Файл: Организация профилактики отклоняющегося поведения личного состава в подразделениях гпс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2023

Просмотров: 1066

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При оценке суицидальности должностным лицам в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять также и анти-суицидальные предпосылки. На индивидуальном уровне - это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное - к смерти, широта диапазона приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность действия механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения анти-суицидальных личностных факторов могут быть, например: эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о греховности и позорности суицида; представления о неиспользованных жизненных возможностях и т.д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному человеку, тем прочнее его анти-суицидальный барьер, тем мало вероятнее суицидальные действия, и наоборот.

Эффективность противодействия такому ОП зависит прежде всего от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов. Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. К ним следует отнести:

- правильное и четкое планирование и организацию повседневной жизнедеятельности, быта и досуга в воинских коллективах;

- организацию мероприятий психогигиенического и психопрофилактического характера, обеспечивающих сохранение психического здоровья военнослужащих;

- обеспечение социальной защищенности, соблюдение конституционных прав людей;

- предупреждение нездоровых взаимоотношений между членами воинского коллектива;

- выявление групп высокого суицидального риска;

- умение должностных лиц распознавать потенциальных самоубийц;

- адекватную и своевременную психологическую помощь военнослужащим, находящимся в состоянии острого личностного кризиса.

Основными задачами деятельности должностных лиц, связанными с суицидологической профилактикой, являются:

- изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных неформальных групп, проведение психологических обследований личного состава в целях выявления людей с повышенным суицидальным риском;


- выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременная выработка предложений о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению;

- активное участие в создании в воинских коллективах благоприятной, уважительной атмосферы;

- своевременная разработка мероприятий для работы с воинами, имеющими признаки затруднений в адаптации;

- проведение психологического анализа каждого случая суицида и привлечение специалистов-экспертов для расследования дел, связанных с самоубийствами;

- организация реабилитационных мероприятий с людьми, совершившими суицидальную попытку;

- проведение занятий со всеми категориями военнослужащих, членами их семей по профилактике самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи суицидентам, в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавания лиц с высокой вероятностью суицидального поступка.

Вышеописанные теоретические основы и практические задачи профилактики ОП военнослужащих нуждаются в надежном методическом арсенале их реализации. Методический комплекс приемов и средств психолого-педагогического обеспечения профилактики ОП позволяет:

во-первых, проводить диагностику по выявлению лиц «группы риска», а также социально-психологических и других негативных предпосылок, способствующих развитию суицидальных намерений военнослужащих;

во-вторых, осуществлять целенаправленную коррекционную и реабилитационную деятельность с целью изменения и вытеснения суицидальных установок у лиц с симптомами суицидального риска.

В настоящее время исследователями и практиками накоплен богатый опыт применения общенаучных и специальных методов (методик) диагностики и коррекции суицидального поведения.

К методическому инструментарию, имеющему высокую эффективность, специалисты относят: наблюдение; беседу; биографический метод изучения личности; анализ документов; анализ результатов и продуктов деятельности; анализ поведения личности в естественных и экспериментально-созданных ситуациях свободного выбора; экспертный опрос; психолого-педагогический консилиум; социометрический опрос и др.

Применение методов диагностики для выявления симптомов суицидального поведения у военнослужащих,

оценки их остроты, постановки квалифицированного диагноза и достоверного прогноза возможно на основе научных знаний о сущности, содержании, причинах, факторах и особенностях ОП у различных категорий военнослужащих, а также принципах и технике применения методического инструментария диагностического обследования. Важным условием успешности диагностики ОП является целенаправленная высокомотивированная индивидуально-воспитательная и психолого-педагогическая деятельность командиров и начальников с подчиненными. Наряду с вышеперечисленными методами работы важное место в профилактике ОП занимает система практических мероприятий (организационных, воспитательных, правовых, культурнодосуговых, социально-психологических), целью которых является создание благоприятных условий службы, учебы, отдыха и взаимоотношений военнослужащих. При реализации вышеперечисленного важно усвоить и строго придерживаться принципов избирательности, практической целесообразности, координации и взаимосогласованости усилий всех участников процесса профилактики. В основе успеха данной работы лежит продуманная преемственность квалифицированных и разноплановых форм и методов работы с нуждающимися в ней военнослужащими.

3.Учебный вопрос №3 – Подведения итого. Выборочный опрос личного состава по усвоенному материалу, 5 мин.

«____» ________________ 20___ г.
Руководитель занятия:

Начальник 6-ПЧ 11-ОГПС _________ В.А.Шапошников