограничен круг общения. Такие люди безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными. Для них характерны трусливость и мстительность.

Данная типология, при всей ее условности, показывает четкое преобладание у личности с ОП примитивных и низменных потребностей, недостаточно развитую волевую регуляцию, узость интересов, эгоизм, цинизм, равнодушие, неприязнь к нормальной среде.


Обуславливая с ь многими факторами, ОП немалого числа людей связано и с различными психическими заболеваниями. Однако рассмотрение таких случаев относится к области патопсихологии и психиатрии.

Вместе с тем для некоторых подобных лиц характерны так называемые пограничные состояния (на границе нормы и отклонения), неврозы, патологические отклонения в характере, которые не являются болезнью. Психопатологические черты личность в большинстве случаев приобретает не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Знание и учет психологических закономерностей возникновения и развития ОП у военнослужащих позволяет должностным лицам более качественно организовать профилактическую и коррекционную работу с данной категорией подчиненных на основе современных положений психологической теории и практики.

2. Учебный вопрос №2 -Профилактика суицида в коллективах, 20 мин.

Профилактика суицида в коллективах

Одной из наиболее острых практических проблем, требующих повышенного внимания в системе обеспечения безопасности военной службы, являются профилактика и предупреждение самоубийств среди военнослужащих.

Явление самоубийства (суицид) чаще всего объясняется специалистами как следствие и результат глубокого психологического кризиса человека, причем такой силы, что весь предыдущий жизненный опыт личности, решившейся на данный трагический акт, не может подсказать иного выхода из ситуации, которая считается тупиковой. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно, под влиянием сильного аффекта, как, например: глубокое публичное оскорбление; страх позора и унижения; измена любимого или утрата очень близкого человека; жестокая несправедливость со стороны должностных лиц или коллектива и т.п. Чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, формируясь в сложный «букет» негативных эмоций. Они накладываются одна на другую, сплетаясь в тугой, сложно распутываемый узел жизненных проблем. Постоянная тревога переходит в гнетущую депрессию, депрессия в - безысходность и итог - потеря смысла «такой» жизни. Человек утрачивает веру в себя, в способность окружающих помочь ему.

В обыденном объяснении суицидального поведения сложились некоторые устойчивые ошибочные представления, которые вводят нас в заблуждение. Поэтому командирам (начальникам) необходимо их четко усвоить, чтобы не повторять эти ошибки на практике.


Определение риска возможного суицида - задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях человек может быть включен в «группу риска», не имеют однозначного ответа, поскольку само понятие суицидального риска подразумевает несколько значений и подходов.

Во-первых, вероятность возникновения любой формы суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск.

Во-вторых, вероятность реализации имеющихся суицидальных тенденций, т.е. риск суицидальных действий - покушений на самоубийство.

В-третьих, вероятность рецидива суицидальных актов, т.е. риск повторных суицидов.

Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска.

К числу факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения, т.е. общий суицидальный риск, относятся: тяжелая морально-психологическая обстановка в ближайшем социальном окружении - в коллективе, семье; условия семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве; матриархальный стиль отношений в семье; эмоциональная депривация, отверженность в детстве; воспитание в неблагополучной семье; воспитание в семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или суицидальные угрозы со стороны близких; возрастные особенности потенциального суицидента); хронологические принципы (время года, дни недели, время суток; частая смена места жительства, учебы, работы; активное употребление алкоголя и наркотических средств и др.).

К признакам суицидального ОП относятся: открытые высказывания о желании покончить с собой (сослуживцам, в письмах родственникам и знакомым, любимым девушкам); косвенные намеки на возможность суицидальных действий; активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой; фиксация на примерах самоубийства; чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое воинское подразделение, учебное заведение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам; нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в воинском коллективе, стремление к уединению; изменившийся стереотип поведения (несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых); утрата интереса к окружающему; размышления на тему самоубийства могут приобретать художественное оформление (в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние).